Сергей Ильин
генеральный директор Научного общества "Байкальский Аналитический Центр"

Губернаторский фонд креативной индустрии

При проведении модернизации не следует опираться ни на прошлое (архаизмы), ни на будущее (футуризмы). В первом случае очень высок риск хождения по кругам при недостижении цели. Второе существует лишь как идеальные модели, нередко несбыточные, если вспомнить, как почти семьдесят пять лет в нашей стране строили в мутном настоящем светлое будущее. Да и новое информационное будущее существует пока для специалистов в западных теориях и технике. Истина состоит в том, чтобы как никогда опереться на настоящее, на интересы ныне живущих людей, на реальную жизнь. Если народу объяснить его перспективы в пошаговом модернизационном развитии, то с таким народом можно построить второй БАМ и что-то значимее.

Однако и здесь следует избегать конъюнктурного подстраивания под текущие потребительские интересы большинства общества. На пути модернизации не нужны ни обещание "райских кущ", ни возвеличивание интеллектуалов, ни преувеличение трудностей, ни принижение потенциала народа. Хотя нам и не избежать формирования общества массового потребления, но оно должно быть отлично от американского и европейского вариантов изначальной социальной ориентированностью государства и возможностью идти своим путем и учиться успешности у других. К сожалению, тот путь, которым мы пытаемся идти, в высокой степени отражает доставшийся по наследству от советской системы и, в иных проявлениях, частично заимствован у западных стран интервенцианизм. Нам крайне нужен выбор своего пути.

Решением проблем продвижения модернизации с учетом специфики региона станет учреждение Губернаторского фонда креативной индустрии (сокр. ГФКИ, англ. Governor's Fund of Creative Industries, сокр. GFCI) как региональной структуры под эгидой губернатора Иркутской области, с представителями в муниципальных образованиях. Обозначенная в названии принадлежность к высшему лицу области придаст процессу государственный статус и поддержку заинтересованных сторон. Прямое указание на креативную индустрию указывает стратегию пути.

Соблазнительно создать фонд как внебюджетный фонд или автономное госучреждение. Но фонд как организационно-правовая форма должен задавать принципы инновационной деятельности. Фонд целесообразно обеспечить федеральным, региональным и частно-государственным совместным финансированием. Структура, которая призвана двигать в регионе модернизацию, должна получить стартап возможности, привлекать частный бизнес и получать прибыль от предпринимательства и реинвестировать его в инновации.

Напомню, что в основу становления частной корпорации Microsoft Бил Гейтс положил венчурный капитал бизнес-ангела. Целью деятельности фонда должна стать разработка прикладных программ общественного развития региона; формирование в региональной практике нового сетевого механизма диффузии инноваций и технологичных процессов управления; выработка актуальных концептов проектирования новой региональной реальности (политической, социальной, экономической и т. д.); организация разработки прорывных проектов экономического развития региона; внедрение в управление дорожных карт, HIGH технологий, NBICS-конвергенции и других передовых новаций; создание цивилизованной телекоммуникационной самоуправляемой системы взаимодействия власти и гражданского общества и т. д. В срезе приоритетов формирующегося "общества знаний и технологий" ("информационного общества"), новых принципов федеральной региональной политики в РФ – "поляризованного (сфокусированного) развития регионов", а также "дифференциации регионального развития", под воздействием глобальных вызовов, предлагаемые меры выглядят авангардными, но адекватными необходимости преобразования региона. Сеть позволит структурировать, а значит функционализировать, результировать модернизационный процесс, сделать его измеряемым, не зависимым от местечковости, вовлечь регион в реальную модернизацию, подвигнуть к поиску новых ресурсов и источников самофинансирования, экономической самостоятельности в глобализирующемся мире.

Фонд позволит поднять модернизационную работу на порядок выше, так как сделает ее специализированной, высокопрофессиональной, эффективной и социально значимой. Фонд станет стимулировать к жизни новые отрасли, которые не только инновационные по сути, но и будущие источники доходов бюджета области. Он будет взаимодействовать с губернаторами, правительствами, депутатскими составами, местными органами власти и управления в вопросах их системного развития, оптимизации, рационализации, позиционирования, инноваций, эффективности деятельности. К его ведению и созданным им новым структурам могут отойти многие функции органов власти: наукоемкие, медиаинформационные, аналитические, высокотехнологичные, экспертные, общественное позиционирование, стратегии управления, механизмы регулирования, прогнозные, моделирующие, социологические, телекоммуникационные и другие значимые, но непрофильные для органов власти. Бюрократический аппарат сократится, управление освободится от неопределенности и факторов торможения, эффективность управления возрастет, оно станет технологичным и высокопрофессиональным, а не функциональным, как сейчас.

Появится возможность решать новые задачи: международная региональная политика, проектирование новой социально-политической реальности, концептология регионального развития, тестирование и психометрика кадров, внедрения телекоммуникаций, формирование сетевого механизма инноваций, формирование новой отрасли – творческой экономики, реструктурализация исполнительных органов власти, разработка принципов регионального управления на основе новой парадигмы экономики регионов, организация целенаправленной работы с интеллектуалами, новаторами и инновациями и др. Со временем фонд станет основой не только для ряда новых научных, общественных и некоммерческих структур, но и реструктуризации правительства посредством образования в его структуре нового министерства креативной индустрии (МИНКРИН). Это тенденция развития и перспектива ближайших изменений общества. Не видеть этого, не соответствовать этому не просто алогичность, но и невежество.

Власть исторически устроена иерархично и традиционно опирается на "директивно-командную модель управления". Модернизационному процессу, формирующемуся информационному обществу больше соответствует "компетентностно-сетевая модель управления", в которой главное – методологическая разработанность процесса "информационного" управления (а не "инженерно-менеджериального"), системная технологичность, приоритеты в решении задач, уровень полномочий, объем компетенций, правовая ответственность, социальная значимость и общественная оценка результатов. Вертикаль власти дополнится сетевой организацией управления и поддержания общественной безопасности. И это уже не поиск "устойчивости" вертикали власти, это укрепление "горизонтальных опор", каркаса вертикали власти.

Процесс модернизации не может и не должен идти только сверху вниз. В условиях рынка он должен идти разнонаправлено. Однако существующая модель (структура) власти не может поддержать такую сложность и неизбежно упрощает сам процесс. Другим механизмом должен стать сетевой (в пространстве), системный (во взаимодействии структур), телекоммуникационный (по инструментарию) и информационный (по технологии). Сегодня практически все сводится либо к простому употреблению модных слов, либо беспредметному теоретизированию, либо техницизму (провайдерскому пониманию). Основными проявлениями стали шаблоны, стереотипы, клише, универсальный язык, информация как таковая (ее первичный уровень, не структурированный в "данные", не осмысленный "интеллектом", не верифицированный в "знания"). Вот и получается, что задачи "цифрового" уровня пока решаются "аналоговым" способом. Отсюда низкие темпы, качество и результат в продвижении модернизации. Для того чтобы на деле изменить ситуацию, нужно модернизировать саму систему управления. По аналогии с тем, что "если хочешь управлять миром, то измени управление".

С оригиналом авторского материала можно ознакомиться здесь

фото: Практики 21


 


Теги: инновации инвестиции бизнес

 

Близкие материалы по тегам:


Поделиться информацией: