Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 02.08.2011 N 420

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды"

В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы устойчивого развития сельских территорий.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 г. N 420)

Паспорт долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды

Наименование программы
долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды (далее - "Программа")
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р
Государственный заказчик программы
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края
Основные разработчики программы
ФГОУ ВПО "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева";
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края
Цель программы
создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения
Задачи программы
диверсификация сельской экономики, развитие несельскохозяйственной деятельности, повышение экономической активности населения и расширение источников формирования его доходов; улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, в том числе комплексная компактная застройка;
улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе;
поддержка местных инициатив, формирование позитивного отношения к сельской жизни
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
уровень официально зарегистрированной безработицы в сельской местности;
среднемесячные денежные доходы сельского населения;
ввод жилья в сельской местности;
ввод в действие распределительных газовых сетей;
ввод в действие локальных водопроводов
Срок реализации программы
оды
Основные этапы реализации программы
I этап: оды;
II этап: оды
Исполнители основных мероприятий
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края;
управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
управление Алтайского края по физической культуре и спорту;
управление Алтайского края по культуре и архивному делу;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)
Объемы и источники финансирования программы по годам
общий объем финансирования за счет всех источников - 19 893 792 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 год - 248 550 тыс. руб.;
2013 год - 169 450 тыс. руб.;
2014 год - 2 269 180 тыс. руб.;
2015 год - 2 435 836 тыс. руб.;
2016 год - 2 512 444 тыс. руб.;
2017 год-2 890 130 тыс. руб.;
2018 год - 2 901 360 тыс. руб.;
2019 год - 3 091 532 тыс. руб.;
2020 год - 3 375 310 тыс. руб.;
за счет средств краевого бюджета - 8 841 259 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 год - 116 210 тыс. руб.;
2013 год - 130 150 тыс. руб.;
2014 год - 994 180 тыс. руб.;
2015 год - 1 066 853 тыс. руб.;
2016 год - 1 108 396 тыс. руб.;
2017 год - 1 275 612 тыс. руб.;
2018 год - 1 286 815 тыс. руб.;
2019 год - 1 372 250 тыс. руб.;
2020 год - 1 490 793 тыс. руб.;
за счет средств федерального бюджета - 10 185 394 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 год - 116 600 тыс. руб.;
2013 год - 25 000 тыс. руб.;
2014 год - 1 166 965 тыс. руб.;
2015 год - 1 253 761 тыс. руб.;
2016 год - 1 293 874 тыс. руб.;
2017 год - 1 489 795 тыс. руб.;
2018 год - 1 499 305 тыс. руб.;
2019 год - 1 596 092 тыс. руб.;
2020 год - 1 744 002 тыс. руб.;
за счет средств местных бюджетов - 867 139 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 год - 15 740 тыс. руб.;
2013 год - 14 300 тыс. руб.;
2014 год - 108 035 тыс. руб.;
2015 год - 115 222 тыс. руб.;
2016 год - 110 174 тыс. руб.;
2017 год - 124 723 тыс. руб.;
2018 год - 115 240 тыс. руб.;
2019 год - 123 190 тыс. руб.;
2020 год - 140 515 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
снижение до 2,6% уровня официально зарегистрированной безработицы;
повышение более чем в 2,3 раза среднемесячных денежных доходов сельского населения;
ввод в эксплуатацию жилья площадью более 3,9 млн. кв. м;
ввод в действие 422 км локальных водопроводов;
ввод в действие 971 км распределительных газовых сетей.

1. Общие положения

Основные понятия, используемые в тексте Программы:
сельские территории (сельская местность) - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории;
сельское население - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов;
устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий на основе диверсифицированной сельской экономики, обеспечивающей высокое качество жизни, рациональное и экологически обоснованное использование земель и ландшафтов;
несельскохозяйственная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их объединений на территории сел Алтайского края, отличная от производства продукции растениеводства и животноводства. В целях настоящей Программы к приоритетным направлениям несельскохозяйственной деятельности в сельских территориях Алтайского края относится производство продуктов питания, иной промышленной продукции с использованием сельскохозяйственного сырья, их упаковка, оказание бытовых и коммунальных услуг, услуг, связанных с размещением туристов и предоставлением туристических услуг, ремесленничество, торговля, иные виды деятельности;
семейная животноводческая ферма - ферма, находящаяся в собственности индивидуального предпринимателя и/или пользовании крестьянско-фермерского хозяйства, зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством, члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Алтайский край по численности населения (2417 тыс. чел. по состоянию на 01.01.2011) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе; в сельской местности проживают 1093 тыс. человек или 45,4% населения (в среднем по СФО - 28%, по России - 26,2%). При этом плотность населения (14,5 человека на 1 квадратный километр) превышает аналогичные показатели по России и СФО.
В настоящее время в крае насчитывается около 1600 сельских населенных пунктов, в том числе 971 населенный пункт с численностью менее 500 человек. За 1996-2011 годы количество сельских населенных пунктов Алтайского края сократилось незначительно (на 2,5%).
В последние годы наметилась тенденция укрупнения муниципальных образований поселенческого уровня. С момента вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Алтайском крае проведено изменение границ муниципальных образований путем объединения сельских поселений в 5 муниципальных районах, также в одах осуществлена процедура объединения муниципального района и городского округа в единое муниципальное образование Змеиногорский муниципальный район.
Территория Алтайского края составляет 16,8 млн. га, из которых 11,7 млн. га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн. га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн. га занимает пашня. По площади пашни регион лидирует в Российской Федерации: на долю края приходится треть пашни СФО.
Необходимо отметить, что за годы реформ специализация экономики муниципальных районов претерпела довольно существенные изменения. Так, сократилась численность занятых в системообразующей отрасли - сельскохозяйственном производстве и, прежде всего, - в животноводстве. Если в 1994 году в сельском хозяйстве края было занято около 262,4 тыс. человек, то через 15 лет, в 2009 году, - 192 тыс. человек (снижение более чем на четверть). При этом заметно выросла численность занятых в сфере услуг и малом бизнесе.
В то же время в целом для сельских территорий в сравнении с городской местностью характерен более низкий уровень развития сферы услуг, который носит, в основном, теневой характер, что отражается на доле занятых, денежных доходах граждан. Кроме того, в сельской местности более высокий уровень общей и официально зарегистрированной безработицы: ее уровень составляет 4,0% против 1,5% по городам. При этом напряженность на рынке труда сельских районов превышает среднюю по городским округам в 12 раз и составляет 33 человека на 1 вакантное место.
Основной отраслью экономики муниципальных районов края является сельское хозяйство, которое в последние четыре года развивалось темпами, значительно опережающими средние темпы по России. За указанный период объем сельскохозяйственного производства увеличился на 18,8% (по России - на 2,3%).
Наблюдается рост как объемов производства, так и доли сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств (далее - КФХ), в валовой продукции сельского хозяйства: если в 2005 году на долю сельхо-зорганизаций и КФХ в валовом производстве продукции сельского хозяйства приходилось около 45%, то в 2010 году - свыше 50%. Таким образом, в крае ускоренное развитие получили товарные хозяйства, которые активно применяют современные технологии, занимаются повышением эффективности и внедрением инноваций. В то же время сектор личных подсобных хозяйств, несмотря на происходящие процессы старения и миграции сельского населения, сохранил поголовье скота и птицы, увеличил товарность собственного производства, которая выразилась в приросте объемов закупа основной продукции. Все это свидетельствует о формировании в Алтайском крае многоукладной аграрной экономики с достаточно высокой степенью адаптативности к различным условиям хозяйствования.
Однако рост сельскохозяйственного производства не обеспечивает достаточного уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на увеличение прибыли, уровень рентабельности составляет 10-15%, что не позволяет вести расширенное воспроизводство. Сельхозтоваропроизводители края зависимы от реализации зерновых культур.
Промышленное производство в разной степени локализовано в муниципальных образованиях региона, в целом на сельские территории приходится около 22% от общего объема промышленного производства края. По выпуску промышленной продукции на душу населения среди сельских территорий различия составляют до 40 раз.
Основной отраслью специализации сельских территорий является пищевая и перерабатывающая промышленность. В последнее время в районах края активно развивается производство отдельных продуктов питания и напитков, что связано с оформлением групп компаний (холдингов) и общих брендов (прежде всего в молочной отрасли), активной модернизацией и открытием новых производств. В настоящее время на долю сельских районов края приходится около 55% объемов выпуска муки, 65% - крупы, более 70% - мяса и субпродуктов, 45% - сыра и сырных продуктов, более 30% - цельномолочной продукции, около 25% - макарон. Алтайский край является крупнейшим производителем сыра, муки и крупы в России.
Одной из значимых сфер занятости в сельской местности является лесное хозяйство и деревообработка. Алтайский край обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: лесами покрыто 25% территории региона. По производству пиломатериалов Алтайский край занимает второе место в России, на его долю приходится порядка 6% от общероссийского объема производства. В 2010 году среднесписочная численность работников лесного хозяйства составляла 5,4 тыс. человек, в обработке древесины и производстве изделий из дерева занято 7,0 тыс. человек. В ряде районов на долю занятых в лесном хозяйстве приходится от 2% до 10% общей численного# занятого населения, а в Угловском районе в данной сфере трудится около 20% занятого населения.
Несмотря на достаточно высокие темпы роста основных отраслей сельской экономики и сопутствующий ему рост доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан в районах составляют менее 50% от среднегородских значений: в целом по итогам 2010 года их уровень достриг лишь 7022 руб. (в среднем по городам - 15395 руб.). Главное отличие структуры денежных доходов сельских жителей - более высокая доля приходится на фонд оплаты труда и различные социальные выплаты (свыше 60%), тогда как в городах преобладают поступления от предпринимательской деятельности (около 40%, а по районам - 11%), а доля социальных выплат составляет всего лишь 12%.
Существенно отстает и развитие сферы малого предпринимательства: в сельской местности осуществляют деятельность менее 15% всех малых предприятий и 36% предпринимателей края. В то же время в 2010 году темпы роста числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в сельской местности выше, чем в среднем по городам.
Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.
Одним из важнейших факторов качества жизни, которые формируют предпочтения для проживания в той или иной местности, является обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам и составляет 23,6 кв. м на человека (по городам - 21,1 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 54,6% жилищного фонда (в среднем по краю - 73%), канализацией - 39,2% (по краю - 63,2%), отоплением - 80,4% (по краю - 85,3%), горячим водоснабжением - 7,1% (по краю - 41,5%).
В последние годы в сельской местности наблюдается активизация жилищного строительства: за оды на селе введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью более 940 тыс. кв. м, при этом ежегодный ввод жилья в сельской местности устойчиво превышает 30% от общекраевого объема.
На решение проблем обеспеченности жильем молодых семей направлены мероприятия федеральных целевых программ "Жилище" на оды и "Социальное развитие села до 2012 года", в рамках которых выделяются субсидии на строительство (приобретение) жилья. За оды благодаря программе "Социальное развитие села до 2012 года" жилищные условия улучшили 1447 молодых специалистов, на эти цели из федерального бюджета привлечено 255,8 млн. рублей, из краевого - 142,8 млн. рублей, из внебюджетных источников - 268,2 млн. рублей. В рамках реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае" на оды жилищные условия улучшили более 2500 молодых семей, привлечено более 700 млн. рублей из всех уровней бюджетов. Реализация программных мероприятий способствует ежегодному увеличению числа молодых семей, желающих стать ее участниками: по состоянию на 1 января 2010 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 8373 молодые семьи, из них более 5000 семей изъявили желание участвовать в программе. Таким образом, реализация вышеуказанных программ в определенной степени способствовала улучшению ситуации с обеспечением жильем молодых семей в сельской местности. Однако до настоящего времени сохраняется очередность среди сельских жителей.
Одной из проблем в развитии сельских территорий является ветхость инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% теплосетей, 37% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу этого потери тепла в сетях составляют более 21,8% от выработки, а непроизводительные потери водопроводных сетей - 14,8% от объема воды, подаваемой потребителям. В целом число аварийных ситуаций и повреждений в системе водоснабжения составляет 38 на 100 км сетей, в теплоснабжении - 28 аварий на 100 км сетей.
Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод), характеризуются высокой минерализацией, в том числе хлоридами (300-500 мг/литр), сульфатами (400-700 мг/л), железом (0,3-2 мг/л), что превышает предельно допустимые концентрации в 1,5-4 раза. Большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960-1970 годах и в результате длительного срока эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.
Одним из факторов повышения уровня благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края, с 1995 года, построено 3,1 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано более 87 тыс. квартир и частных домовладений, 826 котельных переведены на сжигание природного газа. Вместе с тем, уровень газификации территории края составляет лишь 6%, в том числе в сельской местности - 2%, тогда как в среднем по России данные показатели равны соответственно 58% и 40%.
С целью повышения качества предоставления услуг, сокращения бюджетных расходов Администрацией края проводится оптимизация и реструктуризация системы образования и здравоохранения.
В 2010-2011 учебном году в сельской местности края функционирует 989 общеобразовательных школ, в которых обучается 115 тыс. учащихся или 49,6% от общего числа учащихся (оды - 1027 школ и 116,2 тыс. учащихся). В крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия.
Одним из основных направлений политики повышения качества образования является развитие материально-технического обеспечения школ. На эти цели из всех источников финансирования выделено более 3 млрд. руб., за оды в школы направлено 770 комплектов учебного и наглядного оборудования, 2350 комплектов школьной мебели, более 150 интерактивных досок.
По итогам реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае" на оды в течение трех лет для 575 школьных столовых приобретено новое технологическое оборудование, проведен ремонт, реконструкция помещений пищеблоков, заменена электропроводка, закуплена столовая мебель, посуда. Новые технологии приготовления пищи обеспечивают высокое качество блюд за счёт сохранения полноценного состава минеральных веществ и витаминов в продуктах питания. По данным Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в 2010 году улучшилось качество питания школьников по микробиологическим показателям в среднем по краю с 97,9% до 99%.
По-прежнему в отдельных поселениях остается актуальным вопрос очередности в дошкольные образовательные учреждения различной организационно-правовой формы - в 2010 году в сельской местности данную услугу получали около 70% детей, в городской местности - свыше 81%. В целом есть необходимость в расширении действующей системы дошкольного образования в 43 населенных пунктах (в 38 муниципальных районах).
Медицинскую помощь в сельской местности оказывают 60 центральных районных больниц, 932 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП).
За оды уровень заболеваемости лиц с установленным впервые в жизни диагнозом снизился на 1%. Уровень первичной заболеваемости в 2010 году в Алтайском крае выше показателя по СФО в 1,2 раза, а болезнями системы кровообращения - в 2 раза, в то же время стандартизованные показатели общей смертности населения Алтайского края в 2010 году на 1,4% ниже, чем по СФО, от болезней системы кровообращения - на 5,5%.
С начала 2008 года создана и функционирует врачебно-диспетчерская служба. В настоящее время в поликлиниках всех 60 центральных районных больниц внедрена система дистанционной предварительной записи пациентов на консультативные приемы в краевые лечебно-профилактические учреждения. В течение 2010 года предварительной записью воспользовались более 161 тыс. человек.
В здравоохранении Алтайского края создана и функционирует региональная телемедицинская сеть, которая включает в себя серверное оборудование и 32 телемедицинские станции в лечебно-профилактические учреждения края. Телемедицинские технологии используются в акушерстве, пульмонологии, дерматологии, а также для уточнения локализации и морфологии патологического процесса при различных заболеваниях (консультирование цитоморфологических исследований и данных УЗИ). В 2009 году проведено 706 телеконсультаций.
В настоящее время в городах и районах края действует широкая сеть общедоступных учреждений культуры: в 2010 году на территории края работали 2582 учреждения культуры, из них 91,2% в сельской местности.
Сеть учреждений культуры клубного типа в крае составляет 1245 единиц (на 29 единиц меньше, чем в 2009 году). Библиотечная сеть за 3 года сократилась на 18 единиц: в 2010 году на территории края действовала 1121 общедоступная (публичная) библиотека. Тем не менее, в крае сохранена высокая обеспеченность сельского населения учреждениями культуры: на селе работают 92% библиотек, 97% клубных учреждений, 79% музеев, 71% детских школ искусств. Расчет уровня фактической обеспеченности учреждениями культуры показал, что 26 муниципальных районов полностью обеспечены библиотеками, 19 районов - клубами и учреждениями клубного типа.
Библиотеки сельской местности размещаются: в специализированных отдельно стоящих зданиях, в домах культуры (отдельные помещения), в административных зданиях (администрации сельского совета), в приспособленных помещениях (детские сады, школы). В настоящее время в целях оптимизации бюджетных расходов библиотеки переводят из арендованных помещений в помещения, находящиеся в собственности муниципалитетов (клубы, школы). Передвижных библиобусов для обслуживания жителей малочисленных населенных пунктов, не имеющих библиотек, в районах нет.
Сохраняется тенденция сокращения посадочных мест в учреждениях культуры клубного типа: в 2010 году число посадочных мест сократилось на 6,2 тыс. (на 3%), за период с 2008 по 2010 - на 17,6 тыс. (на 8%). Сокращаются также площади, на которых располагаются учреждения культуры (в 2010 году - более чем на 8 тыс. кв. м). Данные проблемы вызваны во многом неудовлетворительным состояниям зданий: число таких зданий в 2010 году составило 295 (25% от общего количества), из них 269 требуют капитального ремонта, 26 находятся в аварийном состоянии.
Сегодня 457 сельских населенных пунктов Алтайского края не имеют стационарных учреждений клубного типа, в связи с чем существенно возрастает социальная значимость передвижных клубных учреждений. В крае функционируют 12 автоклубов в 11 муниципальных районах края, что составляет всего 16,7% от нормативной потребности. Данная ситуация усугубляется и тем, что сохраняется тенденция сокращения числа автоклубов из-за изношенности автопарка (с 18 в 2008 году до 12 в 2010 году).
В настоящее время в дополнительном образовании отрасли культуры на селе работает 79 музыкальных и художественных школ, школ искусств (71% от их общего числа по краю). Доля учащихся из сельских поселений составляет 48% в общей численности детей, посещающих учреждениях художественного образования.
Для сельской местности края в последние годы характерна более высокая естественная убыль населения, обусловленная как возрастной структурой населения (с более высокой долей населения в возрасте старше трудоспособного), так и более высокими показателями смертности.
В 2010 году уровень рождаемости в районах края остался на уровне 2009 года, в то же время наблюдается увеличение смертности, и как следствие рост показателей естественной убыли населения. Как итог - в сельской местности зарегистрирован более высокий уровень естественной убыли населения - 3,5 человека на 1000 жителей (при среднем по городским округам - 1,1 человека на 1000 жителей).
Для сельских районов, как и для края в целом, характерен миграционный отток населения. При этом если в городской местности по итогам 2010 года был зафиксирован миграционный прирост населения, то по сельской местности края отток населения стабилен и составил 6,7 тыс. человек.
Таким образом, по большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность отстает от среднекраевых значений. Более низкое качество окружающей среды, денежных доходов населения и возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают благоприятную среду для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.
Однако сельская местность края обладает уникальным природным, рекреационным потенциалом. Перспективы развития сельских территорий связаны с несельскохозяйственной занятостью населения. В этой связи актуальна государственная поддержка предпринимательства, повышение гибкости сельского рынка труда. Одним из ключевых факторов усиления привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
Необходимо отметить, что большинством бюджетных целевых программ края предусмотрены мероприятия, направленные на развитие сельских территорий. Мониторинг программных мероприятий проводится органами исполнительной власти в разрезе муниципальных районов. В целом, по итогам 2010 года, в рамках федеральных и региональных целевых программ на развитие муниципальных районов направлено свыше 7 млрд. руб. Общий объем средств на развитие сельских территорий с учетом реализации отдельных инвестиционных проектов и непрограммной части деятельности органов исполнительной власти края превысил 20 млрд. руб. (без учета субвенций краевого бюджета).
Таким образом, вопрос устойчивого развития сельских территорий Алтайского края носит комплексный характер и его решение может быть достигнуто с применением программно-целевого подхода.

3. Основная цель и задачи Программы

Цель реализации Программы - создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития Алтайского края, включая обеспечение стабильного экономического роста, реализации программ развития дорожной, энергетической инфраструктуры, продолжения процессов реструктуризации и повышения качества оказываемых услуг учреждений и организаций социальной сферы.
Задачами Программы являются:
диверсификация сельской экономики, развитие несельскохозяйственной деятельности, повышение экономической активности населения и расширение источников формирования его доходов;
улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, в том числе комплексная компактная застройка;
улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе;
поддержка местных инициатив, формирование позитивного отношения к сельской жизни.

4. Система программных мероприятий

В целях устойчивого развития сельских территорий Алтайского края предлагается реализовать 4 блока мероприятий.
Первый блок мероприятий направлен на стимулирование развития сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, создание новых рабочих мест. Алтайский край обладает уникальными возможностями для производства, переработки практически всех видов сельскохозяйственных культур и животноводческой продукции, и диверсификации на этой основе структуры производства сельскохозяйственной продукции, выпуске востребованных рынком продуктов. В частности, это касается сбора и переработки дикоросов, рыбоводства, пчеловодства, поддержки ремесленничества, сельского туризма и агротуризма. В рамках данного блока мероприятий планируется субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам для развития несельскохозяйственной деятельности за счет средств краевого бюджета - на первом этапе реализации программы в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка, на втором этапе (после принятия соответствующей федеральной целевой программы) в размере 5% ставки рефинансирования. Также предусмотрено субсидирование затрат на развитие семейных молочных и мясных ферм. Для формирования соответствующей материально-технической базы малых предприятий и предпринимателей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью, а также реализации отдельных проектов предлагается внедрить систему грантовой поддержки. Перечень видов несельскохозяйственной деятельности, подлежащей субсидированию, перечень грантов, а также порядок их выделения устанавливается нормативным правовым актом Алтайского края.
Второй блок мероприятий направлен на активизацию жилищного строительства в сельской местности. В рамках данного блока будет осуществляться выделение социальных выплат на строительство и приобретение жилья гражданами, молодыми специалистами и молодыми семьями в сельской местности, субсидирование из федерального и краевого бюджета уплаты процентов по кредитам, привлекаемым для строительства жилья. Отдельным направлением данного блока мероприятий является комплексная компактная застройка сельских населенных пунктов. Для стимулирования реализации данного направления предлагается за счет средств федерального и краевого бюджетов строительство инженерной инфраструктуры, внутриквартальных дорог и благоустройства новых микрорайонов. Учитывая то, что комплексная компактная застройка является одним из реальных способов улучшения комфортности проживания в сельской местности на первом этапе реализации Программы предлагается провести конкурс среди муниципальных образований по частичному софинансированию за счет средств краевого бюджета разработки проектов комплексной компактной застройки. Осуществление социальных выплат на строительство и приобретение жилья, а также субсидирование проектов по строительству и комплексной компактной застройке осуществляется на основании порядка, утверждаемого нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.
В зависимости от объемов проектируемой жилой застройки пилотные проекты будут группироваться по следующим номинациям:
первая номинация - проекты обустройства территории жилой застройки в количестве не менее 10 домов, реализуемые в течение 1 года, общей стоимостью не более 72 млн. руб.;
вторая номинация - проекты обустройства территории жилой застройки в количестве не менее 20 домов, реализуемые в течение не более 2 лет, общей стоимостью не более 120 млн. руб.;
третья номинация - проекты обустройства территории жилой застройки в количестве не менее 50 домов, реализуемые в течение не более 3 лет, общей стоимостью не более 264 млн. руб.
Кроме того, с участием средств краевого бюджета, средств строительных компаний и организаций будет осуществлено ведение специального каталога проектов малоэтажных домов для различных категорий семей и приусадебных построек на сайте краевого автономного учреждения "Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития АПК".
Третий блок мероприятий - улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе. Реконструкция, строительство объектов здравоохранения, образования, культуры, объектов инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы Алтайского края. Субсидирование развития сельских парков, выделение грантов на строительство хранилищ твердых бытовых отходов осуществляется на основании порядка, утверждаемого нормативным правовым актом Алтайского края.
В рамках четвертого блока мероприятий за счет средств краевого бюджета будет осуществлено проведение целого ряда конкурсов среди сельских территорий и сообществ (национальных, культурных, образовательных), спортивных состязаний и соревнований, конкурсов на самое благоустроенное село. Для поощрения развития культурных центров, реконструкции, строительства спортивных объектов предлагается расширить механизм грантовой поддержки муниципалитетов. В качестве одного из критериев оценки предлагается использовать степень участия местного бизнеса в развитии данных объектов. Кроме того, в рамках блока мероприятий будет подготовлен цикл передач и фильмов по популяризации сельского образа жизни.
Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа. На I этапе во всех муниципальных образованиях Алтайского края будут подготовлены методические рекомендации и организовано обучение муниципальных служащих, инициаторов проектов, после чего разработаны и приняты муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий. На II этапе планируется софинансирование программных мероприятий из федерального бюджета.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
федерального бюджета - в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями районных и городских Советов депутатов о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Средства на реализацию Программы из краевого бюджета выделяются в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой Программы приведены в приложении 2.

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы предусматривается создание условий для увеличения занятости сельского населения и созданию новых рабочих мест, реконструкции и строительства объектов социальной сферы, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, развития местного самоуправления на селе.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в приложении 3.

7. Система управления реализацией Программы

Государственным заказчиком Программы являются Главное управление сельского хозяйства Алтайского края и Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Исполнители программы:
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
управление Алтайского края по физической культуре и спорту;
управление Алтайского края по культуре и архивному делу;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере устойчивого развития сельских территорий;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году;
методическое обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на решение задач в сфере устойчивого развития сельских территорий.
Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях утверждаемых нормативными правовыми актами Администрации края. Рассмотрение заявок на участие в программе осуществляет межведомственный Координационный совет по устойчивому развитию сельских территорий под председательством Губернатора Алтайского края, персональный состав которого утверждается нормативным правовым актом Администрации края.
Для последовательной реализации программных мероприятий ежегодно утверждается план работ по выполнению программы с ежеквартальным рассмотрением итогов в рамках создаваемого Координационного совета по устойчивому развитию сельских территорий, который осуществляет межведомственное взаимодействие и оценку реализации Программы.
Государственным заказчиком-координатором реализации программы является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с исполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей программы в установленном порядке.

Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий
Алтайского края" на оды

Мероприятия долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды

Цели, задачи, мероприятия
Сумма затрат, тыс. руб.
Источники финансирования
Исполнитель
Ожидаемый результат от реалиизации мероприятий
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
17
Цель 1: создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения
248 550
169 450
2 269 180
2 435 836
2 512 444
2 890 130
2 901 360
3 091 532
3 375 310
19 893 792
итого по программе
 
повышение более чем в 2,3 раза среднемесячных денежных доходов сельского населения, снижение до 2,6% уровня безработицы в сельской местности
116210
130 150
994 180
1 066 853
1 108 396
1275 612
1286 815
1 372 250
1 490 793
8 841 259
краевой бюджет
116 600
25 000
1 166 965
1 253 761
1 293 874
1 489 795
1 499 305
1 596 092
1 744 002
10 185 394
федеральный бюджет
15 740
14 300
108 035
115 222
110 174
124 723
115 240
123 190
140 515
867 139
местный бюджет
Задача 1: диверсификация сельской экономики, развитие несельскохозяйственной деятельности, повышение экономической активности населения и расширение источников формирования его доходов
40 250
56 350
164 750
169 000
169 000
202 500
202 500
203 500
214 500
1 422 350
  
Снижение до 2,6% уровня безработицы в сельской местности
40 250
56 350
73 950
74 400
74 400
86 500
86 500
87 500
89 000
668 850
краевой бюджет
  
90 800
94 600
94 600
116 000
116 000
116 000
125 500
753 500
федеральный бюджет
40 000
45 000
63 200
63 400
63 400
74 000
74 000
74 000
74 500
571 500
краевой бюджет
  
90 800
94 600
94 600
116 000
116 000
116 000
125 500
753 500
федеральный бюджет
Мероприятие 1.1: Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам на развитие несельскохозяйственной деятельности
5000
5000
64 000
68 000
68 000
80 000
80 000
80 000
90 000
540 000
 
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
привлечение более 5 тыс. кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности
5000
5000
3200
3400
3400
4000
4000
4000
4500
36 500
краевой бюджет
  
60 800
64 600
64 600
76 000
76 000
76 000
85 500
503 500
федеральный бюджет
Мероприятие 1.2: субсидирование части затрат на развитие семейных животноводческих ферм
30 000
30 000
30 000
30 000
30 000
30 000
30 000
30 000
30 000
270 000
краевой бюджет
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
создание около 450 семейных животноводческих ферм
Мероприятие 1.3: предоставление грантов на развитие предпринимательской деятельности
5000
10 000
60 000
60 000
60 000
80 000
80 000
80 000
80 000
515 000
 
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
создание за оды не менее 3500 дополнительных рабочих мест в сельской местности
5000
10 000
30 000
30 000
30 000
40 000
40 000
40 000
40 000
265 000
краевой бюджет
  
30 000
30 000
30 000
40 000
40 000
40 000
40 000
250 000
федеральный бюджет
Мероприятие 1.4: развитие пчеловодства
 
6000
6000
6000
6000
6000
6000
6000
6000
48 000
краевой бюджет
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
увеличение на 7% числа занятых пчеловодством
1.4.1: субсидирование части затрат на техническое перевооружение отрасли
 
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
16 000
краевой бюджет
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
увеличение в 2,1 раза производства товарного меда
1.4.2: субсидирование части затрат на содержание пчелосемей в племенных пчеловодческих организациях
 
4000
4000
4000
4000
4000
4000
4000
4000
32 000
краевой бюджет
увеличение более чем в 5 раз количества племенных пчелосемей в племенных хозяйствах
Мероприятие 1.5: развитие сельского туризма
 
3100
3000
3000
3000
4000
4000
5000
5000
30 100
краевой бюджет
 
увеличение в 3,8 раза числа жителей, занимающихся сельским туризмом
1.5.1: субсидирование части затрат на строительство объектов размещения туристов, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей в сельской местности
 
3000
3000
3000
3000
4000
4000
5000
5000
30 000
краевой бюджет
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
создание объектов размещения туристов не менее чем на 2900 мест
1.5.2: внедрение системы стандартов гостевых домов, охотничьих и рыбацких домиков
 
100
       
100
краевой бюджет
разработка стандарта гостевых домов, охотничьих и рыбацких домиков
Мероприятие 1.6: активизация потребительской и кредитной кооперации
250
2250
1750
2000
2000
2500
2500
2500
3500
19 250
краевой бюджет
 
создание не менее 70 кооперативов
1.6.1: субсидирование части затрат на приобретение оборудования для хранения, первичной переработки молока
 
2000
1500
1500
1500
2000
2000
2000
3000
15 500
краевой бюджет
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности
создание 44 кооперативов, занимающихся хранением, первичной переработкой молока
1.6.2: субсидирование части затрат на приобретение оборудования для сбора, переработки и фасовки плодово-ягодной продукции
250
250
250
500
500
500
500
500
500
3750
краевой бюджет
создание 29 кооперативов, занимающихся сбором, переработкой и фасовкой плодово-ягодной продукции
Задача 2: улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, в том числе комплексная компактная застройка
199 300
100 100
802 240
878 816
887 904
1 023 700
1 005 760
1 058 432
1 144 760
7 101012
итого по разделу
 
ввод в эксплуатацию жилья площадью более З,9 млн. кв. м, увеличение обеспеченности населения жильем в сельской местности до 24,6 кв. м на человека
66 960
60 800
350 130
385 165
391 400
450 620
443 755
466 890
504 033
3 119 753
краевой бюджет
116 600
25 000
434 570
474 651
483 504
554 080
549 005
577 542
622 727
3 837 679
федеральный бюджет
15 740
14 300
17 540
19 000
13 000
19 000
13 000
14 000
18 000
143 580
местный бюджет
Мероприятие 2.1: выделение субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности
  
615 000
676 000
744 000
818 600
860 000
902 000
947 600
5 563 200
 
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
Улучшение жилищных условий 4666 семей за оды, в том числе 2334 молодых специалистов
  
276 000
305 000
335 000
370 000
387 000
406 000
427 000
2 506 000
краевой бюджет
  
339 000
371 000
409 000
448 600
473 000
496 000
520 600
3 057 200
федеральный бюджет
в том числе
  
307 500
338 000
372 000
409 300
430 000
451000
473 800
2 781600
для молодых специалистов
  
138 300
152 100
150 800
166 500
174 100
182 700
192 100
1 156 600
краевой бюджет
  
169 200
185 900
221 200
242 800
255 900
268 300
281 700
1 625 000
федеральный бюджет
Мероприятие 2.2: субсидирование процентных ставок по кредитам на жилищное строительство
2000
2000
9840
10 816
11904
13 100
13 760
14 432
15 160
93 012
 
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по строительству и архитектуре
ввод жилья за счет субсидируемых кредитов составит около 270 тыс. кв. м.
2000
2000
1970
2165
2400
2620
2755
2890
3033
21833
краевой бюджет
  
7870
8651
9504
10 480
11005
11542
12 127
71 179
федеральный бюджет
Мероприятие 2.3: комплексная компактная застройка населенных пунктов
195 300
96 100
175 400
190 000
130 000
190 000
130 000
140 000
180 000
1 426 800
 
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по строительству и архитектуре; органы местного самоуправления (по согласованию)
осуществление за оды комплексной компактной застройки не менее чем в 8 населенных пунктах
62 960
56 800
70 160
76 000
52 000
76 000
52 000
56 000
72 000
573 920
краевой бюджет
116 600
25 000
87 700
95 000
65 000
95 000
65 000
70 000
90 000
709 300
федеральный бюджет
15 740
14 300
17 540
19 000
13 000
19 000
13 000
14 000
18 000
143 580
местный бюджет
Мероприятие 2.4: предоставление грантов на разработку проекта комплексной компактной застройки "Сельское поселение Алтайского края XXI века"
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
18 000
 
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по строительству и архитектуре
разработка не менее 25 проектов комплексной компактной застройки
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
18 000
краевой бюджет
Задача 3:
5 000
7 000
1 241 190
1 327 020
1 394 540
1 582 430
1 611 600
1 748 100
1 934 550
10 851430
итого
 
увеличение охвата детей дошкольным образованием, доли детей, обучающихся в современных условиях, улучшение качества медицинского обслуживания, повышение благоустройства сельских территорий
улучшение качества
5 000
7 000
539 100
576 288
611 596
696 992
715 060
776 360
856 260
4 783 656
краевой бюджет
услуг образования, здравоохранения,
  
611 595
654 510
685 770
779 715
794 300
862 550
955 775
5 344 215
федеральный бюджет
культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе
  
90 495
96 222
97 174
105 723
102 240
109 190
122 515
723 559
местный бюджет
Мероприятие 3.1: развитие образовательной сети
  
416 000
415 000
415 000
415 000
415 000
415 000
415 000
2 906 000
  
Увеличение до 80% охвата детей дошкольным образованием, а также - до 80% доли детей, обучающихся в современных условиях
  
166 400
166 000
166 000
166 000
166 000
166 000
166 000
1 162 400
краевой бюджет
  
208 000
207 500
207 500
207 500
207 500
207 500
207 500
1 453 000
федеральный бюджет
  
41600
41 500
41 500
41 500
41 500
41 500
41 500
290 600
местный бюджет
3.1.1: строительство, реконструкция дошкольных учреждении
  
76 000
75 000
75 000
75 000
75 000
75 000
75 000
526 000
 
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; органы местного самоуправления (по согласованию)
ежегодный ввод дошкольных образовательных учреждений на 135 мест
  
30 400
30 000
30 000
30 000
30 000
30 000
30 000
210 400
краевой бюджет
  
38 000
37 500
37 500
37 500
37 500
37 500
37 500
263 000
федеральный бюджет
  
7600
7500
7500
7500
7500
7500
7500
52 600
местный бюджет
3.1.2: строительство, реконструкция общеобразовательных учреждений
  
340 000
340 000
340 000
340 000
340 000
340 000
340 000
2 380 000
 
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; органы местного самоуправления (по согласованию)
ежегодный ввод общеобразовательных учреждений на 2000 ученических мест
  
136 000
136 000
136 000
136 000
136 000
136 000
136 000
952 000
краевой бюджет
  
170 000
170 000
170 000
170 000
170 000
170 000
170 000
1 190 000
федеральный бюджет
  
34 000
34 000
34 000
34 000
34 000
34 000
34 000
238 000
местный бюджет
Мероприятие 3.2: развитие системы здравоохранения
  
378 240
406 800
459 800
562 200
625 200
693 200
746 400
3 871 840
  
увеличение на 7% уровня результативности работы центральных районных больниц
  
189 120
203 400
229 900
281 100
312 600
346 600
373 200
1 935 920
краевой бюджет
  
189 120
203 400
229 900
281 100
312 600
346 600
373 200
1 935 920
федеральный бюджет
3.2.1: строительство больниц
  
76 000
93 000
115 800
140 600
167 200
196 000
230 000
1 018 600
 
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; органы местного самоуправления (по согласованию)
ввод больничных учреждений в сельской местности на 985 коек
  
38 000
46 500
57 900
70 300
83 600
98 000
115 000
509 300
краевой бюджет
  
38 000
46 500
57 900
70 300
83 600
98 000
115 000
509 300
федеральный бюджет
3.2.2: строительство амбулаторно-поликлинических учреждений
  
262 240
272 600
301 200
332 000
364 400
398 800
414 000
2 345 240
 
ввод амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности на 2500 посещений в смену
  
131 120
136 300
150 600
166 000
182 200
199 400
207 000
1 172 620
краевой бюджет
  
131 120
136 300
150 600
166 000
182 200
199 400
207 000
1 172 620
федеральный бюджет
3.2.3: строительство фельдшерско-акушерских пунктов
  
40 000
41200
42 800
89 600
93 600
98 400
102 400
508 000
 
ввод 11 ФАПов
  
20 000
20 600
21400
44 800
46 800
49 200
51200
254 000
краевой бюджет
  
20 000
20 600
21400
44 800
46 800
49 200
51200
254 000
федеральный бюджет
Мероприятие 3.3: развитие сферы физической культуры и спорта
  
52 000
80 000
58 000
66 000
36 000
65 000
65 000
422 000
  
повышение до 23,8% доли населения систематически занимающихся спортом в сельской местности
  
20 800
32 000
23 200
26 400
14 500
26 000
26 000
168 900
краевой бюджет
  
26 000
40 000
29 000
33 000
18 000
32 500
32 500
211000
федеральный
бюджет
  
5200
8000
5800
6600
3500
6500
6500
42 100
местный бюджет
3.3.1: строительство плоскостных спортивных сооружений и спортивных комплексов
  
52 000
80 000
58 000
66 000
36 000
65 000
65 000
422 000
 
управление Алтайского края по физической культуре и спорту; органы местного самоуправления (по согласованию)
ввод в действие плоскостных спортивных сооружений площадью 112 тыс. кв. м
  
20 800
32 000
23 200
26 400
14 500
26 000
26 000
168 900
краевой бюджет
  
26 000
40 000
29 000
33 000
18 000
32 500
32 500
211000
федеральный бюджет
  
5200
8000
5800
6600
3500
6500
6500
42 100
местный бюджет
Мероприятие 3.4: развитие инженерной инфраструктуры
4500
6500
378 750
406 170
442 690
474 730
509 500
549 000
589 650
3 361490
   
4500
6500
158 400
169 368
186 976
199 792
213 700
229 500
245 760
1414 496
краевой бюджет
  
183 625
197 335
213 095
229 115
246 500
266 250
286 575
1 622 495
федеральный бюджет
  
36 725
39 467
42 619
45 823
49 300
53 250
57315
324 499
местный бюджет
3.4.1: строительство газораспределительных сетей
  
215 250
236 670
260 190
286 230
315 000
346 500
381 150
2 040 990
 
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию)
ввод не менее 970 км распределительных газовых сетей
  
86 100
94 668
104 076
114 492
126 000
138 600
152 460
816 396
краевой бюджет
  
107 625
118335
130 095
143 115
157 500
173 250
190 575
1 020 495
федеральный бюджет
  
21 525
23 667
26 019
28 623
31 500
34 650
38 115
204 099
местный бюджет
3.4.2: строительство локальных водопроводов
  
150 000
156 000
164 000
170 000
176 000
184 000
190 000
1 190 000
 
ввод не менее 420 км локальных водопроводов
  
60 000
62 400
65 600
68 000
70 400
73 600
76 000
476 000
краевой бюджет
  
75 000
78 000
82 000
85 000
88 000
92 000
95 000
595 000
федеральный
бюджет
  
15 000
15 600
16 400
17 000
17 600
18 400
19 000
119 000
местный бюджет
3.4.3: создание систем энергообеспечения, работающих на основе возобновляемых источников энергии
  
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
14 000
 
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; органы местного самоуправления (по согласованию)
создание не менее 3 систем энергообеспечения, работающих на основе возобновляемых источников энергии
  
800
800
800
800
800
800
800
5600
краевой бюджет
  
1000
1000
1000
1000
1000
1000
1000
7000
федеральный бюджет
  
200
200
200
200
200
200
200
1400
местный бюджет
3.4.4: предоставление грантов на реализацию проектов "Государственно-частное партнерство"
3000
5000
10 000
10 000
15 000
15 000
15 000
15 000
15 000
103 000
краевой бюджет
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
реализация не менее 19 проектов по строительству инженерной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства
3.4.5: предоставление грантов на проекты "Чистый муниципалитет"
1500
1500
1500
1500
1500
1500
1500
1500
1500
13 500
краевой бюджет
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
повышение уровня благоустройства сельских поселений, поддержка не менее 9 проектов
Мероприятие 3.5: развитие сферы культуры
  
9700
12 550
12 550
58 000
19 400
19 400
112 000
243 600
  
увеличение до 139,2% доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях в сельской местности
  
3880
5020
5020
23 200
7760
7760
44 800
97 440
краевой бюджет
  
4850
6275
6275
29 000
9700
9700
56 000
121 800
федеральный бюджет
  
970
1255
1255
5800
1940
1940
11200
24 360
местный бюджет
3.5.1: строительство учреждений культурно-досугового типа
  
5700
8550
8550
50 000
11400
11400
100 000
195 600
 
управление Алтайского края по культуре и архивному делу; органы местного самоуправления (по согласованию)
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 2300 мест
  
2280
3420
3420
20 000
4560
4560
40 000
78 240
краевой бюджет
  
2850
4275
4275
25 000
5700
5700
50 000
97 800
федеральный бюджет
  
570
855
855
5000
1140
1140
10 000
19 560
местный бюджет
3.5.2: приобретение автоклубов
  
4000
4000
4000
8000
8000
8000
12 000
48 000
 
управление Алтайского края по культуре и архивному делу; органы местного самоуправления (по согласованию)
приобретение не менее 12 автоклубов
  
1600
1600
1600
3200
3200
3200
4800
19 200
краевой бюджет
  
2000
2000
2000
4000
4000
4000
6000
24 000
федеральный бюджет
  
400
400
400
800
800
800
1200
4800
местный бюджет
Мероприятие 3.6: развитие сельских парков
500
500
6500
6500
6500
6500
6500
6500
6500
46 500
  
создание не менее чем 1 сельского парка в каждом муниципальном образовании
500
500
500
500
500
500
500
500
500
4500
краевой бюджет
  
6000
6000
6000
6000
6000
6000
6000
42 000
местный бюджет
3.6.1: предоставление грантов "Лучший сельский парк Алтая"
500
500
500
500
500
500
500
500
500
4 500
краевой бюджет
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
ежегодная поддержка одного сельского парка
3.6.2: обустройство сельских парков
  
6000
6000
6000
6000
6000
6000
6000
42 000
местный бюджет
органы местного самоуправления (по согласованию)
обустройство не менее чем 1 сельского парка в каждом муниципальном образовании
Задача 4: поддержка местных инициатив, формирование позитивного отношения к сельской жизни
4000
6000
61000
61000
61 000
81 500
81500
81 500
81 500
519 000
итого по разделу
 
поддержка не менее 300 проектов, ежегодное проведение не менее 6 праздников, посвященных сельскохозяйственной тематике
4000
6000
31000
31000
31 000
41 500
41 500
41 500
41 500
269 000
краевой бюджет
  
30 000
30 000
30 000
40 000
40 000
40 000
40 000
250 000
федеральный бюджет
Мероприятие 4.1: предоставление грантов на поддержку инициатив местных сообществ (в том числе предусматривающих инвестиционные мероприятия)
3000
5000
60 000
60 000
60 000
80 000
80 000
80 000
80 000
508 000
 
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
поддержка не менее 300 проектов, инициированных местными сообществами
3000
5000
30 000
30 000
30 000
40 000
40 000
40 000
40 000
258 000
краевой бюджет
  
30 000
30 000
30 000
40 000
40 000
40 000
40 000
250 000
федеральный бюджет
3000
5000
43 200
43 200
43 200
57 600
57 600
57 600
57 600
368 000
 
3000
5000
21 600
21 600
21600
28 800
28 800
28 800
28 800
188 000
краевой бюджет
  
21 600
21600
21600
28 800
28 800
28 800
28 800
180 000
федеральный бюджет
Мероприятие 4.2: поддержка национальных культурных традиций, проведение народных праздников, посвященных сельскохозяйственной тематике
1000
1000
1000
1000
1000
1500
1500
1500
1500
11 000
краевой бюджет
управление Алтайского края по культуре и архивному делу
ежегодное проведение не менее 6 праздников, посвященных сельскохозяйственной тематике

Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий
Алтайского края" на оды

Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды

Источники и направления расходов
Сумма затрат в ценах 2010 года (тыс. руб.)
Примечание
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Всего финансовых затрат
248 550
169 450
2 269 180
2 435 836
2 512 444
2 890 130
2 901 360
3 091 532
3 375 310
19 893 792
 
в том числе
           
краевой бюджет
116210
130 150
994 180
1 066 853
1 108 396
1275 612
1286 815
1 372 250
1 490 793
8 841259
 
федеральный бюджет (на условиях софинансирования)
116 600
25 000
1 166 965
1253 761
1 293 874
1 489 795
1 499 305
1 596 092
1 744 002
10 185 394
 
местный бюджет
15 740
14 300
108 035
115 222
110 174
124 723
115 240
123 190
140 515
867 139
 
Капитальные вложения
195 300
96 100
1 394 590
1 495 020
1 497 540
1 741 430
1710 600
1 857 100
2 079 550
12 067 230
 
в том числе
           
краевой бюджет
62 960
56 800
595 660
638 688
644 996
752 792
746 860
812 160
906 460
5 217 376
 
федеральный бюджет (на условиях софинансирования)
116 600
25 000
697 295
747 510
748 770
870 715
855 300
928 550
1 039 775
6 029 515
 
местный бюджет
15 740
14 300
101 635
108 822
103 774
117 923
108 440
116 390
133 315
820 339
 
Прочие расходы
53 250
73 350
874 590
940 816
1 014 904
1 148 700
1 190 760
1 234 432
1 295 760
7 826 562
 
в том числе
           
краевой бюджет
53 250
73 350
398 520
428 165
463 400
522 820
539 955
560 090
584 333
3 623 883
 
федеральный бюджет (на условиях софинансирования)
  
469 670
506 251
545 104
619 080
644 005
667 542
704 227
4 155 879
 
местный бюджет
  
6 400
6 400
6 400
6 800
6 800
6 800
7 200
46 800
 

Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий
Алтайского края" на оды

Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды

Целевой индикатор
Единица измерения
Значение индикатора по годам
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Среднемесячные денежные доходы сельского населения
руб.
9000
10080
11390
12300
13100
14500
16000
17600
21000
Уровень официально зарегистрированной безработицы в сельской местности
%
3,8
3,6
3,5
3,4
3,3
3,2
3,0
2,8
2,6
Количество кредитов, выданных на развитие несельскохозяйственной деятельности
ед.
120
140
605
608
608
710
710
710
810
Количество проектов, поддержанных в рамках грантовой программы
ед.
10
20
120
120
120
160
160
160
160
Ввод жилья в сельской местности
тыс. кв. м
230
260
300
350
400
460
540
620
750
Ввод в действие
          
дошкольных образовательных учреждений
мест
X*
X
150
135
135
135
135
135
135
общеобразовательных учреждений
уч. мест
X
X
2469
2000
2000
2000
2000
2000
2000
больничных учреждений
коек
X
X
85
100
120
140
160
180
200
амбулаторно-поликлинических учреждений
посещений в смену
X
X
300
320
340
360
380
400
400
фельдшерско-акушерских пунктов
ед.
X
X
1
1
1
2
2
2
2
плоскостных спортивных сооружений
тыс. кв. м
X
X
27,9
1,9
1,9
20,9
27,9
1,9
30,0
учреждений культурно-досугового типа
мест
X
X
200
300
300
300
400
400
400
Приобретение автоклубов
ед.
X
X
1
1
1
2
2
2
3
Ввод в действие распределительных газовых сетей
км
X
X
102,5
112,7
123,9
136,3
150,0
165,0
181,5
Ввод в действие локальных водопроводов
км
X
X
52
55
57
60
63
66
69
Количество проектов, поддержанных в рамках грантовой системы местных инициатив, направленных на улучшение среды обитания
ед.
5
10
20
20
20
20
30
30
30

* На первом этапе реализации долгосрочной целевой программы данное мероприятие реализуется в рамках иных бюджетных целевых программ Алтайского края.