Ярмарка меда, открывшаяся в февральские дни в барнаульском Доме культуры "Сибэнергомаш", вновь озадачила меня количеством ухищрений, граничащих с явным обманом покупателей. Конечно, продавцу надо продать свой продукт, но в его действиях на чаше весов все же должна перевешивать честность, а ее, похоже, с таким развитием событий придется при солнечном свете распознавать с прожектором.
На одном из прилавков я увидел иллюстрацию маральего корня – левзеи сафлоровидной. Этот корень хорошо известен в Сибири, как лекарственное растение. Не успел я отвести глаза от иллюстрации, как продавец – молодая симпатичная женщина – предложила мне отведать самый вкусный мед именно с маральего корня. Я попробовал, но, честно говоря, вкуса не понял. И тут же спросил: из какой местности продукт. Получил ответ, что с Горного Алтая. Тогда я признался, что приехал из Горно-Алтайска, знаю многих пчеловодов во всех районах Республики Алтай, но ни разу не слышал, чтобы с этого растения кто-либо получал товарный мед. Тогда женщина перевела адрес на Солонешенский район Алтайского края, что там есть места, где получают мед с маральего корня.
Левзея сафроловидная произрастает в горах Алтая на высоте от 1600 до 2300 метров над уровнем моря. На такой высоте размещать пасеки только себе в убыток. Растениям необходимо тепло для выделения нектара. К тому же для получения меда нужны заросли или плантации маральего корня, а где они и кто их видел? Многие горно-алтайские пчеловоды вывозят пасеки из предгорий в горы в надежде получить акациевый мед, но удача редко кому сопутствует. Даже этим растениям часто не хватает тепла, чтобы они могли выделять нектар. Если выдаются благоприятные деньки, то сборов хватает лишь для того, чтобы прокормиться самим пчелам. Маралий же корень занимает в горах более высокий растительный пояс. Может быть, в Солонешенском районе есть своя "земля Санникова", но я об этом не знаю.
Рекламу меда с золотого (родиола розовая), красного (копеечник) и маральего корней я видел в Москве на медовых ярмарках еще много лет назад. И, надо признать, к прилавкам были очереди. Люди наслышаны о целебных свойствах этих растений, и по наивности полагают, что мед будет вдвойне полезней. Ареалы распространения золотого и красного корней – это тоже альпийские и субальпийские луга высоко в горах. Может быт, где-то и есть культурные посевы этих растений, но в Горном Алтае их точно нет, но именно эта местность якобы является адресом происхождения экзотических медов. Теперь такие "разновидности" меда под благими намерениями появились на ярмарках в Барнауле.
Также годами раньше в европейских городах России ярмарки изобиловали алтайским липовым медом. Теперь этот "бренд" как бы вернулся на родину, хотя в степях и горах Алтая нет липовых насаждений, чтобы среди них находились пасеки и вокруг стоял пчелиный гул, как это бывает в Башкирии или Приморье. Ведь слово липовый в значении поддельный, фальшивый, не настоящий появилось не на пустом месте. Видимо, фальсифицированный мед под маркой липового с давних пор был атрибутом торговли.
Как тут не вспомнить рассказ Владимира Солоухина "Мед на хлебе", впервые опубликованный в 1977 году. Писатель рассказывает о том, как в Москве ходил по базарам и пробовал мед, стараясь уловить вкус того меда, что он ел в детстве на деревенской пасеке. И он не находил такого меда, и ему казалось, что все, что попадало ему на язык, было смешано с сахарным сиропом. В рассказе есть такая фраза: "Мед – категория не нравственная, не духовная, но в ряду других вечных ценностей, вместе с золотом, серебром, алмазом, янтарем, розовым маслом, мед тоже есть эталон вечной и незыблемой ценности. Более того, он также исключителен и уникален на Земле, как исключительна и уникальна сама пчела".
Теперь, учитывая масштаб фальсификаций на медовом рынке, надо говорить о том, что мед должен быть категорией нравственной.
Большими мастерами по подделке меда являются китайцы. Они создали промышленное производство по приготовлению смеси инвертированных сахаров. Это такой процесс, когда обычный крахмал, а он, как известно, продукт дешевый, расщепляют до глюкозы и фруктозы, очищают и примешивают химические добавки. Смесь становится такой, что по ГОСТу ничем не отличается от натурального меда. Этот китайский полуфабрикат в виде брикетов уже российские "умельцы" расплавляют и разводят с сахарным сиропом или с самым дешевым подсолнечным медом, добавляют эмульгаторы, и продукт уже с придуманным экзотическим названием поступает в продажу. Для придания белизны, вязкости добавляется мука, яичный белок и даже мел. А для ярко белого цвета используется диоксид титана (пищевая добавка Е171). Для маскировки вкуса под запах нектара с какого-нибудь медоноса применяются карамельные ароматизаторы. Для того, чтобы фальсифицированная смесь не забродила, примешиваются антибиотики. Тем временем многие покупатели, особенно пожилого возраста, приобретают мед для лечебных целей, а на самом деле выбирают путь к дисбактериозу, ослаблению иммунитета, сахарному диабету и другим болезням.
Как-то в середине прошлого десятилетия в медовом павильоне во Всероссийском выставочном центре я насчитал тридцать сортов алтайского меда. Что не медонос – то мед. И даже с таких растений, которые на территории Алтайского края не произрастают или не являются медоносами. Тогда мне удалось разговорить менеджера по продажам, и он признался, что покупают китайский мед по цене один доллар за килограмм, разводят его с сахарным сиропом, иногда с ростовским и башкирским медом и эти смеси выдают за продукт с алтайской маркой.
Самый простой способ фальсификаций состоит в методе, когда на отварах лекарственных трав варят сахарный сироп, и эту смесь выдают за жидкий майский мед. Нередко сахарный сироп скармливают пчелам, а потом содержимое сотов откачивают. Но это уже "преступление" самих пчеловодов, которых, к сожалению, в российских извращенных рыночных отношениях становится все больше.
Полагаю, что не надо верить интернет-магазинам, предлагающим мед и продукцию пчеловодства. Особенно с большой настороженностью надо относиться к тем продуктам, которые якобы содержат пчелиное маточное молочко. Недобросовестные продавцы не жалеют красивых слов, чтобы привлечь покупателей на свою сторону. Есть компания, рекламирующие колодный мед. Он якобы забирается у пчел только после Медового Спаса. Мед выкачивают из сотов в деревянной медогонке, а запечатывают, хранят и перевозят в темноте, без попадания солнечного света. Тренд компании – честность и искренность. Кроме Марий Эл, Башкирии, Кавказа, Молдавии колодно-бортевые пасеки этой компании якобы находятся и в Горном Алтае, но сколько я не расспрашивал знакомых пчеловодов о таких хозяйствах, никто о них даже слыхом не слыхивал.
Чаще всего на медовых ярмарках покупателей обманывают монофлерным медом с лекарственных растений, хотя многие из них медоносами не являются, или выделяют нектар в ничтожных количествах. Например, цветы цветущего шиповника выделяют с одного гектара насаждений около трех килограммов нектара, а с гречихи – до 150 килограммов. Вдоль трассы Барнаул-Бийск гречишные поля тянутся на многие километры. Поэтому есть гречишный мед, но не может быть шиповникового. К монофлерным медам на ярмарках надо относиться с большой осторожностью.
С существованием меда с маральего корня можно согласиться только в том случае, если есть культурные посадки этого растения на десятках гектаров. Сомневаюсь, что нечто подобное имеется в Солонешенском районе.
Российский рынок с обилием фальсифицированного меда не является исключением. США тоже были наводнены контрабандным китайским медом. Но там правительство взялось наводить порядок. В Польше и Германии продавать мед на рынках разрешается только членам пчеловодческих организаций. В Турции существует запрет на ввоз импортного меда…
В России же медовый рынок за последние годы обрел черты масштабного жульничества. Ярмарки следуют одна за другой. И даже летом, когда у пасечников, казалось бы, ни должно быть и минуты свободного времени, чтобы заниматься торговлей. Посетителям ярмарок невдомек, что такие мероприятия устраивают перекупщики и фальсификаторы, именуемые предпринимателями. Они арендуют помещения, проводят рекламные акции, нанимают людей, которые зачастую представления не имеют о пчеловодстве, и мед с маральего корня начинает литься ручейками…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции