Официально
Постановление Администрации Алтайского края от 29.10.2012 N 582
Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на оды и на период до 2020 года
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на оды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, в соответствии с
постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края | А.Б. Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на оды
и на период до 2020 года
(утв.
постановлением Администрации Алтайского края от 29 октября 2012 г. N 582)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие свеклосахарного производства
в Алтайском крае" на оды и на период до 2020 года
Наименование программы | "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на оды и на период до 2020 года (далее - "Программа") |
Субъект бюджетного планирования | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Цели и задачи программы | цель - создание экономических и технологических условий для устойчивого развития свеклосахарного производства в Алтайском крае; задачи: стимулирование роста объемов производства сахарной свеклы; поддержка технической и технологической модернизации производства сахарной свеклы |
Целевые индикаторы и показатели программы | площадь посевов сахарной свеклы; урожайность сахарной свеклы; валовой сбор сахарной свеклы |
Программные мероприятия | субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и комплексов машин для выращивания сахарной свеклы; субсидирование части затрат на приобретение средств химизации (гербицидов и минеральных удобрений); субсидирование части затрат на перевозку сахарной свеклы до перерабатывающих предприятий автомобильным и железнодорожным транспортом |
Срок реализации мероприятий программы | 2013-2020 гг. |
Объемы и источники финансирования программы | общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета составит 710,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 70,0 млн. рублей; 2014 год - 83,5 млн. рублей; 2015 год - 86,0 млн. рублей; 2016 год - 88,5 млн. рублей; 2017 год - 91,0 млн. рублей; 2018 год - 94,0 млн. рублей; 2019 год - 97,0 млн. рублей; 2020 год - 100,0 млн. рублей. Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | увеличение к 2020 году: посевной площади, занятой сахарной свеклой, до 32,0 тыс. га; урожайности сахарной свеклы до 280,0 ц/га; объемов производства сахарной свеклы до 900 тыс. тонн. |
Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сахарная свекла - единственная возделываемая в России сельскохозяйственная культура, дающая сырье для производства сахара. Кроме того, сахарная свекла повышает продуктивность севооборота, являясь ценным предшественником для многих сельскохозяйственных культур.
Выращивание сахарной свеклы требует больших материально-технических затрат (в 3-5 раз выше, чем при выращивании зерновых культур). Причем до 1/3 общего количества ресурсов приходится расходовать за год до получения урожая в условиях ежегодного роста цен на топливо, минеральные удобрения и химические средства защиты растений.
Необходимость разработки данной Программы продиктована реальными процессами, происходящими в свеклосахарной отрасли, и стоящими перед ней задачами увеличения производства стратегически важного продукта - свекловичного сахара. Действующая ведомственная целевая программа "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на оды стабилизировала положительные направления в отрасли и способствовала ее дальнейшему динамичному росту.
Алтайский край входит в число крупнейших производителей сахарной свеклы, посевы которой в 2008-2011 гг. занимали в среднем 18,5 тыс. га, а объемы производства составляли 474,0 тыс. тонн (таблица 1). Благоприятные почвенно-климатические условия позволяют краю получать устойчиво высокие урожаи данной культуры.
От результатов работы предприятий свеклосахарной отрасли зависит социально-экономическое состояние поселков и городов, расположенных в сырьевых зонах сахарных заводов. На территории края действуют два сахарных завода, наличие которых обусловливает перспективность, экономическую и социальную значимость развития отрасли.
В настоящее время мощности свеклоперерабатывающих заводов региона позволяют освоить 5,8 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки. В результате реализации инвестиционных проектов планируется значительное увеличение производственной мощности ОАО "Черемновский сахарный завод" и ООО "Бийский сахарный завод". В целом по краю к 2020 году предполагается повысить мощность предприятий по переработке сахарной свеклы до 10 тыс. тонн в сутки, что даст возможность выпускать до 105 тыс. тонн сахара-песка в год и полностью удовлетворить потребность в нем жителей региона.
Таблица 1
Производство
сахарной свеклы в Алтайском крае в одах
Показатели | Годы | Среднее значение в 2008-2011 гг. |
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Площадь посевов тыс. га | 23,0 | 15,7 | 15,9 | 19,5 | 18,5 |
Валовой сбор, тыс. тонн | 460,9 | 461,5 | 402,9 | 570,8 | 474,0 |
Урожайность, ц/га | 200,1 | 293,6 | 254,1 | 292,3 | 255,9 |
Государственная поддержка свеклосахарного производства доказывает свою эффективность и является необходимым условием его дальнейшего развития. За последние четыре года на указанные цели в регионе направлено 319,0 млн. рублей субсидий, в том числе из краевого бюджета - 253 млн. рублей, из федерального - 66 млн. рублей. Благодаря этому удалось значительно укрепить материально-техническую базу свеклосеющих хозяйств и увеличить объемы производства сахарной свеклы.
Последние три года сельхозпроизводители добивались рекордных показателей урожайности сахарной свеклы за всю историю ее выращивания в крае. Передовые хозяйства получают свыше 400 - 450 ц/га. Такая урожайность является результатом применения новых технологий возделывания, использования высокоурожайных гибридов, средств химизации, современной производительной зарубежной и отечественной техники.
Несмотря на позитивные тенденции последних лет, существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие свеклосахарного производства в крае. Так, изменения экономической ситуации в стране, обусловленные мировым финансовым кризисом, повышение цен на основные материально-технические ресурсы, необходимые при выращивании сахарной свеклы, увеличение размера транспортных расходов, связанных с доставкой сахарной свеклы на перерабатывающие предприятия, негативно отразились на рентабельности свеклосахарного производства, а также на расширении посевных площадей культуры.
В современных условиях решение изложенных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода. Объективная необходимость участия государства в развитии свеклосахарного производства обусловлена:
социальной значимостью сахара как необходимого продукта питания, доступного по цене;
высокой затратностью выращивания сахарной свеклы;
необходимостью оснащения хозяйств современной свекловичной техникой;
недостаточным уровнем обеспеченности населения края сахаром собственного производства.
ГАРАНТ:Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий для устойчивого развития свеклосахарного производства.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач: стимулирование роста объемов производства сахарной свеклы; поддержка технической и технологической модернизации предприятий, занимающихся возделыванием сахарной свеклы.
3. Целевые индикаторы Программы
Основные целевые индикаторы Программы приведены в
приложении.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточные объемы финансирования отрасли инвесторами на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственными производителями за счет собственных и заемных средств;
неблагоприятная для села конъюнктура рынка товаров и услуг (повышение стоимости горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений), а также непредвиденно высокий рост цен на семена, железнодорожные и автотранспортные перевозки, которые могут привести к существенному удорожанию производства сахарной свеклы, снижению рентабельности возделывания данной культуры и сокращению посевных площадей;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования;
усиление конкуренции на рынке сахара в условиях членства России во Всемирной торговой организации.
2. Внутренние риски: организационные риски;
производственные и технологические риски (обеспечение горючесмазочными материалами, семенами, средствами химизации и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования за счет всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, семена, средства защиты растений, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне. При определении рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов сахарной свеклы из-за невыхода на прогнозируемые показатели площадей посева и урожайности. Невыходом на плановые показатели считается снижение более чем на 10% в планируемом году площади посевов и урожайности сахарной свеклы.
Таблица 2
Оценка рисков
недополучения ожидаемого экономического эффекта от реализации Программы
Виды рисков | Годы |
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Недополучение сахарной свеклы по причине невыхода на плановую урожайность, тыс. тонн | 50,4 | 62,4 | 67,5 | 70,0 | 75,4 | 78,0 | 83,7 | 89,6 |
Недополучение сахарной свеклы по причине невыхода на плановую посевную площадь, тыс. тонн | 50,4 | 62,4 | 67,5 | 70,0 | 75,4 | 78,0 | 83,7 | 89,6 |
Недополучение сахарной свеклы с учетом всех причин, тыс. тонн | 100,8 | 124,8 | 135,0 | 140,0 | 150,8 | 156,0 | 167,4 | 179,2 |
Недополучение выручки от реализации сахарной свеклы, млн. руб. | 185,8 | 230,0 | 248,8 | 258,0 | 278,0 | 287,5 | 308,6 | 330,3 |
4. Система программных мероприятий
4. Система программных мероприятий
Достижение определенной в Программе цели и решение поставленных задач будут обеспечены за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие свеклосахарного производства, техническое перевооружение отрасли, модернизацию производственной и технологической базы свекловодства, увеличение объемов производства и реализации сахарной свеклы, улучшение ее качества.
Система программных мероприятий приведена в
приложении.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа финансируется за счет средств краевого бюджета. Объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать устойчивому развитию свекловодства в крае. Это выразится в увеличении производства сахарной свеклы в 2020 году по сравнению с 2011 годом на 58% (ее объем составит 900 тыс. тонн), что будет обеспечено путем повышения урожайности на 9% по сравнению со среднегодовыми показателями в одах, сохранения не менее 32,0 тыс. гектаров посевных площадей за счет мероприятий по восстановлению почвенного плодородия, применения высокоурожайных сортов и гибридов, внедрения современных технологий выращивания сахарной свеклы, применения высокопроизводительной ресурсосберегающей свекловичной техники. Объемы применения минеральных удобрений к 2020 году возрастут более чем в 2 раза и составят 3,3 тыс. тонн действующего вещества, средств защиты растений - в 1,8 раза.
Поддержка технического перевооружения предприятий, выращивающих сахарную свеклу, с учетом увеличения посевных площадей и обновления существующего парка свекловичной техники даст возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям в одах приобрести 465 единиц современной высокопроизводительной техники, машин и оборудования, что позволит увеличить объем и повысить качество заготавливаемого сырья.
Таблица 3
Расчет
эффективности расходования бюджетных средств
Показатели | Единица измерения | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | Всего за 8 лет |
Выручка от реализации свеклы * | млн. руб. | 1024,0 | 1310,7 | 1413,1 | 1474,6 | 1556,5 | 1638,4 | 1740,8 | 1843,2 | 12001,3 |
Ежегодный прирост выручки от реализации свеклы | млн. руб. | 245,8 | 286,7 | 102,4 | 61,4 | 81,9 | 81,9 | 102,4 | 102,4 | 1065,0 |
Финансирование Программы, всего | млн. руб. | 70,0 | 83,5 | 86,0 | 88,5 | 91,0 | 94,0 | 97,0 | 100,0 | 710,0 |
Коэффициент эффективности расходования бюджетных средств | | 2,05 | 4,66 | 1,19 | 0,69 | 0,90 | 0,87 | 1,06 | 1,02 | 1,50 |
* Выручка от реализации рассчитана с учетом цены 1 тонны в 2011 году - 2048,0 рублей.
Выручка от реализации сахарной свеклы за счет расширения посевных площадей и повышения урожайности в сравнении с 2011 годом увеличится на 58% и составит 1,8 млрд. рублей, что даст возможность улучшить финансовое состояние предприятий.
Эффективность расходования финансовых средств, определяемая соотношением конечных результатов данной Программы и затрат на ее реализацию, в среднем за восемь лет составит 150%, что является высоким показателем (
таблица 3).
7. Система управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы возложен на Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое обеспечивает мониторинг показателей, характеризующих эффективность реализации ее мероприятий, и предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе выполнения Программы.
В целях реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку свеклосахарного производства.
Приложение
"Развитие свеклосахарного производства
в Алтайском крае" на оды
и на период до 2020 года
Мероприятия
ведомственной целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на оды и на период до 2020 года
Цели, задачи, мероприятия | Срок реализации мероприятия | Исполнитель | Индикаторы | Единица измерения | Значение индикатора | Направления использования средств | Сумма расходов, млн. руб. | Всего расходов, млн. руб. |
2012 г. | в плановом периоде | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Цель - создание экономических и технологических условий для устойчивого развития свеклосахарного производства в Алтайском крае | 2013 - 2020 гг. | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее -"ГУСХ") | объем производства сахарной свеклы | тыс. тонн | 380 | 500 | 640 | 690 | 720 | 760 | 800 | 850 | 900 | прочее | 70,0 | 83,5 | 86,0 | 88,5 | 91,0 | 94,0 | 97,0 | 100,0 | 710,0 |
урожайность | ц/га | 292 | 240 | 240 | 250 | 250 | 260 | 260 | 270 | 280 |
площадь посевов | тыс. га | 19,5 | 21,0 | 26,0 | 27.0 | 28,0 | 29.0 | 30,0 | 31,0 | 32,0 |
Задача 1. Укрепление материально-технической базы предприятий, выращивающих сахарную свеклу, за счет приобретения современной высокопроизводительной свекловичной техники | 2013 - 2020 гг. | ГУСХ | объем производства сахарной свеклы | тыс. тонн | 570 | 500 | 640 | 690 | 720 | 760 | 800 | 850 | 900 | прочее | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 80,0 |
Мероприятие 1.1. Субсидирование части затрат на приобретение высокопроизводительной свекловичной техники и комплексов машин для предприятий, выращивающих сахарную свеклу | 2013 - 2020 гг. | ГУСХ | объем производства сахарной свеклы | тыс. тонн | 570 | 500 | 640 | 690 | 720 | 760 | 800 | 850 | 900 | прочее | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 80,0 |
площадь посевов | тыс. га | 19.5 | 21.0 | 26,0 | 27,0 | 28,0 | 29,0 | 30,0 | 31,0 | 32,0 |
урожайность | ц/га | 292 | 240 | 240 | 250 | 250 | 260 | 260 | 270 | 280 |
Задача 2. Увеличение объемов производства сахарной свеклы на основе сохранения и восстановления почвенного плодородия, применения высокоурожайных сортов и гибридов, внедрения современных ресурсосберегающих технологий выращивания сахарной свеклы | 2013 - 2020 гг. | ГУСХ | объем производства сахарной свеклы | тыс. тонн | 570 | 500 | 640 | 690 | 720 | 760 | 800 | 850 | 900 | прочее | 60,0 | 73,5 | 76,0 | 78.5 | 81,0 | 84,0 | 87,0 | 90,0 | 630,0 |
площадь посевов | тыс. га | 19,5 | 21,0 | 26,0 | 27,0 | 28,0 | 29,0 | 30,0 | 31,0 | 32,0 |
урожайность | ц/га | 292 | 240 | 240 | 250 | 250 | 260 | 260 | 270 | 280 |
Мероприятие 2.1. Субсидирование части затрат на приобретение средств химизации (гербицидов и минеральных удобрений) | 2013 - 2020 гг. | ГУСХ | объем производства сахарной свеклы | тыс. тонн | 570 | 500 | 640 | 690 | 720 | 760 | 800 | 850 | 900 | прочее | 50,0 | 61,0 | 63,0 | 65.0 | 67.0 | 69,0 | 71,0 | 73.0 | 519,0 |
урожайность | ц/га | 292 | 240 | 240 | 250 | 250 | 260 | 260 | 270 | 280 |
Мероприятие 2.2. Субсидирование части затрат на перевозку сахарной свеклы до перерабатывающих предприятий автомобильным и железнодорожным транспортом | 2013 - 2020 гг. | ГУСХ | объем производства сахарной свеклы | тыс. тонн | 570 | 500 | 640 | 690 | 720 | 760 | 800 | 850 | 900 | прочее | 10,0 | 12,5 | 13,0 | 13,5 | 14,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 111,0 |
|