Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 11.10.2011 N 575

Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды

В целях совершенствования институциональных и инфраструктурных условий развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды.
2. Определить Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Дугин С.И.) государственным заказчиком программы.
3. Разработку программы поручить Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Дугин С.И.) и департаменту Администрации края по связям с институтами гражданского общества (Труевцев В.А.).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ларина Б.В.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Концепция долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 11 октября 2011 г. N 575)

1. Характеристика проблемы с обоснованием необходимости ее решения программными методами

В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом и Алтайского края в частности. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно больше творческих, свободных и активных граждан.
В Алтайском крае созданы условия для развития гражданского общества: соответствующая нормативная база, многопартийный законодательный орган, независимые СМИ, некоммерческие организации, активное бизнес-сообщество и профсоюзы. Свое пятилетие скоро отметит и Общественная палата края, накопившая немалый опыт по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития региона, защиты прав граждан.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю на 1 января 2011 года в крае зарегистрировано 2228 некоммерческих организаций. Помимо них существует большое число общественных организаций, не имеющих официального статуса.
С 2007 по 2009 годы наблюдался процесс сокращения некоммерческих организаций. Уменьшение численности общественных объединений связано в первую очередь с прекращением их деятельности. В 2010 году по решению суда в крае ликвидировано 423 некоммерческие организации, годом ранее - 358 организаций, большинство из них практически не вели никакой деятельности и не представили соответствующие отчеты. В 2010 году наблюдалась стабилизация этого процесса.
В то же время по сравнению с 2009 годом со 180 до 265 возросло количество вновь зарегистрировавшихся некоммерческих организаций. Постепенно увеличивается количество общественных объединений в сельской местности. Продолжается процесс регистрации саморегулируемых организаций. В общественной жизни края выделяются традиционные организации (инвалидов, ветеранов, национально-культурные, молодежные, имеющие управляющий краевой орган), а также сеть первичных коллективов в городах и районах, как правило, существующие не один год. Ряд из них объединяет тысячи и даже сотни тысяч жителей края. Также в крае действуют несколько инфраструктурных организаций, оказывающих информационные, консультационные и образовательные услуги общественным объединениям.
В последние годы стали создаваться общественные советы при Губернаторе Алтайского края, Администрации края и органах исполнительной власти. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики, принятие общественно значимых решений. Однако об эффективности работы этих советов говорить пока преждевременно. В то же время и здесь накапливается положительный опыт, который еще предстоит изучить.
В 2010 году расширялась практика проведения общественной экспертизы. Право проведения экспертизы гарантируется статьей 25 закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" и законом Алтайского края "Об Общественной палате Алтайского края". Всего прошли общественную экспертизу 28 проектов решений органов власти. В данной работе приняло участие 32 общественных объединения.
В краевом бюджете в 2011 году предусмотрено увеличение денежных средств на поддержку социально значимых проектов в форме грантов Губернатора края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Данная поддержка оказывается в рамках действующего с декабря 2007 года закона Алтайского края "Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты", которым установлены принципы и формы взаимодействия власти и общества.
Поддержка социально значимых проектов в форме грантов в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций составила: в 2007 году - 2000,0 тыс. рублей; в одах - 2250,0 тыс. рублей; в 2010 году - 2300,0 тыс. рублей; в 2011 году - 8000,0 тыс. рублей.
Кроме того, проводятся конкурсы другими органами исполнительной власти края и на муниципальном уровне. Продолжается процесс внедрения конкурсных механизмов.
Если на краевом уровне вопросы взаимодействия власти с институтами гражданского общества претерпели изменения, то на местном уровне остается немало вопросов.
Проявились проблемы и во внутреннем развитии институтов гражданского общества. Бурный рост общественных инициатив в предшествующий период был напрямую связан с личностным самоопределением лидеров и активистов этих объединений. Это привело к тому, что деятельность многих общественных объединений имеет краткий жизненный цикл - до момента интеграции лидеров в иные масштабные социальные, бизнес- или государственные процессы. Данная проблема является объективной, и достигнутые на настоящий период количественные результаты требуют принятия новых качественных системных подходов и решений со стороны государства, устанавливающих новые форматы взаимодействия органов власти и общества.
Развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае сталкивается с комплексом других проблем:
пассивное восприятие населением происходящих в Алтайском крае социально значимых событий;
отсутствие системы государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества;
низкий уровень информированности населения о деятельности общественных организаций и невысокая степень вовлеченности граждан в добровольческую и благотворительную деятельность;
социально ориентированные некоммерческие организации не рассматриваются как равноценные партнеры и участники государственных и муниципальных заказов на оказание услуг населению края.
Эффективным решением вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды (далее - "программа").
Применение программно-целевого метода даст возможность систематизировать действия органов исполнительной власти в сфере государственно-общественных отношений и развивать гражданское общество в крае.
Это позволит создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами, обеспечить эффективность вложения государственных средств, разработку инновационных для России подходов в становлении гражданского общества, устойчивое развитие и функционирование инфраструктуры гражданских отношений в местных сообществах.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, к приоритетным направлениям долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания услуг.
Преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации (бюджетные учреждения) требует создания ресурсного центра развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и гражданских инициатив.
Ресурсный центр поможет также решать задачи по содействию повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций, развитию инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности.
Объектом программы являются условия развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края.
Предметом регулирования программы являются правоотношения, связанные с эффективностью государственной поддержки общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Программа направлена на активное включение органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края в процессы совершенствования и усиления действия принципов государственно-общественного управления в социально-экономическом развитии, на создание условий для проявления общественных инициатив и повышение гражданской активности населения.
Результатом действия программы должно стать внедрение в практику государственно-общественных отношений, действенных комплексных механизмов управления процессами, обеспечивающих активное участие общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в выработке и реализации стратегических и тактических решений, определяющих долгосрочное социально-экономическое развитие Алтайского края.
В целях реализации закона Алтайского края от 11.07.2011 N 78-ЗС "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" необходимо разработать долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды, принять ряд нормативно-правовых актов Администрации края, регламентирующих формы оказания такой поддержки.

2. Цель и задачи программы

Целью программы является совершенствование институциональных и инфраструктурных условий развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций для решения приоритетных задач социально-экономического развития Алтайского края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций;
развитие прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению и реализующих социально значимые проекты и программы;
совершенствование механизмов привлечения институтов гражданского общества к участию в государственных и общественных делах, управлению территорией и решению вопросов, затрагивающих права и законные интересы жителей края;
формирование позитивного имиджа и информационное сопровождение деятельности социально ориентированных организаций;
поддержка в области переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных организаций.

3. Оценка ожидаемой эффективности и результативности программы

Реализация программы позволит к 2013 году:
увеличить число проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края, реализуемых при поддержке органов государственной власти Алтайского края (от 44 в 2011 году до 70 в 2013 году);
увеличить количество жителей Алтайского края, вовлеченных в реализацию проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (более 10 тыс. новых участников ежегодно; 50 тыс. участников в 2013 году);
увеличить число районов и городов Алтайского края, в которых реализуются проекты социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных как на вовлечение жителей в активную общественную жизнь, так и на оказание услуг различным группам населения (с 15 в 2011 году до 35 в 2013 году);
увеличить в средствах массовой информации число публикаций о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края и участии граждан в благотворительной и добровольческой деятельности (с 570 в 2011 году до 1300 в 2013 году);
увеличить количество благополучателей социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края (со 175 тыс. чел. до 350 тыс. чел.).

4. Предложения по объемам и источникам финансирования программы

Объем финансирования программы 154536,5 тыс. рублей, из них:
за счет средств краевого бюджета - 149474,5 тыс. рублей:
2011 год - 38830,0 тыс. рублей;
2012 год - 53284,5 тыс. рублей;
2013 год - 57360,0 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников - 5062,0 тыс. рублей:
2011 год - 1862,0 тыс. рублей;
2012 год - 1600,0 тыс. рублей;
2013 год - 1600,0 тыс. рублей.
Объем финансирования за счет средств краевого бюджета уточняется при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

5. Система основных мероприятий программы

Мероприятия программы реализуются в соответствии с поставленными задачами.
Основными мероприятиями являются:
принятие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию закона Алтайского края от 11.07.2011 N 78-ЗС "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае";
пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, совершенствование их информационного обеспечения;
организация и проведение конкурсов на предоставление грантов и субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно значимых проектов и программ;
создание и обеспечение действенного механизма выявления и учёта интересов различных социальных групп при разработке, принятии и осуществлении решений государственными органами;
содействие в проведении общественной экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих интересы граждан.

6. Предложения по механизму формирования мероприятий программы и системе ее реализации

Исполнители обеспечивают выполнение мероприятий программы, подготовку предложений по ее корректировке, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий, представляют отчет о ходе их реализации.
Межведомственную координацию деятельности, мониторинг осуществления программных мероприятий и оценку их реализации проводит департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества.
По результатам выполнения мероприятий программы информация о ходе ее реализации представляется в департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет сводный отчет о ходе выполнения программы в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края в установленном порядке.
Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с порядком разработки и реализации долгосрочных целевых программ.

7. Предложения по государственным заказчикам программы

Государственный заказчик программы - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Основные разработчиками# программы - департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченный орган по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.