Павел Быковских
Редактор портала "Сибинфо"

Явка строго обязательна!

Кампании по выборам губернаторов в 30 регионах России, где после 10-летнего перерыва гражданам предстоит самостоятельно избирать первых лиц, постепенно набирают обороты. Однако теперь, после возвращения отмененных в 2004 году выборов глав регионов, перед губернаторами зачастую стоят задачи уже не победы любой ценой, а победы убедительной для всех, прежде всего, конечно, для высокого московского начальства.

Администрация президента требует проведения легитимных выборов и победы, к которой не сможет предъявить претензии ни оппозиция, ни граждане, ни кто бы то ни было еще. В таких условиях крайне важной оказывается явка избирателей на выборы. Ведь если кандидат партии власти победил, положим, с результатом в 70%, а на выборы пришли только 20% избирателей – в реальности это означает, что получившего право еще поруководить пятилетку поддержали только 14% имеющих право голоса. Остальные либо не верят в то, что от них что-то зависит, либо не видят для себя вариантов за кого голосовать. Верно одно – активными сторонниками власти они едва ли являются. Хотя порой пассивность неголосующих играет только на руку власти.

Какой же будет явка на предстоящих выборах губернаторов в регионах Сибири – Новосибирской области, Красноярском и Алтайском краях, Республике Алтай? Многие эксперты сегодня не берутся давать прогнозы. Реальность, однако же, такова, что демотивирующих к участию в выборах факторов оказывается гораздо больше, чем побуждающих исполнить свой гражданский долг.

Уж больно долго и старательно партия власти отгораживала россиян от процесса принятия решений, чтобы сегодня, как в начале "нулевых", по 50-60% жителей регионов страны приходили на избирательные участки.

За годы монополии "Единой России" в Государственной думе была отменена графа "против всех", неизменно популярная у россиян. Не стало порога явки избирателей. А ведь до 2006 года голосование считалось состоявшимся, если на участки приходило не менее 20% избирателей на региональных выборах, не менее 25% – на федеральных парламентских выборах и не менее 50% – на президентских. Наконец, единый день голосования в начале сентября – очевидно, также отрицательно влияющий на явку фактор, поскольку разгар периода отпусков и избирательной кампании совпадают. Это далеко не исчерпывающий список особенностей самой процедуры голосования.

Немаловажными также являются и политические причины. Да, выборы губернаторов вернули с 1 июня 2012 года. Но в каком виде? Наличие муниципального фильтра, очевидно, не позволяет рассчитывать на полноценную конкуренцию ни в одном из регионов. А в большинстве случаев и вовсе речь может идти только о сопровождении кандидата от власти оппонентами-спойлерами или техническими кандидатами, которые нужны только для того, чтобы в бюллетене было больше одной фамилии.

Отсутствие интриги, осознание того, что все уже решено и голосовать не за кого, а действующего губернатора и так выберут, безусловно, не прибавляет желания идти на выборы, тратить свое время на действие, которое ничего не изменит.

Отсечение фильтром сильных кандидатов и большое количество спойлеров приводит к тому, что сама избирательная кампания идет вяло. Технические кандидаты ее фактически не ведут. Их единственное появление на публике, как правило, связано с выдвижением и сдачей документов в комиссию, а единственной агитацией является фамилия в бюллетене. Кандидаты от власти же мелькают до того часто, что многие уже начинают к этому привыкать, не воспринимая как предвыборную агитацию. Когда все это наслаивается на сезон отпусков (август и начало сентября), многие избиратели оказываются вовсе не в курсе, что вот-вот надо будет губернатора выбирать.

Проблема, конечно, не только в тех, кто сегодня у власти, но и в тех, кто называет себя оппозицией. В среде оппонентов власти уже давно не видно отчаянных борцов за справедливость, нет харизматичных лидеров. Системная оппозиция фактически отказалась от борьбы за губернаторские посты, получив по одному региону каждый. Можно уже и не упоминать о хронической неспособности российской оппозиции к объединению.

Существуют факторы, которые представляются как способные положительно повлиять на явку. Есть мнение, что люди, напротив, соскучились по губернаторским выборам, а потому и явку следует ждать высокую. Едва ли это суждение может быть хоть сколь-нибудь убедительным. Во-первых, немногие избиратели видят принципиальную разницу между губернаторскими выборами и выборами, к примеру, в региональное заксобрание. Конечно, люди понимают, что губернатор и парламент – разные ветви власти, но процедуры схожи, а выборы в представительные органы власти, слава богу, никто не отменял. Значит, и соскучиться по самой процедуре выборов было невозможно. К тому же статистика также говорит о том, что со скуки никто вдруг голосовать за губернаторов в последние два года не побежал. А ведь когда по выборам губернаторов никто не скучал, незадолго до их отмены явка зачастую превышала 60%, что считалось совершенно нормальным явлением. К примеру, на первый тур выборов губернатора Алтайского края в 2004 году пришло 63% избирателей.

С момента восстановления губернаторских выборов кампании по всенародному определению глав прошли в 13 регионах. И лишь в двух из них явка превысила 50% – в Белгородской области 14 октября 2012 года и на Чукотке 8 сентября 2013-го. В среднем же явка на вернувшихся выборах губернаторов составила 36%. При этом в октябре 2012 она была в среднем 41%, а в сентябре 2013 года – 33%, что также говорит не в пользу проведения единого дня голосования в начале сентября.

Какой будет явка в текущем году – сказать сложно. К примеру, Мосгоризбирком прогнозирует 30% на выборах в Мосгордуму, скептики говорят о 10-15% по стране. Возможно, она непредсказуема, но едва ли намного превысит прошлогодний результат. А это значит, что и уровень легитимности избираемых губернаторов на таких выборах не превысит и 20%.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Теги: выборы

 

Близкие материалы по тегам:


Поделиться информацией: