Яков Савченко
политолог

В политических джунглях

В политических джунглях (от 19.12)

Истекшая неделя была пестра разноплановыми и разнокалиберными политическими событиями. Основное впечатление при наблюдении со стороны – Кремль и оппозиция соревнуются между собой в глупости, ухудшая своими действиями не только собственные позиции, но и положение в стране в целом.

Сначала оргкомитет по проведению очередного протестного митинга принял решение транслировать свое заседание в прямом эфире. Видимо, главной мыслью писателя Бориса Акунина, предложившего именно такой формат проведения оргкомитета, было продемонстрировать открытость и демократичность оппозиции. При организационной неопытности и имеющихся между организаторами противоречиях и трениях эта рискованная затея могла привести только к одному результату – разочарованию в лидерах и резкому снижению количества участников готовящегося 24 декабря митинга. И, останься эта видеотрансляция единственным политическим событием двух недель декабря между митингами 10 и 24 числа, именно так бы все и случилось. К вящей радости Кремля и разочарованию значительной части общества.

Тем более что лидеры так называемой парламентской оппозиции тоже не ударили в грязь лицом. Какой там отказ от мандатов в знак протеста против фальсификации? Зюганов, даже не попытавшись стать единым кандидатом от оппозиции, как сделал бы на его месте в любой другой стране любой мало-мальски приличный оппозиционный кандидат, вместо этого посчитал полезным в очередной раз продемонстрировать Кремлю высокую степень своей политической лояльности. На встрече с Медведевым он, напустив на себя озабоченный вид, отозвался о митингующих на Болотной площади – где было не так уж мало сторонников КПРФ  –  как об "оранжевой проказе". Вместе с его фразой, сказанной в ночь с 4 на 5 декабря о том, что КПРФ удовлетворена результатами голосования, это выглядит прямым штрейкбрехерством.

Другой кандидат в президенты от "Справедливой России", Миронов, успешно выполнивший задание Кремля и аппаратными методами задвинувший Оксану Дмитриеву – единственного из всех потенциальных кандидатов обладателя безусловных шансов победить Путина в президентских выборах, тоже не удержался и вышел за пределы своей роли новоявленного оппозиционера. Вдруг встав обратно на "государственную" точку зрения, он показательно одернул Евросоюз, озабоченный нарушениями на выборах 4 декабря, и потребовал от бедных европейцев не вмешиваться в наши внутренние дела. Как будто Евросоюз сказал не то же самое, что заявляли сразу после выборов сами лидеры "Справедливой России".

Лебедев, внук юриста и послушный политический сын своего папаши Жириновского, в очередной раз вызубрив по бумажке свои слова, объяснил события на Болотной происками западных спецслужб.

Думаю, что все три лидера "парламентской оппозиции" заслужили, как минимум, теплого премьерского рукопожатия за "проявленное понимание".

Правда, пока еще все они несколько мечутся между двумя противоречивыми желаниями – то ли оседлать протестную волну, то ли вперед всех заключить договоренность с властью на выгодных для себя условиях.

К слову сказать, на митинге на Болотной площади я видел лозунг – "Я не голосовал за этих сволочей! Я голосовал за других сволочей! И куда вы девали мой голос ?" . Звучит очень актуально, не правда ли?

Повторяю, что если бы дело ограничилось только этими неумелыми действиями оппозиционеров, митинг 24 декабря был бы и вполовину не таким многолюдным.

Стиль политических пикировок

Российская политическая полемика низкопробна, и новости в этом нет никакой. Такое впечатление, что со многими российскими политиками происходит то же, что и с некоторыми персонажами в сказках братьев Гримм – стоит им открыть рот, и оттуда обязательно выпрыгивает жаба.

Конечно, нельзя считать разумными насмешки над внешним сходством первого лица в государстве с домовиком Добби из фильма о Гарри Потере – как это делали в "Куклах", обсуждать голый торс премьера на фотографиях и муссировать тему – использует ли он ботокс для омоложения или нет. Рассуждения такого рода допустимы только в таблоидах или Интернете, и, прямо скажем, не красят оппозицию. Не нужно шить каждое лыко в строку, обращать внимание на мелочи, вязаться к словам и второстепенным деталям. Вот что неплохо было бы иметь в виду оппозиционерам.

Но для премьер-министра и кандидата в президенты такой стиль неприемлем тем более. Этот статус обязывает не опускаться до подобных препирательств, соблюдать известную солидность. И уж конечно, подобные подростковые высказывания совершенно неуместны в нынешней ситуации. Цена подобных насмешек может быть очень высока, во всяком случае уже сейчас очевидно, что выступление Путина было очень неудачным и явку оппозиции на митинг 24 декабря он себе обеспечил. "Бандерлоги" услышали и придут.

Неужели было не ясно, что за баранами, презервативами и "бандерлогами" уже никто не расслышит тех разумных рассуждений и обоснованных оценок, которые так или иначе присутствовали в выступлении премьера? Более того, эта ненужная развязность только рассеяла внимание самого Путина, который, видимо, и сам почувствовав, что взял неверный тон, стал сбиваться и в ответах на более простые вопросы, где он, с его знанием фактического материала, мог отвечать значительно удачнее.

Но что особенно печально, в выступлении премьер министра не чувствовалось ни грамма искренности. Его спрашивают про фальсификацию – он в ответ дает обещание установить камеры наблюдения на участках. Но кто поверит камерам, когда десять дней назад наблюдателей просто прогоняли с участков, а трех наблюдателей-женщин, представителей разных партий, на одном московском УИКе, грубо схватив за руки и за ноги, просто вынесли силами спецподразделения полиции, до смерти перепугав присутствующих при этом их несовершеннолетних детей?

Ему говорят о массовых нарушениях – он отсылает с претензиями в избирательную комиссию к Чурову, который по поводу жалоб заявил, что "извращенные фантазии мелких людишек его не интересуют".  А если не к Чурову, то в суд, только что влепивший оппозиционерам через одного – кому по пятнадцать суток, а кому штраф в тысячу рублей. Как искать правды у нашей Фемиды, если у нее завязан только один глаз, а вторым она целит прямо в Кремль – какие оттуда подадут сигналы?

В целом диспозиция ясна. Путину очевидно, что революции в ближайшее время не будет, а митинги можно потерпеть. "Но только в рамках закона!" – не случайно повторяет он как заклинание. Конечно, депутаты, прошедшие в Думу, вне зависимости от партийной принадлежности уже получили мандаты, комитеты, деньги, квартиры и бунтовать не будут. Но остается улица с неоформленными политическими требованиями и неясными вожаками. С ней еще не поздно выстроить диалог в терминах реформы политической системы – пообещав частично пересмотреть результаты голосования в Госдуму, за счет голосов "Единой России" добавить мандатов ее оппонентам в парламенте, впустить в Госдуму "Яблоко", явно "зарезанное" в Москве. Но главное – внятно взять на себя обязательства по реформе политической системы – уничтожить систему выборов по спискам, вернувшись к выборам по округам, ввести прямые губернаторские и мэрские выборы, сделать Совет Федерации выборным органом, изъять наиболее одиозные пункты из выборных законов и законов о партиях. Никто, кроме Путина и новых оппозиционных лидеров, на это не способен. Такой шаг сулит ему более спокойный президентский срок, а обществу дает необходимое время для радикальной смены политического ландшафта.

Нужен именно диалог, и незачем готовить "разоблачающий" фильм про Горбачёва силами НТВ, не нужно подкладывать проституток в постель к оппозиционерам, не нужно распространять в Интернете личные разговоры Немцова, в которых он по-матери обкладывает отдельных своих соратников. Это мелко, незаконно и бессмысленно.

Российское бытие и политическое наследство

Так что должен расстроить патриарха Кирилла. Нам, ей-Богу, далеко еще до града божьего на Земле. Мы, по удачному выражению церковных иерархов, как раз-таки продолжаем плыть вниз по естественному течению нашей истории. При этом сточные воды нашей политики будут погрязнее загаженной Москвы-реки. У нас нет политических традиций, нет терпимости к альтернативной точке зрения, нет умения договариваться, нет уважения как к закону и правам, так и к человеческой личности. В стране не осталось авторитетов – даже культурный слой нашего общества не родил ни одной национальной объединяющей фигуры, такой, каким был, например, для Чехии Вацлав Гавел. Вместо этого за плечами десять классов – пардон – десять веков российской политической неустроенности и долгий "краткий курс" всё разложившего социализма… Мы по прежнему живем в политических джунглях, где каждый сам за себя, а до страны мало кому есть дело. Остается надеяться на чудо. Таким чудом будет, если премьер вдруг услышит общество, а оппозиция, проявив умеренность в политических требованиях, попробует договориться с властью о более справедливой политической системе.

фото:  http://www.vovremya.info
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Теги: выборы кпрф справедливая россия оппозиция

 

Близкие материалы по тегам:


Поделиться информацией: