Официально
Постановление Администрации Алтайского края от 11.10.2011 N 575
Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды
В целях совершенствования институциональных и инфраструктурных условий развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемую
Концепцию долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды.
2. Определить Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Дугин С.И.) государственным заказчиком программы.
3. Разработку программы поручить Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Дугин С.И.) и департаменту Администрации края по связям с институтами гражданского общества (Труевцев В.А.).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ларина Б.В.
Губернатор Алтайского края | А.Б. Карлин |
Концепция долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды (утв.
постановлением Администрации Алтайского края от 11 октября 2011 г. N 575)
1. Характеристика проблемы с обоснованием необходимости ее решения программными методами
В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом и Алтайского края в частности. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно больше творческих, свободных и активных граждан.
В Алтайском крае созданы условия для развития гражданского общества: соответствующая нормативная база, многопартийный законодательный орган, независимые СМИ, некоммерческие организации, активное бизнес-сообщество и профсоюзы. Свое пятилетие скоро отметит и Общественная палата края, накопившая немалый опыт по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития региона, защиты прав граждан.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю на 1 января 2011 года в крае зарегистрировано 2228 некоммерческих организаций. Помимо них существует большое число общественных организаций, не имеющих официального статуса.
С 2007 по 2009 годы наблюдался процесс сокращения некоммерческих организаций. Уменьшение численности общественных объединений связано в первую очередь с прекращением их деятельности. В 2010 году по решению суда в крае ликвидировано 423 некоммерческие организации, годом ранее - 358 организаций, большинство из них практически не вели никакой деятельности и не представили соответствующие отчеты. В 2010 году наблюдалась стабилизация этого процесса.
В то же время по сравнению с 2009 годом со 180 до 265 возросло количество вновь зарегистрировавшихся некоммерческих организаций. Постепенно увеличивается количество общественных объединений в сельской местности. Продолжается процесс регистрации саморегулируемых организаций. В общественной жизни края выделяются традиционные организации (инвалидов, ветеранов, национально-культурные, молодежные, имеющие управляющий краевой орган), а также сеть первичных коллективов в городах и районах, как правило, существующие не один год. Ряд из них объединяет тысячи и даже сотни тысяч жителей края. Также в крае действуют несколько инфраструктурных организаций, оказывающих информационные, консультационные и образовательные услуги общественным объединениям.
В последние годы стали создаваться общественные советы при Губернаторе Алтайского края, Администрации края и органах исполнительной власти. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики, принятие общественно значимых решений. Однако об эффективности работы этих советов говорить пока преждевременно. В то же время и здесь накапливается положительный опыт, который еще предстоит изучить.
В 2010 году расширялась практика проведения общественной экспертизы. Право проведения экспертизы гарантируется
статьей 25 закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" и
законом Алтайского края "Об Общественной палате Алтайского края". Всего прошли общественную экспертизу 28 проектов решений органов власти. В данной работе приняло участие 32 общественных объединения.
В краевом бюджете в 2011 году предусмотрено увеличение денежных средств на поддержку социально значимых проектов в форме грантов Губернатора края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Данная поддержка оказывается в рамках действующего с декабря 2007 года
закона Алтайского края "Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты", которым установлены принципы и формы взаимодействия власти и общества.
Поддержка социально значимых проектов в форме грантов в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций составила: в 2007 году - 2000,0 тыс. рублей; в одах - 2250,0 тыс. рублей; в 2010 году - 2300,0 тыс. рублей; в 2011 году - 8000,0 тыс. рублей.
Кроме того, проводятся конкурсы другими органами исполнительной власти края и на муниципальном уровне. Продолжается процесс внедрения конкурсных механизмов.
Если на краевом уровне вопросы взаимодействия власти с институтами гражданского общества претерпели изменения, то на местном уровне остается немало вопросов.
Проявились проблемы и во внутреннем развитии институтов гражданского общества. Бурный рост общественных инициатив в предшествующий период был напрямую связан с личностным самоопределением лидеров и активистов этих объединений. Это привело к тому, что деятельность многих общественных объединений имеет краткий жизненный цикл - до момента интеграции лидеров в иные масштабные социальные, бизнес- или государственные процессы. Данная проблема является объективной, и достигнутые на настоящий период количественные результаты требуют принятия новых качественных системных подходов и решений со стороны государства, устанавливающих новые форматы взаимодействия органов власти и общества.
Развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае сталкивается с комплексом других проблем:
пассивное восприятие населением происходящих в Алтайском крае социально значимых событий;
отсутствие системы государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества;
низкий уровень информированности населения о деятельности общественных организаций и невысокая степень вовлеченности граждан в добровольческую и благотворительную деятельность;
социально ориентированные некоммерческие организации не рассматриваются как равноценные партнеры и участники государственных и муниципальных заказов на оказание услуг населению края.
Эффективным решением вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды (далее - "программа").
Применение программно-целевого метода даст возможность систематизировать действия органов исполнительной власти в сфере государственно-общественных отношений и развивать гражданское общество в крае.
Это позволит создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами, обеспечить эффективность вложения государственных средств, разработку инновационных для России подходов в становлении гражданского общества, устойчивое развитие и функционирование инфраструктуры гражданских отношений в местных сообществах.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, к приоритетным направлениям долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания услуг.
Преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации (бюджетные учреждения) требует создания ресурсного центра развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и гражданских инициатив.
Ресурсный центр поможет также решать задачи по содействию повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций, развитию инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности.
Объектом программы являются условия развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края.
Предметом регулирования программы являются правоотношения, связанные с эффективностью государственной поддержки общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Программа направлена на активное включение органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края в процессы совершенствования и усиления действия принципов государственно-общественного управления в социально-экономическом развитии, на создание условий для проявления общественных инициатив и повышение гражданской активности населения.
Результатом действия программы должно стать внедрение в практику государственно-общественных отношений, действенных комплексных механизмов управления процессами, обеспечивающих активное участие общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в выработке и реализации стратегических и тактических решений, определяющих долгосрочное социально-экономическое развитие Алтайского края.
В целях реализации
закона Алтайского края от 11.07.2011 N 78-ЗС "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" необходимо разработать долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на оды, принять ряд нормативно-правовых актов Администрации края, регламентирующих формы оказания такой поддержки.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является совершенствование институциональных и инфраструктурных условий развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций для решения приоритетных задач социально-экономического развития Алтайского края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций;
развитие прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению и реализующих социально значимые проекты и программы;
совершенствование механизмов привлечения институтов гражданского общества к участию в государственных и общественных делах, управлению территорией и решению вопросов, затрагивающих права и законные интересы жителей края;
формирование позитивного имиджа и информационное сопровождение деятельности социально ориентированных организаций;
поддержка в области переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных организаций.
3. Оценка ожидаемой эффективности и результативности программы
Реализация программы позволит к 2013 году:
увеличить число проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края, реализуемых при поддержке органов государственной власти Алтайского края (от 44 в 2011 году до 70 в 2013 году);
увеличить количество жителей Алтайского края, вовлеченных в реализацию проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (более 10 тыс. новых участников ежегодно; 50 тыс. участников в 2013 году);
увеличить число районов и городов Алтайского края, в которых реализуются проекты социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных как на вовлечение жителей в активную общественную жизнь, так и на оказание услуг различным группам населения (с 15 в 2011 году до 35 в 2013 году);
увеличить в средствах массовой информации число публикаций о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края и участии граждан в благотворительной и добровольческой деятельности (с 570 в 2011 году до 1300 в 2013 году);
увеличить количество благополучателей социально ориентированных некоммерческих организаций Алтайского края (со 175 тыс. чел. до 350 тыс. чел.).
4. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Объем финансирования программы 154536,5 тыс. рублей, из них:
за счет средств краевого бюджета - 149474,5 тыс. рублей:
2011 год - 38830,0 тыс. рублей;
2012 год - 53284,5 тыс. рублей;
2013 год - 57360,0 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников - 5062,0 тыс. рублей:
2011 год - 1862,0 тыс. рублей;
2012 год - 1600,0 тыс. рублей;
2013 год - 1600,0 тыс. рублей.
Объем финансирования за счет средств краевого бюджета уточняется при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
5. Система основных мероприятий программы
Мероприятия программы реализуются в соответствии с поставленными задачами.
Основными мероприятиями являются:
принятие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию
закона Алтайского края от 11.07.2011 N 78-ЗС "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае";
пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, совершенствование их информационного обеспечения;
организация и проведение конкурсов на предоставление грантов и субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно значимых проектов и программ;
создание и обеспечение действенного механизма выявления и учёта интересов различных социальных групп при разработке, принятии и осуществлении решений государственными органами;
содействие в проведении общественной экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих интересы граждан.
6. Предложения по механизму формирования мероприятий программы и системе ее реализации
Исполнители обеспечивают выполнение мероприятий программы, подготовку предложений по ее корректировке, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий, представляют отчет о ходе их реализации.
Межведомственную координацию деятельности, мониторинг осуществления программных мероприятий и оценку их реализации проводит департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества.
По результатам выполнения мероприятий программы информация о ходе ее реализации представляется в департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет сводный отчет о ходе выполнения программы в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края в установленном порядке.
Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с порядком разработки и реализации долгосрочных целевых программ.
7. Предложения по государственным заказчикам программы
Государственный заказчик программы - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Основные разработчиками
# программы - департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченный орган по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.