Официально
Постановление Администрации Алтайского края от 21.10.2011 N 603
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов, а также с целью совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления и уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Алтайского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемую
долгосрочную целевую программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор Алтайского края | А.Б. Карлин |
Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года (утв.
постановлением Администрации Алтайского края от 21 октября 2011 г. N 603)
Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года (далее - "Программа") |
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы | поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов; постановление Администрации края от 07.04.2011 N 166 "Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года" |
Государственный заказчик программы | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края |
Основные разработчики программы | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края |
Цель и задачи программы | Цель - совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения; задачи: совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края; развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов; развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению промышленных и токсичных отходов; развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов; количество мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий; доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами; доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами; доля ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных; количество разработанных информационно-справочных, методических пособий; доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения |
Срок реализации программы | оды |
Основные этапы реализации программы | I этап - оды; II этап - оды |
Исполнители основных мероприятий | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; управление лесами Алтайского края; управление Алтайского края по печати и информации; управление Алтайского края по труду и занятости населения; органы местного самоуправления (по согласованию); предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие проекты в сфере обращения с отходами (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы по годам | общий объем финансирования за счет всех источников - 4212500 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г. - 642000 тыс. рублей; 2013 г. - 1267550 тыс. рублей; 2014 г. - 812550 тыс. рублей; 2015 г. - 444700 тыс. рублей; 2016 г. - 1045700 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета -10800 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 6450 тыс. рублей; 2014 г. - 1450 тыс. рублей; 2015 г. - 1450 тыс. рублей; 2016 г. - 1450 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов -102000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г. - 29000 тыс. рублей; 2013 г. - 39250 тыс. рублей; 2014 г. - 11250 тыс. рублей; 2015 г. - 11250 тыс. рублей; 2016 г. - 11250 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 4099700 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г. - 613000 тыс. рублей; 2013 г. - 1221850 тыс. рублей; 2014 г. - 799850 тыс. рублей; 2015 г. - 432000 тыс. рублей; 2016 г. - 1033000 тыс. рублей. Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого и местных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 45%; увеличение количества мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий до 15; увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами, до 100%; увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами, до 100%; увеличение доли ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных до 100%; увеличение доли населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения, до 25% |
1. Общие положения
Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года направлена на создание правовых, экономических и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в сфере сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов производства и потребления на территории Алтайского края.
Определения основных понятий, используемых в тексте Программы, соответствуют положениям
Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",
закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае", Межгосударственного стандарта
ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст).
Нормативные правовые акты, на основе которых разрабатывалась Программа:
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития";
поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов;
постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";
постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р "Об одобрении экологической доктрины Российской Федерации";
Межгосударственный стандарт
ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы");
закон Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС "О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края";
закон Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС "Об охране окружающей среды в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 06.03.2000 N 16-ЗС "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
постановление Администрации края от 11.07.2011 N 367 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации";
постановление Администрации края от 15.06.2011 N 317 "О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики";
постановление Администрации края от 07.04.2011 N 166 "Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года";
постановление Администрации края от 06.08.2010 N 350 "Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов на территории Алтайского края";
постановление Администрации края от 10.06.2009 N 249 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на оды";
постановление Администрации края от 28.04.2009 N 192 "О полномочиях органов исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами производства и потребления";
постановление Администрации края от 28.12.2007 N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края".
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время на всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю в 2010 году образовалось 3,05 млн. тонн отходов, из которых фактически использовано 977,79 тыс. тонн (32,1%), обезврежено 86,45 тыс. тонн (2,8%). Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых - 758,2 тыс. тонн, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 627,6 тыс. тонн.
За последние пять лет объем ежегодного образования отходов увеличился на 77%, а к уровню 2002 года вырос в 3 раза. С учетом несовершенства системы статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз. Из общего объема образовавшихся отходов в 2010 году 71% приходится на отходы V класса опасности и 23% - IV класса опасности, которые могут быть переработаны почти полностью.
Большой объем и высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. Всего на территории края имеется около 1500 мест размещения твердых бытовых отходов (далее - "ТБО"), из которых более 90% не отвечают требованиям санитарных правил: отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, спецтехника для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. Отсутствует контроль селективного сбора и приема отходов, изменения состава грунтовых вод в районе размещения полигонов.
Захоронению подлежат неопасные отходы и отходы IV класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% общего количества образующихся отходов. Более 3% отходов (около 400 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1-3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках и сбрасываются в водоемы, сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ. Ситуация усугубляется отсутствием на территории края полигонов для размещения промышленных токсичных отходов.
С учетом государственной политики по повышению энергоэффективности экономики и отказа от использования ламп накаливания усиливается проблема утилизации отработавших ртутьсодержащих энергосберегающих ламп. В связи с изданием
постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" предъявляются жесткие требования как к юридическим лицам, занимающимся промышленным производством, эксплуатацией многоквартирных домов, так и к населению. На сегодняшний день в крае практически не развиты механизмы сбора ртутьсодержащих бытовых отходов. Основными причинами сложившейся ситуации являются: слабо развитая инфраструктура по сбору, транспортированию и утилизации ртутьсодержащих отходов, отсутствие в органах муниципальной власти финансовых ресурсов, а также нехватка специалистов, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Организации, перерабатывающие ртутьсодержащие отходы, относятся к опасным производственным объектам. К ним предъявляются жесткие требования при проектировании и эксплуатации. Все это не позволяет обеспечить утилизацию отходов в каждом муниципальном образовании отдельно и определяет необходимость создания межмуниципальных объектов.
Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных лиц к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не меняет ситуацию.
По-прежнему актуальным для региона является системное решение задач по утилизации агропромышленных отходов с учетом интенсивного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" крупных животноводческих комплексов.
Остается нерешенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения. Ввиду отсутствия технологии переработки и обезвреживания данных отходов проблема может быть решена путем размещения их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.
В соответствии с
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% ТБО. Вывоз отходов из микрорайонов индивидуальной застройки осуществляется домохозяйствами преимущественно самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как территорий населенных пунктов, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности. Всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых в сельской местности - 35.
Как показала практика, органы местного самоуправления оказались неспособными обеспечить полноценное исполнение возложенных на них полномочий по обращению с бытовыми и промышленными отходами. Объективными причинами сложившегося положения являются недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности привлечения инвестиций. Такие возможные решения, как создание полигона захоронения ТБО, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных объемов инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям.
Несмотря на наличие в крае механизмов финансового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, остается неиспользованным потенциал реализации инвестиционных проектов в сфере утилизации отходов. Сказывается неразвитость рынка данных услуг, сложность законодательного регулирования рассматриваемой отрасли и отсутствие подготовленных инвестиционных площадок.
По данным Алтайкрайстата, в 2010 году инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 64052 тыс. рублей, или 62,1% к уровню 2009 года и 39,6% к уровню 2007 года. Из общего объема средств 59,4% направлено на охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов, 22,4% - на охрану атмосферного воздуха, 16,7% - на охрану и рациональное использование земель. За последние 3 года (2008-2010) на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных и иных отходов инвестиции не направлялись.
В то же время в крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. В с. Ларичиха Тальменского района ООО "Алтай-Форест" реализован проект "Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП". Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и налога на имущество.
До настоящего времени предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.
При сохранении сложившейся тенденции в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами можно прогнозировать следующее развитие ситуации:
увеличение загрязнения земель отходами производства и потребления, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, атмосферном воздухе, грунтовых водах и поверхностных водных объектах;
деградация экосистем, снижение видового разнообразия;
ухудшение санитарного благополучия населения, возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с отходами;
снижение привлекательности жилья, производственных площадей, земельных участков, находящихся в зоне влияния экологически неблагополучных территорий;
нанесение значительного экономического ущерба экономике края в связи с захоронением отходов, обладающих высоким ресурсным потенциалом.
Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;
малоэффективная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;
недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.
Модернизация и реформирование системы обращения с отходами требуют системного подхода и определяют необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, так как они:
носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой экономического развития, а с другой - влияет на нее;
являются приоритетными при формировании государственной и муниципальной экономической политики, поскольку их решение позволяет обеспечить улучшение качества жизни населения, повышение туристической и инвестиционной привлекательности Алтайского края;
имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алтайского края.
Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
3. Цель и задачи Программы
Целью реализации Программы является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Достижение цели будет обеспечено в результате решения следующих задач:
совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;
развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов;
развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению промышленных и токсичных отходов;
развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами.
4. Система программных мероприятий
В целях совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на установление системного подхода к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечение средств частных инвесторов.
Первый блок мероприятий нацелен на совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края, создание условий и механизмов для повышения предпринимательской активности и эффективности деятельности в данной области, привлечения частных инвестиций. На первом этапе требуется разработка комплексной схемы обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схемы межмуниципального размещения соответствующих объектов.
В рамках второго и третьего блоков по развитию инфраструктуры по обращению с отходами будет реализован ряд инвестиционных проектов, направленных на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих установок.
В рамках четвертого направления будут реализованы мероприятия по развитию системы экологического образования и формирования экологической культуры населения. В первую очередь предусматривается комплекс мер по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере обеспечения экологической безопасности и обращения с опасными отходами, развитию общественных инициатив в данном направлении.
Перечень программных мероприятий представлен в
приложении 1.
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями районных и городских Советов депутатов о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период;
внебюджетных источников.
В случае принятия федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России" (на ) планируется привлечение средств федерального бюджета на условиях софинансирования.
В муниципальных образованиях возможно привлечение средств, поступающих в муниципальный бюджет в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов. В 2010 г. в бюджеты всех уровней поступило 102,3 млн. руб., в том числе в муниципальные бюджеты - 40,9 млн. руб., что составило 116,9 % к уровню 2009 года.
С целью стимулирования предпринимателей к разработке и реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами предполагается использовать различные формы и инструменты государственной поддержки, уже реализуемые в крае, в том числе предусмотренные
законом Алтайского края от 06.05.1999 N 17-ЗС "О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края", постановлениями Администрации края
от 15.09.2007 N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае",
от 04.05.2009 N 201 "О субсидировании части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства",
от 20.09.2010 N 417 "Об утверждении положения об условиях предоставления организациям Алтайского края государственной поддержки при осуществлении ими инновационной деятельности",
от 20.04.2011 N 207 "О субсидировании части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования",
от 11.07.2011 N 362 "О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства целевых грантов (на создание собственного бизнеса)",
от 15.06.2011 N 317 "О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики".
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о краевом и местных бюджетах на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию Программы с распределением по годам и источникам финансирования приведены в
приложении 2.
6. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
К 2016 году ожидается:
увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 45%;
увеличение количества мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий, до 15;
увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестров инвестиционных проектов и производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами, до 100%;
увеличение доли ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных до 100%;
увеличение доли населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения, до 25%.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе критериев, установленных согласно
постановлению Администрации края от 10.06.2009 N 247 "Об утверждении методики оценки эффективности реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ".
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов рассчитывается на основании данных форм статистической отчетности, предоставляемых Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
На основании данных муниципальных образований будет рассчитана:
доля муниципальных образований, предоставивших информацию для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами;
доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами.
Доля ликвидированных несанкционированных свалок в общем числе выявленных рассчитывается на основании данных государственного экологического надзора за деятельностью в области обращения с отходами по материалам, представляемым Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения, рассчитывается по формуле:
%, где:
Дэв - доля населения края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения;
Чэв - численность населения края, участвующего в мероприятиях по экологическому воспитанию и образованию;
Чак - численность населения Алтайского края (по данным Росстата на 01.01.2011 - 2417 тыс. чел.).
В результате осуществления мероприятий Программы ожидается рост качественных показателей в части обеспечения выполнения требований
природоохранного законодательства, улучшения экологической обстановки и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в
приложении 3.
7. Система управления реализацией Программы
Государственным заказчиком - координатором реализации Программы является управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Основные исполнители программы:
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
управление лесами Алтайского края;
управление Алтайского края по печати и информации;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
органы местного самоуправления (по согласованию);
предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие проекты в сфере обращения с отходами (по согласованию).
Полномочия органов исполнительной власти Алтайского края - исполнителей Программы - закреплены
постановлением Администрации края от 28.04.2009 N 192 "О полномочиях органов исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами производства и потребления".
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году;
методическое обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на решение задач в сфере обращения с отходами.
В связи с межведомственным характером решаемых задач планируется создание координационного совета при Губернаторе Алтайского края по развитию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
Государственный заказчик - координатор реализации Программы ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с исполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей Программы в установленном порядке. Исполнители основных мероприятий Программы представляют отчет о реализации мероприятий ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях, утверждаемых нормативными правовыми актами Администрации края. Для последовательной реализации программных мероприятий ежегодно утверждается план работ по выполнению Программы с ежеквартальным рассмотрением итогов и оценкой реализации Программы.
Приложение 1
"Развитие системы обращения с отходами производства
и потребления на территории Алтайского края"
на оды и на перспективу до 2020 года
Перечень мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года
Цель, задача, мероприятие | Сумма затрат, тыс. рублей | Источники финансирования | Исполнитель | Ожидаемый результат от реализации мероприятия |
I этап | II этап | всего |
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Цель - совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения | 642000 | 1267550 | 812550 | 444700 | 1045700 | 4212500 | итого по программе | | создание условий и механизмов для повышения предпринимательской активности, привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами, увеличение количества отходов, вовлекаемых во вторичный оборот |
| 6450 | 1450 | 1450 | 1450 | 10800 | краевой бюджет |
29000 | 39250 | 11250 | 11250 | 11250 | 102000 | местный бюджет |
613 000 | 1221850 | 799850 | 432000 | 1033000 | 4099700 | внебюджетные источники |
Задача 1. Совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края | | 5000 | | | | 5000 | всего, в том числе | | создание условий и механизмов для эффективной деятельности в области обращения с отходами, повышение предпринимательской активности |
| 5000 | | | | 5000 | краевой бюджет |
Мероприятие 1.1. Разработка комплексной схемы обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схемы межмуниципального размещения объектов обращения с отходами | | 5000 | | | | 5000 | краевой бюджет | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края | схема очистки территории края от отходов производства и потребления |
Мероприятие 1.2. Разработка и реализация комплекса мер по повышению эффективности обращения с отходами в органах исполнительной власти края и подведомственных учреждениях и организациях | | | | | | | | органы исполнительной власти края | создание условий для уменьшения количества образования отходов, организации раздельного сбора отходов, обеспечения экологической безопасности сотрудников |
Мероприятие 1.3. Разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления | | | | | | | | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; КАУ "Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций" (по согласованию) | создание условий для повышения предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности муниципальных образований Алтайского края |
Мероприятие 1.4. Разработка рекомендаций для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам оказания финансовой поддержки для реализации проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления | | | | | | | | управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры | создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления |
Мероприятие 1.5. Формирование реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами производства и потребления | | | | | | | | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию) | создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления |
Мероприятие 1.6. Формирование реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления | | | | | | | | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию) | создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления |
Мероприятие 1.7. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых инвестиционных проектов строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий в части их влияния на создание, сохранение рабочих мест и занятость населения Алтайского края | | | | | | | | управление Алтайского края по труду и занятости населения | создание новых рабочих мест, сохранение и модернизация действующих рабочих мест, повышение уровня занятости населения края, повышение экологической безопасности |
Задача 2. Развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов | 92000 | 340850 | 310850 | 233000 | 184000 | 1160700 | всего, в том числе | | уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения |
29000 | 39000 | 11000 | 11000 | 11000 | 101000 | местный бюджет |
63000 | 301850 | 299850 | 222000 | 173000 | 1059700 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.1. Строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов в г. Алейске | | 20850 | 20850 | | | 41700 | всего, в том числе | администрация г. Алейска (по согласованию) | уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения |
| 20850 | 20850 | | | 41700 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.2. Строительство полигона твердых бытовых отходов в г. Заринске | 24000 | 31000 | | | | 55000 | всего, в том числе | администрация г. Заринска (по согласованию) | уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения |
24000 | 31000 | | | | 55000 | местный бюджет |
Мероприятие 2.3. Расширение цеха по сбору и переработке бытовых отходов и создание пунктов их приема в Тальменском районе | 500 | | | | | 500 | всего, в том числе | администрация Тальменского района (по согласованию); ИП Безбородов Д.Б. (по согласованию) | уменьшение доли захораниваемых отходов, вовлечение отходов во вторичный оборот |
500 | | | | | 500 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.4. Развитие производства по переработке полимерных отходов в г. Бийске | 3000 | | | | | 3000 | всего, в том числе | администрация г. Бийска (по согласованию); ООО "Бийсквторресурсы" (по согласованию) | уменьшение доли захораниваемых отходов, вовлечение отходов во вторичный оборот |
3000 | | | | | 3000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.5. Строительство полигона ТБО и мусороперерабатывающего завода в Первомайском районе | 40000 | 180000 | 20000 | 10000 | 20000 | 270000 | всего, в том числе | администрация Первомайского района (по согласованию); ООО "Аврора" (по согласованию) | уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение доли захораниваемых отходов, вовлечение отходов во вторичный оборот |
40000 | 180000 | 20000 | 10000 | 20000 | 270000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.6. Строительство модельной системы утилизации жидких стоков г. Заринска с получением дополнительной товарной продукции | 10000 | 80000 | 210000 | 180000 | 120000 | 600000 | всего, в том числе | управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию); ООО "Алтайкоксохимстрой" (по согласованию) | уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, производство газа с выработкой тепловой и электрической энергии |
10000 | 80000 | 210000 | 180000 | 120000 | 600000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.7. Строительство модельных комплексов автономного энергообеспечения в строящихся микрорайонах г. Барнаула за счет переработки твердых бытовых отходов | 5000 | 8000 | 28000 | 6000 | 2000 | 49000 | всего, в том числе | управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию); ООО "Алтайкоксохимстрой" (по согласованию) | уменьшение доли захораниваемых отходов, производство газа с выработкой тепловой и электрической энергии |
5000 | 8000 | 28000 | 6000 | 2000 | 49000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.8. Обустройство существующих санкционированных объектов накопления и размещения твердых бытовых отходов | 3500 | 6000 | 12000 | 12000 | 12000 | 45500 | всего, в том числе | органы местного самоуправления (по согласованию); управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству | предотвращение загрязнения окружающей среды, обеспечение соблюдения норм действующего законодательства |
2000 | 3000 | 6000 | 6000 | 6000 | 23000 | местный бюджет |
1500 | 3000 | 6000 | 6000 | 6000 | 22500 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.9. Приобретение транспортных средств для сбора, вывоза твердых бытовых отходов | 3000 | 13000 | 18000 | 23000 | 28000 | 85000 | всего, в том числе | органы местного самоуправления (по согласованию); управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству | обеспечение условий для сбора и вывоза твердых бытовых отходов |
| 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 12000 | местный бюджет |
3000 | 10000 | 15000 | 20000 | 25000 | 73000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 2.10. Выявление и ликвидация несанкционированных мест размещения отходов | 3000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 11000 | всего, в том числе | органы местного самоуправления (по согласованию); управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края | предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение экологического ущерба |
3000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 11000 | местный бюджет |
Задача 3. Развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению промышленных и токсичных отходов | 550000 | 920000 | 500000 | 210000 | 860000 | 3040000 | всего, в том числе | | уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения |
550 000 | 920 000 | 500 000 | 210 000 | 860 000 | 3040000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 3.1. Строительство завода по производству древесно-стружечных плит в г. Рубцовске | 500000 | 700000 | | | | 1200000 | всего, в том числе | ООО "Лесная холдинговая компания "Алтайлес" (по согласованию); управление лесами Алтайского края | переработка древесных отходов, производство товарной продукции |
500000 | 700000 | | | | 1200000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 3.2. Строительство завода по производству древесно-стружечных плит в г. Барнауле | | | | | 700000 | 700000 | всего, в том числе | ООО "Лесная холдинговая компания "Алтайлес" (по согласованию); управление лесами Алтайского края | переработка древесных отходов, производство товарной продукции |
| | | | 700000 | 700000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 3.3. Строительство установок по переработке отходов производства ООО "Новоеловская птицефабрика" в Первомайском районе с получением дополнительной товарной продукции | | 40000 | 100000 | 60000 | 40000 | 240000 | всего, в том числе | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию); ООО "Новоеловская птицефабрика" (по согласованию) | уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, производство газа с выработкой тепловой и электрической энергии |
| 40000 | 100000 | 60000 | 40000 | 240000 | внебюджетные источники |
Мероприятие 3.4. Строительство биотехнологического производства для переработки отходов зерноперерабатывающих комплексов ООО "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" в Первомайском районе | 50000 | 180000 | 400000 | 150000 | 120000 | 900000 | всего, в том числе | Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию); ООО "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" (по согласованию) | уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, вовлечение отходов во вторичный оборот |
50000 | 180000 | 400000 | 150000 | 120000 | 900000 | внебюджетные источники |
Задача 4. Развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами | | 1700 | 1700 | 1700 | 1700 | 6800 | всего, в том числе | | вовлечение населения в процесс безопасного обращения с отходами производства и потребления |
| 1450 | 1450 | 1450 | 1450 | 5800 | краевой бюджет |
| 250 | 250 | 250 | 250 | 1000 | местный бюджет |
Мероприятие 4.1. Проведение семинаров, круглых столов и конференций по вопросам обращения с отходами на территории Алтайского края | | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | всего, в том числе | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству | выстраивание системы межведомственного взаимодействия, привлечение общественности к решению вопросов обращения с отходами |
| 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | краевой бюджет |
Мероприятие 4.2. Разработка и реализация экологической социальной рекламы | | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 | всего, в том числе | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края | повышение экологической культуры населения |
| 200 | 200 | 200 | 200 | 800 | краевой бюджет |
Мероприятие 4.3. Участие в выставках, форумах, презентациях по вопросам обращения с отходами | | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | всего, в том числе | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству | повышение инвестиционного потенциала края в сфере обращения с отходами |
| 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | краевой бюджет |
Мероприятие 4.4. Издание информационно-справочных, методических пособий, презентационных материалов | | 300 | 300 | 300 | 300 | 1200 | всего, в том числе | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края | повышение информированности органов власти, местного самоуправления и населения в сфере обращения с отходами; тиражирование положительного опыта реализации инвестиционных проектов |
| 300 | 300 | 300 | 300 | 1200 | краевой бюджет |
Мероприятие 4.5. Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников соответствующих краевых и муниципальных учреждений по вопросам обеспечения экологической безопасности в области обращения с отходами | | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | всего, в том числе | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) | повышение эффективности государственного и муниципального управления |
| 250 | 250 | 250 | 250 | 1000 | краевой бюджет |
| 250 | 250 | 250 | 250 | 1000 | местный бюджет |
Мероприятие 4.6. Подготовка базовой информации о ходе реализации мероприятий Программы | | | | | | | | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края | информирование населения по вопросам обращения с отходами, тиражирование положительного опыта реализации инвестиционных проектов |
Мероприятие 4.7. Размещение в СМИ информации о ходе реализации мероприятий Программы | | | | | | | | управление Алтайского края по печати и информации | информирование населения по вопросам обращения с отходами, тиражирование положительного опыта реализации инвестиционных проектов |
Мероприятие 4.8. Организация обучения работников предприятий в рамках модернизации и реформирования системы обращения с отходами | | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | всего, в том числе | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по труду и занятости населения; КАОУ "Учебный центр УТЗН Алтайского края" | повышение уровня знаний работников предприятий по вопросам охраны окружающей среды |
| 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | краевой бюджет |
Приложение 2
"Развитие системы обращения с отходами производства и
потребления на территории Алтайского края"
на оды и на перспективу до 2020 года
Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года
Источники и направления расходов | Сумма затрат, тыс. рублей | Примечание |
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего финансовых затрат | 642000 | 1267550 | 812550 | 444700 | 1045700 | 4212500 | |
в том числе | | | | | | | |
из краевого бюджета | 0 | 6450 | 1450 | 1450 | 1450 | 10800 | |
из местного бюджета | 29000 | 39250 | 11250 | 11250 | 11250 | 102000 | |
из внебюджетных источников | 613000 | 1221850 | 799850 | 432000 | 1033000 | 4099700 | |
Капитальные вложения | 559000 | 1191250 | 666092 | 362859 | 982153 | 3761354 | |
в том числе | | | | | | | |
из местного бюджета | 24000 | 34000 | 3000 | 3000 | 3000 | 67000 | |
из внебюджетных источников | 535000 | 1157250 | 663092 | 359859 | 979153 | 3694354 | |
| 65000 | 15400 | 32553 | 16506 | 11952 | 141411 | |
в том числе | | | | | | | |
из внебюджетных источников | 65000 | 15400 | 32553 | 16506 | 11952 | 141411 | |
Прочие расходы | 18000 | 60900 | 113905 | 65335 | 51595 | 309735 | |
в том числе | | | | | | | |
из краевого бюджета | 0 | 6450 | 1450 | 1450 | 1450 | 10800 | |
из местного бюджета | 5000 | 5250 | 8250 | 8250 | 8250 | 35000 | |
из внебюджетных источников | 13000 | 49200 | 104205 | 55635 | 41895 | 263935 | |
* Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Приложение 3
"Развитие системы обращения с отходами производства
и потребления на территории Алтайского края"
на оды и на перспективу до 2020 года
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды и на перспективу до 2020 года
Целевой индикатор | Единица измерения | Значение индикатора по годам |
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов | % | 32,1 | 32,2 | 37 | 43 | 45 |
Количество мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий | шт. | 3 | 6 | 10 | 12 | 15 |
Доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами | % | 40 | 45 | 70 | 90 | 100 |
Доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами | % | 40 | 45 | 70 | 90 | 100 |
Доля ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных | % | 50 | 60 | 80 | 90 | 100 |
Количество разработанных информационно-справочных, методических пособий | ед. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения | % | 7,6 | 12 | 15 | 20 | 25 |