Станислав Андрейчук
Координатор отделения ассоциации "Голос" в Алтайском крае, руководитель Межрегионального антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл Россия" в Алтайском крае

Голосование без избирателей

Со дня голосования прошло больше двух недель: действующий губернатор уже вступил в должность, поклялся "верно служить народу", председатель крайизбиркома сообщила, что нарушений не было, а досрочное голосование составило всего 5,6%, кандидаты и партии дружно признали результаты выборов. В общем, все хорошо. Теперь, когда нервы у всех, надеюсь, успокоились, можно поговорить и об объективной реальности. Ничего личного, только цифры.

Начнем с явки, которая на этих выборах составила 34,4%. В сравнении с предыдущими выборами губернатора это выглядит так:

Если сравнить с 2000 годом, то оказывается, что на выборы губернатора стало ходить в два с лишним раза меньше избирателей. Здесь, конечно, нужно учитывать, что все предыдущие губернаторские выборы обычно совпадали с президентскими или еще какими-нибудь, но динамика все равно не очень радостная.

Впрочем, это характерно не только для нашего региона, но и для соседей. Вот результаты по явке на губернаторские выборы в Сибирском федеральном округе:
Республика Алтай – 54,2%
Алтайский край – 34,4%
Красноярский край – 31,3%
Новосибирская область – 30,7%

Но у Алтайского края все же есть особенность – это то самое досрочное голосование, которое, если верить Ирине Акимовой, у нас в регионе не очень велико. Если же пересчитать долю досрочников от числа пришедших на выборы, то цифра получается уже не столь успокаивающая. Особенно, если к ним добавить еще и "надомное" голосование.

Барнаул в этой картине, как видите, занимает особое положение. Цифры могли быть еще больше, но почему-то самый населенный район города – Индустриальный – несколько саботировал важную работу по обеспечению легитимизации избрания губернатора.

Досрочное голосование требует отдельного анализа. В настоящий момент мы ведем работу по сбору дополнительных актов к протоколам по тем участкам, где избиркомам пришлось считать досрочников отдельно. К сегодняшнему дню есть протоколы с 16 избирательных участков. По этим участкам мы посчитали отдельно результаты досрочного голосования, а затем провели процедуру "очистки" результатов итогового протокола: посчитали результаты только тех избирателей, кто голосовал непосредственно 14 сентября (в этих результатах остались еще "надомники", которых вычленить из итогового протокола невозможно, а результаты у них, как показывает опыт, будут сопоставимы с досрочным голосованием). У нас результат получился следующим.

Почему избиратели-досрочники в едином порыве отдают голоса только за одного кандидата? Оставим этот вопрос для тех, кто искренне считает это загадкой. Результат у победителя все равно впечатляющий, а оттого вопрос, зачем надо было насиловать людей и заставлять их идти голосовать, только укрепляется. Ответ, видимо, лежит в результатах явки непосредственно в день выборов, потому что 14 сентября на избирательные участки пришло неприлично мало людей, гораздо меньше, чем в 2004 году на "евдокимовские" выборы, когда жители края действительно верили, что могут как-то повлиять на свою жизнь.

В конце записи хочу поздравить весь штаб в краевой администрации с успешным окончанием миссии, они показали, как умеют работать. Правда, говорят, что заказчик все равно недоволен – маловато получил, у "пацанов"из других регионов значительно больше. Но это уже не наш повод для волнения.

Нам же с вами нужно подумать о другом: куда все это катится, и насколько далек финиш.

Честных вам выборов!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Иллюстрации Станислава Андрейчука


Поделиться информацией: