Официально
Постановление Администрации Алтайского края от 02.08.2011 N 420
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды"
В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики постановляю:
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы устойчивого развития сельских территорий.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Алтайского края | А.Б. Карлин |
Долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды (утв.
постановлением Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 г. N 420)
Паспорт долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды
Наименование программы | долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды (далее - "Программа") |
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы | Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р |
Государственный заказчик программы | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
Основные разработчики программы | ФГОУ ВПО "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева"; Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
Цель программы | создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения |
Задачи программы | диверсификация сельской экономики, развитие несельскохозяйственной деятельности, повышение экономической активности населения и расширение источников формирования его доходов; улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, в том числе комплексная компактная застройка; улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе; поддержка местных инициатив, формирование позитивного отношения к сельской жизни |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | уровень официально зарегистрированной безработицы в сельской местности; среднемесячные денежные доходы сельского населения; ввод жилья в сельской местности; ввод в действие распределительных газовых сетей; ввод в действие локальных водопроводов |
Срок реализации программы | оды |
Основные этапы реализации программы | I этап: оды; II этап: оды |
Исполнители основных мероприятий | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; управление Алтайского края по строительству и архитектуре; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; управление Алтайского края по труду и занятости населения; управление Алтайского края по физической культуре и спорту; управление Алтайского края по культуре и архивному делу; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы по годам | общий объем финансирования за счет всех источников - 19 893 792 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 248 550 тыс. руб.; 2013 год - 169 450 тыс. руб.; 2014 год - 2 269 180 тыс. руб.; 2015 год - 2 435 836 тыс. руб.; 2016 год - 2 512 444 тыс. руб.; 2017 год-2 890 130 тыс. руб.; 2018 год - 2 901 360 тыс. руб.; 2019 год - 3 091 532 тыс. руб.; 2020 год - 3 375 310 тыс. руб.; за счет средств краевого бюджета - 8 841 259 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 116 210 тыс. руб.; 2013 год - 130 150 тыс. руб.; 2014 год - 994 180 тыс. руб.; 2015 год - 1 066 853 тыс. руб.; 2016 год - 1 108 396 тыс. руб.; 2017 год - 1 275 612 тыс. руб.; 2018 год - 1 286 815 тыс. руб.; 2019 год - 1 372 250 тыс. руб.; 2020 год - 1 490 793 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета - 10 185 394 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 116 600 тыс. руб.; 2013 год - 25 000 тыс. руб.; 2014 год - 1 166 965 тыс. руб.; 2015 год - 1 253 761 тыс. руб.; 2016 год - 1 293 874 тыс. руб.; 2017 год - 1 489 795 тыс. руб.; 2018 год - 1 499 305 тыс. руб.; 2019 год - 1 596 092 тыс. руб.; 2020 год - 1 744 002 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов - 867 139 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 15 740 тыс. руб.; 2013 год - 14 300 тыс. руб.; 2014 год - 108 035 тыс. руб.; 2015 год - 115 222 тыс. руб.; 2016 год - 110 174 тыс. руб.; 2017 год - 124 723 тыс. руб.; 2018 год - 115 240 тыс. руб.; 2019 год - 123 190 тыс. руб.; 2020 год - 140 515 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | снижение до 2,6% уровня официально зарегистрированной безработицы; повышение более чем в 2,3 раза среднемесячных денежных доходов сельского населения; ввод в эксплуатацию жилья площадью более 3,9 млн. кв. м; ввод в действие 422 км локальных водопроводов; ввод в действие 971 км распределительных газовых сетей. |
1. Общие положения
Основные понятия, используемые в тексте Программы:
сельские территории (сельская местность) - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории;
сельское население - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов;
устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий на основе диверсифицированной сельской экономики, обеспечивающей высокое качество жизни, рациональное и экологически обоснованное использование земель и ландшафтов;
несельскохозяйственная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их объединений на территории сел Алтайского края, отличная от производства продукции растениеводства и животноводства. В целях настоящей Программы к приоритетным направлениям несельскохозяйственной деятельности в сельских территориях Алтайского края относится производство продуктов питания, иной промышленной продукции с использованием сельскохозяйственного сырья, их упаковка, оказание бытовых и коммунальных услуг, услуг, связанных с размещением туристов и предоставлением туристических услуг, ремесленничество, торговля, иные виды деятельности;
семейная животноводческая ферма - ферма, находящаяся в собственности индивидуального предпринимателя и/или пользовании крестьянско-фермерского хозяйства, зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством, члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Алтайский край по численности населения (2417 тыс. чел. по состоянию на 01.01.2011) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе; в сельской местности проживают 1093 тыс. человек или 45,4% населения (в среднем по СФО - 28%, по России - 26,2%). При этом плотность населения (14,5 человека на 1 квадратный километр) превышает аналогичные показатели по России и СФО.
В настоящее время в крае насчитывается около 1600 сельских населенных пунктов, в том числе 971 населенный пункт с численностью менее 500 человек. За 1996-2011 годы количество сельских населенных пунктов Алтайского края сократилось незначительно (на 2,5%).
В последние годы наметилась тенденция укрупнения муниципальных образований поселенческого уровня. С момента вступления в силу
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Алтайском крае проведено изменение границ муниципальных образований путем объединения сельских поселений в 5 муниципальных районах, также в одах осуществлена процедура объединения муниципального района и городского округа в единое муниципальное образование Змеиногорский муниципальный район.
Территория Алтайского края составляет 16,8 млн. га, из которых 11,7 млн. га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн. га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн. га занимает пашня. По площади пашни регион лидирует в Российской Федерации: на долю края приходится треть пашни СФО.
Необходимо отметить, что за годы реформ специализация экономики муниципальных районов претерпела довольно существенные изменения. Так, сократилась численность занятых в системообразующей отрасли - сельскохозяйственном производстве и, прежде всего, - в животноводстве. Если в 1994 году в сельском хозяйстве края было занято около 262,4 тыс. человек, то через 15 лет, в 2009 году, - 192 тыс. человек (снижение более чем на четверть). При этом заметно выросла численность занятых в сфере услуг и малом бизнесе.
В то же время в целом для сельских территорий в сравнении с городской местностью характерен более низкий уровень развития сферы услуг, который носит, в основном, теневой характер, что отражается на доле занятых, денежных доходах граждан. Кроме того, в сельской местности более высокий уровень общей и официально зарегистрированной безработицы: ее уровень составляет 4,0% против 1,5% по городам. При этом напряженность на рынке труда сельских районов превышает среднюю по городским округам в 12 раз и составляет 33 человека на 1 вакантное место.
Основной отраслью экономики муниципальных районов края является сельское хозяйство, которое в последние четыре года развивалось темпами, значительно опережающими средние темпы по России. За указанный период объем сельскохозяйственного производства увеличился на 18,8% (по России - на 2,3%).
Наблюдается рост как объемов производства, так и доли сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств (далее - КФХ), в валовой продукции сельского хозяйства: если в 2005 году на долю сельхо-зорганизаций и КФХ в валовом производстве продукции сельского хозяйства приходилось около 45%, то в 2010 году - свыше 50%. Таким образом, в крае ускоренное развитие получили товарные хозяйства, которые активно применяют современные технологии, занимаются повышением эффективности и внедрением инноваций. В то же время сектор личных подсобных хозяйств, несмотря на происходящие процессы старения и миграции сельского населения, сохранил поголовье скота и птицы, увеличил товарность собственного производства, которая выразилась в приросте объемов закупа основной продукции. Все это свидетельствует о формировании в Алтайском крае многоукладной аграрной экономики с достаточно высокой степенью адаптативности к различным условиям хозяйствования.
Однако рост сельскохозяйственного производства не обеспечивает достаточного уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на увеличение прибыли, уровень рентабельности составляет 10-15%, что не позволяет вести расширенное воспроизводство. Сельхозтоваропроизводители края зависимы от реализации зерновых культур.
Промышленное производство в разной степени локализовано в муниципальных образованиях региона, в целом на сельские территории приходится около 22% от общего объема промышленного производства края. По выпуску промышленной продукции на душу населения среди сельских территорий различия составляют до 40 раз.
Основной отраслью специализации сельских территорий является пищевая и перерабатывающая промышленность. В последнее время в районах края активно развивается производство отдельных продуктов питания и напитков, что связано с оформлением групп компаний (холдингов) и общих брендов (прежде всего в молочной отрасли), активной модернизацией и открытием новых производств. В настоящее время на долю сельских районов края приходится около 55% объемов выпуска муки, 65% - крупы, более 70% - мяса и субпродуктов, 45% - сыра и сырных продуктов, более 30% - цельномолочной продукции, около 25% - макарон. Алтайский край является крупнейшим производителем сыра, муки и крупы в России.
Одной из значимых сфер занятости в сельской местности является лесное хозяйство и деревообработка. Алтайский край обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: лесами покрыто 25% территории региона. По производству пиломатериалов Алтайский край занимает второе место в России, на его долю приходится порядка 6% от общероссийского объема производства. В 2010 году среднесписочная численность работников лесного хозяйства составляла 5,4 тыс. человек, в обработке древесины и производстве изделий из дерева занято 7,0 тыс. человек. В ряде районов на долю занятых в лесном хозяйстве приходится от 2% до 10% общей численного
# занятого населения, а в Угловском районе в данной сфере трудится около 20% занятого населения.
Несмотря на достаточно высокие темпы роста основных отраслей сельской экономики и сопутствующий ему рост доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан в районах составляют менее 50% от среднегородских значений: в целом по итогам 2010 года их уровень достриг лишь 7022 руб. (в среднем по городам - 15395 руб.). Главное отличие структуры денежных доходов сельских жителей - более высокая доля приходится на фонд оплаты труда и различные социальные выплаты (свыше 60%), тогда как в городах преобладают поступления от предпринимательской деятельности (около 40%, а по районам - 11%), а доля социальных выплат составляет всего лишь 12%.
Существенно отстает и развитие сферы малого предпринимательства: в сельской местности осуществляют деятельность менее 15% всех малых предприятий и 36% предпринимателей края. В то же время в 2010 году темпы роста числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в сельской местности выше, чем в среднем по городам.
Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.
Одним из важнейших факторов качества жизни, которые формируют предпочтения для проживания в той или иной местности, является обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам и составляет 23,6 кв. м на человека (по городам - 21,1 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 54,6% жилищного фонда (в среднем по краю - 73%), канализацией - 39,2% (по краю - 63,2%), отоплением - 80,4% (по краю - 85,3%), горячим водоснабжением - 7,1% (по краю - 41,5%).
В последние годы в сельской местности наблюдается активизация жилищного строительства: за оды на селе введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью более 940 тыс. кв. м, при этом ежегодный ввод жилья в сельской местности устойчиво превышает 30% от общекраевого объема.
На решение проблем обеспеченности жильем молодых семей направлены мероприятия федеральных целевых программ "Жилище" на оды и "Социальное развитие села до 2012 года", в рамках которых выделяются субсидии на строительство (приобретение) жилья. За оды благодаря
программе "Социальное развитие села до 2012 года" жилищные условия улучшили 1447 молодых специалистов, на эти цели из федерального бюджета привлечено 255,8 млн. рублей, из краевого - 142,8 млн. рублей, из внебюджетных источников - 268,2 млн. рублей. В рамках реализации
краевой целевой программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае" на оды жилищные условия улучшили более 2500 молодых семей, привлечено более 700 млн. рублей из всех уровней бюджетов. Реализация программных мероприятий способствует ежегодному увеличению числа молодых семей, желающих стать ее участниками: по состоянию на 1 января 2010 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 8373 молодые семьи, из них более 5000 семей изъявили желание участвовать в программе. Таким образом, реализация вышеуказанных программ в определенной степени способствовала улучшению ситуации с обеспечением жильем молодых семей в сельской местности. Однако до настоящего времени сохраняется очередность среди сельских жителей.
Одной из проблем в развитии сельских территорий является ветхость инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% теплосетей, 37% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу этого потери тепла в сетях составляют более 21,8% от выработки, а непроизводительные потери водопроводных сетей - 14,8% от объема воды, подаваемой потребителям. В целом число аварийных ситуаций и повреждений в системе водоснабжения составляет 38 на 100 км сетей, в теплоснабжении - 28 аварий на 100 км сетей.
Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод), характеризуются высокой минерализацией, в том числе хлоридами (300-500 мг/литр), сульфатами (400-700 мг/л), железом (0,3-2 мг/л), что превышает предельно допустимые концентрации в 1,5-4 раза. Большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960-1970 годах и в результате длительного срока эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.
Одним из факторов повышения уровня благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края, с 1995 года, построено 3,1 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано более 87 тыс. квартир и частных домовладений, 826 котельных переведены на сжигание природного газа. Вместе с тем, уровень газификации территории края составляет лишь 6%, в том числе в сельской местности - 2%, тогда как в среднем по России данные показатели равны соответственно 58% и 40%.
С целью повышения качества предоставления услуг, сокращения бюджетных расходов Администрацией края проводится оптимизация и реструктуризация системы образования и здравоохранения.
В 2010-2011 учебном году в сельской местности края функционирует 989 общеобразовательных школ, в которых обучается 115 тыс. учащихся или 49,6% от общего числа учащихся (оды - 1027 школ и 116,2 тыс. учащихся). В крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия.
Одним из основных направлений политики повышения качества образования является развитие материально-технического обеспечения школ. На эти цели из всех источников финансирования выделено более 3 млрд. руб., за оды в школы направлено 770 комплектов учебного и наглядного оборудования, 2350 комплектов школьной мебели, более 150 интерактивных досок.
По итогам реализации мероприятий
ведомственной целевой программы "Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае" на оды в течение трех лет для 575 школьных столовых приобретено новое технологическое оборудование, проведен ремонт, реконструкция помещений пищеблоков, заменена электропроводка, закуплена столовая мебель, посуда. Новые технологии приготовления пищи обеспечивают высокое качество блюд за счёт сохранения полноценного состава минеральных веществ и витаминов в продуктах питания. По данным Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в 2010 году улучшилось качество питания школьников по микробиологическим показателям в среднем по краю с 97,9% до 99%.
По-прежнему в отдельных поселениях остается актуальным вопрос очередности в дошкольные образовательные учреждения различной организационно-правовой формы - в 2010 году в сельской местности данную услугу получали около 70% детей, в городской местности - свыше 81%. В целом есть необходимость в расширении действующей системы дошкольного образования в 43 населенных пунктах (в 38 муниципальных районах).
Медицинскую помощь в сельской местности оказывают 60 центральных районных больниц, 932 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП).
За оды уровень заболеваемости лиц с установленным впервые в жизни диагнозом снизился на 1%. Уровень первичной заболеваемости в 2010 году в Алтайском крае выше показателя по СФО в 1,2 раза, а болезнями системы кровообращения - в 2 раза, в то же время стандартизованные показатели общей смертности населения Алтайского края в 2010 году на 1,4% ниже, чем по СФО, от болезней системы кровообращения - на 5,5%.
С начала 2008 года создана и функционирует врачебно-диспетчерская служба. В настоящее время в поликлиниках всех 60 центральных районных больниц внедрена система дистанционной предварительной записи пациентов на консультативные приемы в краевые лечебно-профилактические учреждения. В течение 2010 года предварительной записью воспользовались более 161 тыс. человек.
В здравоохранении Алтайского края создана и функционирует региональная телемедицинская сеть, которая включает в себя серверное оборудование и 32 телемедицинские станции в лечебно-профилактические учреждения края. Телемедицинские технологии используются в акушерстве, пульмонологии, дерматологии, а также для уточнения локализации и морфологии патологического процесса при различных заболеваниях (консультирование цитоморфологических исследований и данных УЗИ). В 2009 году проведено 706 телеконсультаций.
В настоящее время в городах и районах края действует широкая сеть общедоступных учреждений культуры: в 2010 году на территории края работали 2582 учреждения культуры, из них 91,2% в сельской местности.
Сеть учреждений культуры клубного типа в крае составляет 1245 единиц (на 29 единиц меньше, чем в 2009 году). Библиотечная сеть за 3 года сократилась на 18 единиц: в 2010 году на территории края действовала 1121 общедоступная (публичная) библиотека. Тем не менее, в крае сохранена высокая обеспеченность сельского населения учреждениями культуры: на селе работают 92% библиотек, 97% клубных учреждений, 79% музеев, 71% детских школ искусств. Расчет уровня фактической обеспеченности учреждениями культуры показал, что 26 муниципальных районов полностью обеспечены библиотеками, 19 районов - клубами и учреждениями клубного типа.
Библиотеки сельской местности размещаются: в специализированных отдельно стоящих зданиях, в домах культуры (отдельные помещения), в административных зданиях (администрации сельского совета), в приспособленных помещениях (детские сады, школы). В настоящее время в целях оптимизации бюджетных расходов библиотеки переводят из арендованных помещений в помещения, находящиеся в собственности муниципалитетов (клубы, школы). Передвижных библиобусов для обслуживания жителей малочисленных населенных пунктов, не имеющих библиотек, в районах нет.
Сохраняется тенденция сокращения посадочных мест в учреждениях культуры клубного типа: в 2010 году число посадочных мест сократилось на 6,2 тыс. (на 3%), за период с 2008 по 2010 - на 17,6 тыс. (на 8%). Сокращаются также площади, на которых располагаются учреждения культуры (в 2010 году - более чем на 8 тыс. кв. м). Данные проблемы вызваны во многом неудовлетворительным состояниям зданий: число таких зданий в 2010 году составило 295 (25% от общего количества), из них 269 требуют капитального ремонта, 26 находятся в аварийном состоянии.
Сегодня 457 сельских населенных пунктов Алтайского края не имеют стационарных учреждений клубного типа, в связи с чем существенно возрастает социальная значимость передвижных клубных учреждений. В крае функционируют 12 автоклубов в 11 муниципальных районах края, что составляет всего 16,7% от нормативной потребности. Данная ситуация усугубляется и тем, что сохраняется тенденция сокращения числа автоклубов из-за изношенности автопарка (с 18 в 2008 году до 12 в 2010 году).
В настоящее время в дополнительном образовании отрасли культуры на селе работает 79 музыкальных и художественных школ, школ искусств (71% от их общего числа по краю). Доля учащихся из сельских поселений составляет 48% в общей численности детей, посещающих учреждениях художественного образования.
Для сельской местности края в последние годы характерна более высокая естественная убыль населения, обусловленная как возрастной структурой населения (с более высокой долей населения в возрасте старше трудоспособного), так и более высокими показателями смертности.
В 2010 году уровень рождаемости в районах края остался на уровне 2009 года, в то же время наблюдается увеличение смертности, и как следствие рост показателей естественной убыли населения. Как итог - в сельской местности зарегистрирован более высокий уровень естественной убыли населения - 3,5 человека на 1000 жителей (при среднем по городским округам - 1,1 человека на 1000 жителей).
Для сельских районов, как и для края в целом, характерен миграционный отток населения. При этом если в городской местности по итогам 2010 года был зафиксирован миграционный прирост населения, то по сельской местности края отток населения стабилен и составил 6,7 тыс. человек.
Таким образом, по большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность отстает от среднекраевых значений. Более низкое качество окружающей среды, денежных доходов населения и возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают благоприятную среду для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.
Однако сельская местность края обладает уникальным природным, рекреационным потенциалом. Перспективы развития сельских территорий связаны с несельскохозяйственной занятостью населения. В этой связи актуальна государственная поддержка предпринимательства, повышение гибкости сельского рынка труда. Одним из ключевых факторов усиления привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
Необходимо отметить, что большинством бюджетных целевых программ края предусмотрены мероприятия, направленные на развитие сельских территорий. Мониторинг программных мероприятий проводится органами исполнительной власти в разрезе муниципальных районов. В целом, по итогам 2010 года, в рамках федеральных и региональных целевых программ на развитие муниципальных районов направлено свыше 7 млрд. руб. Общий объем средств на развитие сельских территорий с учетом реализации отдельных инвестиционных проектов и непрограммной части деятельности органов исполнительной власти края превысил 20 млрд. руб. (без учета субвенций краевого бюджета).
Таким образом, вопрос устойчивого развития сельских территорий Алтайского края носит комплексный характер и его решение может быть достигнуто с применением программно-целевого подхода.
3. Основная цель и задачи Программы
Цель реализации Программы - создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития Алтайского края, включая обеспечение стабильного экономического роста, реализации программ развития дорожной, энергетической инфраструктуры, продолжения процессов реструктуризации и повышения качества оказываемых услуг учреждений и организаций социальной сферы.
Задачами Программы являются:
диверсификация сельской экономики, развитие несельскохозяйственной деятельности, повышение экономической активности населения и расширение источников формирования его доходов;
улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, в том числе комплексная компактная застройка;
улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе;
поддержка местных инициатив, формирование позитивного отношения к сельской жизни.
4. Система программных мероприятий
В целях устойчивого развития сельских территорий Алтайского края предлагается реализовать 4 блока мероприятий.
Первый блок мероприятий направлен на стимулирование развития сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, создание новых рабочих мест. Алтайский край обладает уникальными возможностями для производства, переработки практически всех видов сельскохозяйственных культур и животноводческой продукции, и диверсификации на этой основе структуры производства сельскохозяйственной продукции, выпуске востребованных рынком продуктов. В частности, это касается сбора и переработки дикоросов, рыбоводства, пчеловодства, поддержки ремесленничества, сельского туризма и агротуризма. В рамках данного блока мероприятий планируется субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам для развития несельскохозяйственной деятельности за счет средств краевого бюджета - на первом этапе реализации программы в размере 2/3
ставки рефинансирования Центрального Банка, на втором этапе (после принятия соответствующей федеральной целевой программы) в размере 5% ставки рефинансирования. Также предусмотрено субсидирование затрат на развитие семейных молочных и мясных ферм. Для формирования соответствующей материально-технической базы малых предприятий и предпринимателей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью, а также реализации отдельных проектов предлагается внедрить систему грантовой поддержки. Перечень видов несельскохозяйственной деятельности, подлежащей субсидированию, перечень грантов, а также порядок их выделения устанавливается нормативным правовым актом Алтайского края.
Второй блок мероприятий направлен на активизацию жилищного строительства в сельской местности. В рамках данного блока будет осуществляться выделение социальных выплат на строительство и приобретение жилья гражданами, молодыми специалистами и молодыми семьями в сельской местности, субсидирование из федерального и краевого бюджета уплаты процентов по кредитам, привлекаемым для строительства жилья. Отдельным направлением данного блока мероприятий является комплексная компактная застройка сельских населенных пунктов. Для стимулирования реализации данного направления предлагается за счет средств федерального и краевого бюджетов строительство инженерной инфраструктуры, внутриквартальных дорог и благоустройства новых микрорайонов. Учитывая то, что комплексная компактная застройка является одним из реальных способов улучшения комфортности проживания в сельской местности на первом этапе реализации Программы предлагается провести конкурс среди муниципальных образований по частичному софинансированию за счет средств краевого бюджета разработки проектов комплексной компактной застройки. Осуществление социальных выплат на строительство и приобретение жилья, а также субсидирование проектов по строительству и комплексной компактной застройке осуществляется на основании порядка, утверждаемого нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.
В зависимости от объемов проектируемой жилой застройки пилотные проекты будут группироваться по следующим номинациям:
первая номинация - проекты обустройства территории жилой застройки в количестве не менее 10 домов, реализуемые в течение 1 года, общей стоимостью не более 72 млн. руб.;
вторая номинация - проекты обустройства территории жилой застройки в количестве не менее 20 домов, реализуемые в течение не более 2 лет, общей стоимостью не более 120 млн. руб.;
третья номинация - проекты обустройства территории жилой застройки в количестве не менее 50 домов, реализуемые в течение не более 3 лет, общей стоимостью не более 264 млн. руб.
Кроме того, с участием средств краевого бюджета, средств строительных компаний и организаций будет осуществлено ведение специального каталога проектов малоэтажных домов для различных категорий семей и приусадебных построек на сайте краевого автономного учреждения "Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития АПК".
Третий блок мероприятий - улучшение качества услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе. Реконструкция, строительство объектов здравоохранения, образования, культуры, объектов инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы Алтайского края. Субсидирование развития сельских парков, выделение грантов на строительство хранилищ твердых бытовых отходов осуществляется на основании порядка, утверждаемого нормативным правовым актом Алтайского края.
В рамках четвертого блока мероприятий за счет средств краевого бюджета будет осуществлено проведение целого ряда конкурсов среди сельских территорий и сообществ (национальных, культурных, образовательных), спортивных состязаний и соревнований, конкурсов на самое благоустроенное село. Для поощрения развития культурных центров, реконструкции, строительства спортивных объектов предлагается расширить механизм грантовой поддержки муниципалитетов. В качестве одного из критериев оценки предлагается использовать степень участия местного бизнеса в развитии данных объектов. Кроме того, в рамках блока мероприятий будет подготовлен цикл передач и фильмов по популяризации сельского образа жизни.
Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа. На I этапе во всех муниципальных образованиях Алтайского края будут подготовлены методические рекомендации и организовано обучение муниципальных служащих, инициаторов проектов, после чего разработаны и приняты муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий. На II этапе планируется софинансирование программных мероприятий из федерального бюджета.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
федерального бюджета - в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями районных и городских Советов депутатов о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Средства на реализацию Программы из краевого бюджета выделяются в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой Программы приведены в
приложении 2.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание условий для увеличения занятости сельского населения и созданию новых рабочих мест, реконструкции и строительства объектов социальной сферы, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, развития местного самоуправления на селе.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в
приложении 3.
7. Система управления реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы являются Главное управление сельского хозяйства Алтайского края и Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Исполнители программы:
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
управление Алтайского края по физической культуре и спорту;
управление Алтайского края по культуре и архивному делу;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере устойчивого развития сельских территорий;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году;
методическое обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на решение задач в сфере устойчивого развития сельских территорий.
Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях утверждаемых нормативными правовыми актами Администрации края. Рассмотрение заявок на участие в программе осуществляет межведомственный Координационный совет по устойчивому развитию сельских территорий под председательством Губернатора Алтайского края, персональный состав которого утверждается нормативным правовым актом Администрации края.
Для последовательной реализации программных мероприятий ежегодно утверждается план работ по выполнению программы с ежеквартальным рассмотрением итогов в рамках создаваемого Координационного совета по устойчивому развитию сельских территорий, который осуществляет межведомственное взаимодействие и оценку реализации Программы.
Государственным заказчиком-координатором реализации программы является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с исполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей программы в установленном порядке.
Приложение N 1
"Устойчивое развитие сельских территорий
Алтайского края" на оды
Мероприятия долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды
Цели, задачи, мероприятия | Сумма затрат, тыс. руб. | Источники финансирования | Исполнитель | Ожидаемый результат от реалиизации мероприятий |
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 17 |
Цель 1: создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения | 248 550 | 169 450 | 2 269 180 | 2 435 836 | 2 512 444 | 2 890 130 | 2 901 360 | 3 091 532 | 3 375 310 | 19 893 792 | итого по программе | | повышение более чем в 2,3 раза среднемесячных денежных доходов сельского населения, снижение до 2,6% уровня безработицы в сельской местности |
116210 | 130 150 | 994 180 | 1 066 853 | 1 108 396 | 1275 612 | 1286 815 | 1 372 250 | 1 490 793 | 8 841 259 | краевой бюджет |
116 600 | 25 000 | 1 166 965 | 1 253 761 | 1 293 874 | 1 489 795 | 1 499 305 | 1 596 092 | 1 744 002 | 10 185 394 | федеральный бюджет |
15 740 | 14 300 | 108 035 | 115 222 | 110 174 | 124 723 | 115 240 | 123 190 | 140 515 | 867 139 | местный бюджет |
Задача 1: диверсификация сельской экономики, развитие несельскохозяйственной деятельности, повышение экономической активности населения и расширение источников формирования его доходов | 40 250 | 56 350 | 164 750 | 169 000 | 169 000 | 202 500 | 202 500 | 203 500 | 214 500 | 1 422 350 | | | Снижение до 2,6% уровня безработицы в сельской местности |
40 250 | 56 350 | 73 950 | 74 400 | 74 400 | 86 500 | 86 500 | 87 500 | 89 000 | 668 850 | краевой бюджет |
| | 90 800 | 94 600 | 94 600 | 116 000 | 116 000 | 116 000 | 125 500 | 753 500 | федеральный бюджет |
40 000 | 45 000 | 63 200 | 63 400 | 63 400 | 74 000 | 74 000 | 74 000 | 74 500 | 571 500 | краевой бюджет |
| | 90 800 | 94 600 | 94 600 | 116 000 | 116 000 | 116 000 | 125 500 | 753 500 | федеральный бюджет |
Мероприятие 1.1: Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам на развитие несельскохозяйственной деятельности | 5000 | 5000 | 64 000 | 68 000 | 68 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 90 000 | 540 000 | | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | привлечение более 5 тыс. кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности |
5000 | 5000 | 3200 | 3400 | 3400 | 4000 | 4000 | 4000 | 4500 | 36 500 | краевой бюджет |
| | 60 800 | 64 600 | 64 600 | 76 000 | 76 000 | 76 000 | 85 500 | 503 500 | федеральный бюджет |
Мероприятие 1.2: субсидирование части затрат на развитие семейных животноводческих ферм | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 270 000 | краевой бюджет | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | создание около 450 семейных животноводческих ферм |
Мероприятие 1.3: предоставление грантов на развитие предпринимательской деятельности | 5000 | 10 000 | 60 000 | 60 000 | 60 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 515 000 | | управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры | создание за оды не менее 3500 дополнительных рабочих мест в сельской местности |
5000 | 10 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 265 000 | краевой бюджет |
| | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 250 000 | федеральный бюджет |
Мероприятие 1.4: развитие пчеловодства | | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 48 000 | краевой бюджет | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | увеличение на 7% числа занятых пчеловодством |
1.4.1: субсидирование части затрат на техническое перевооружение отрасли | | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 16 000 | краевой бюджет | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | увеличение в 2,1 раза производства товарного меда |
1.4.2: субсидирование части затрат на содержание пчелосемей в племенных пчеловодческих организациях | | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 | 32 000 | краевой бюджет | увеличение более чем в 5 раз количества племенных пчелосемей в племенных хозяйствах |
Мероприятие 1.5: развитие сельского туризма | | 3100 | 3000 | 3000 | 3000 | 4000 | 4000 | 5000 | 5000 | 30 100 | краевой бюджет | | увеличение в 3,8 раза числа жителей, занимающихся сельским туризмом |
1.5.1: субсидирование части затрат на строительство объектов размещения туристов, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей в сельской местности | | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 4000 | 4000 | 5000 | 5000 | 30 000 | краевой бюджет | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | создание объектов размещения туристов не менее чем на 2900 мест |
1.5.2: внедрение системы стандартов гостевых домов, охотничьих и рыбацких домиков | | 100 | | | | | | | | 100 | краевой бюджет | разработка стандарта гостевых домов, охотничьих и рыбацких домиков |
Мероприятие 1.6: активизация потребительской и кредитной кооперации | 250 | 2250 | 1750 | 2000 | 2000 | 2500 | 2500 | 2500 | 3500 | 19 250 | краевой бюджет | | создание не менее 70 кооперативов |
1.6.1: субсидирование части затрат на приобретение оборудования для хранения, первичной переработки молока | | 2000 | 1500 | 1500 | 1500 | 2000 | 2000 | 2000 | 3000 | 15 500 | краевой бюджет | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности | создание 44 кооперативов, занимающихся хранением, первичной переработкой молока |
1.6.2: субсидирование части затрат на приобретение оборудования для сбора, переработки и фасовки плодово-ягодной продукции | 250 | 250 | 250 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 3750 | краевой бюджет | создание 29 кооперативов, занимающихся сбором, переработкой и фасовкой плодово-ягодной продукции |
Задача 2: улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе, в том числе комплексная компактная застройка | 199 300 | 100 100 | 802 240 | 878 816 | 887 904 | 1 023 700 | 1 005 760 | 1 058 432 | 1 144 760 | 7 101012 | итого по разделу | | ввод в эксплуатацию жилья площадью более З,9 млн. кв. м, увеличение обеспеченности населения жильем в сельской местности до 24,6 кв. м на человека |
66 960 | 60 800 | 350 130 | 385 165 | 391 400 | 450 620 | 443 755 | 466 890 | 504 033 | 3 119 753 | краевой бюджет |
116 600 | 25 000 | 434 570 | 474 651 | 483 504 | 554 080 | 549 005 | 577 542 | 622 727 | 3 837 679 | федеральный бюджет |
15 740 | 14 300 | 17 540 | 19 000 | 13 000 | 19 000 | 13 000 | 14 000 | 18 000 | 143 580 | местный бюджет |
Мероприятие 2.1: выделение субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности | | | 615 000 | 676 000 | 744 000 | 818 600 | 860 000 | 902 000 | 947 600 | 5 563 200 | | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | Улучшение жилищных условий 4666 семей за оды, в том числе 2334 молодых специалистов |
| | 276 000 | 305 000 | 335 000 | 370 000 | 387 000 | 406 000 | 427 000 | 2 506 000 | краевой бюджет |
| | 339 000 | 371 000 | 409 000 | 448 600 | 473 000 | 496 000 | 520 600 | 3 057 200 | федеральный бюджет |
в том числе | | | 307 500 | 338 000 | 372 000 | 409 300 | 430 000 | 451000 | 473 800 | 2 781600 |
для молодых специалистов | | | 138 300 | 152 100 | 150 800 | 166 500 | 174 100 | 182 700 | 192 100 | 1 156 600 | краевой бюджет |
| | 169 200 | 185 900 | 221 200 | 242 800 | 255 900 | 268 300 | 281 700 | 1 625 000 | федеральный бюджет |
Мероприятие 2.2: субсидирование процентных ставок по кредитам на жилищное строительство | 2000 | 2000 | 9840 | 10 816 | 11904 | 13 100 | 13 760 | 14 432 | 15 160 | 93 012 | | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по строительству и архитектуре | ввод жилья за счет субсидируемых кредитов составит около 270 тыс. кв. м. |
2000 | 2000 | 1970 | 2165 | 2400 | 2620 | 2755 | 2890 | 3033 | 21833 | краевой бюджет |
| | 7870 | 8651 | 9504 | 10 480 | 11005 | 11542 | 12 127 | 71 179 | федеральный бюджет |
Мероприятие 2.3: комплексная компактная застройка населенных пунктов | 195 300 | 96 100 | 175 400 | 190 000 | 130 000 | 190 000 | 130 000 | 140 000 | 180 000 | 1 426 800 | | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по строительству и архитектуре; органы местного самоуправления (по согласованию) | осуществление за оды комплексной компактной застройки не менее чем в 8 населенных пунктах |
62 960 | 56 800 | 70 160 | 76 000 | 52 000 | 76 000 | 52 000 | 56 000 | 72 000 | 573 920 | краевой бюджет |
116 600 | 25 000 | 87 700 | 95 000 | 65 000 | 95 000 | 65 000 | 70 000 | 90 000 | 709 300 | федеральный бюджет |
15 740 | 14 300 | 17 540 | 19 000 | 13 000 | 19 000 | 13 000 | 14 000 | 18 000 | 143 580 | местный бюджет |
Мероприятие 2.4: предоставление грантов на разработку проекта комплексной компактной застройки "Сельское поселение Алтайского края XXI века" | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 18 000 | | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по строительству и архитектуре | разработка не менее 25 проектов комплексной компактной застройки |
2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 18 000 | краевой бюджет |
Задача 3: | 5 000 | 7 000 | 1 241 190 | 1 327 020 | 1 394 540 | 1 582 430 | 1 611 600 | 1 748 100 | 1 934 550 | 10 851430 | итого | | увеличение охвата детей дошкольным образованием, доли детей, обучающихся в современных условиях, улучшение качества медицинского обслуживания, повышение благоустройства сельских территорий |
улучшение качества | 5 000 | 7 000 | 539 100 | 576 288 | 611 596 | 696 992 | 715 060 | 776 360 | 856 260 | 4 783 656 | краевой бюджет |
услуг образования, здравоохранения, | | | 611 595 | 654 510 | 685 770 | 779 715 | 794 300 | 862 550 | 955 775 | 5 344 215 | федеральный бюджет |
культуры, спорта, в том числе путем реконструкции, строительства новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе | | | 90 495 | 96 222 | 97 174 | 105 723 | 102 240 | 109 190 | 122 515 | 723 559 | местный бюджет |
Мероприятие 3.1: развитие образовательной сети | | | 416 000 | 415 000 | 415 000 | 415 000 | 415 000 | 415 000 | 415 000 | 2 906 000 | | | Увеличение до 80% охвата детей дошкольным образованием, а также - до 80% доли детей, обучающихся в современных условиях |
| | 166 400 | 166 000 | 166 000 | 166 000 | 166 000 | 166 000 | 166 000 | 1 162 400 | краевой бюджет |
| | 208 000 | 207 500 | 207 500 | 207 500 | 207 500 | 207 500 | 207 500 | 1 453 000 | федеральный бюджет |
| | 41600 | 41 500 | 41 500 | 41 500 | 41 500 | 41 500 | 41 500 | 290 600 | местный бюджет |
3.1.1: строительство, реконструкция дошкольных учреждении | | | 76 000 | 75 000 | 75 000 | 75 000 | 75 000 | 75 000 | 75 000 | 526 000 | | управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; органы местного самоуправления (по согласованию) | ежегодный ввод дошкольных образовательных учреждений на 135 мест |
| | 30 400 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 210 400 | краевой бюджет |
| | 38 000 | 37 500 | 37 500 | 37 500 | 37 500 | 37 500 | 37 500 | 263 000 | федеральный бюджет |
| | 7600 | 7500 | 7500 | 7500 | 7500 | 7500 | 7500 | 52 600 | местный бюджет |
3.1.2: строительство, реконструкция общеобразовательных учреждений | | | 340 000 | 340 000 | 340 000 | 340 000 | 340 000 | 340 000 | 340 000 | 2 380 000 | | управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; органы местного самоуправления (по согласованию) | ежегодный ввод общеобразовательных учреждений на 2000 ученических мест |
| | 136 000 | 136 000 | 136 000 | 136 000 | 136 000 | 136 000 | 136 000 | 952 000 | краевой бюджет |
| | 170 000 | 170 000 | 170 000 | 170 000 | 170 000 | 170 000 | 170 000 | 1 190 000 | федеральный бюджет |
| | 34 000 | 34 000 | 34 000 | 34 000 | 34 000 | 34 000 | 34 000 | 238 000 | местный бюджет |
Мероприятие 3.2: развитие системы здравоохранения | | | 378 240 | 406 800 | 459 800 | 562 200 | 625 200 | 693 200 | 746 400 | 3 871 840 | | | увеличение на 7% уровня результативности работы центральных районных больниц |
| | 189 120 | 203 400 | 229 900 | 281 100 | 312 600 | 346 600 | 373 200 | 1 935 920 | краевой бюджет |
| | 189 120 | 203 400 | 229 900 | 281 100 | 312 600 | 346 600 | 373 200 | 1 935 920 | федеральный бюджет |
3.2.1: строительство больниц | | | 76 000 | 93 000 | 115 800 | 140 600 | 167 200 | 196 000 | 230 000 | 1 018 600 | | Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; органы местного самоуправления (по согласованию) | ввод больничных учреждений в сельской местности на 985 коек |
| | 38 000 | 46 500 | 57 900 | 70 300 | 83 600 | 98 000 | 115 000 | 509 300 | краевой бюджет |
| | 38 000 | 46 500 | 57 900 | 70 300 | 83 600 | 98 000 | 115 000 | 509 300 | федеральный бюджет |
3.2.2: строительство амбулаторно-поликлинических учреждений | | | 262 240 | 272 600 | 301 200 | 332 000 | 364 400 | 398 800 | 414 000 | 2 345 240 | | ввод амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности на 2500 посещений в смену |
| | 131 120 | 136 300 | 150 600 | 166 000 | 182 200 | 199 400 | 207 000 | 1 172 620 | краевой бюджет |
| | 131 120 | 136 300 | 150 600 | 166 000 | 182 200 | 199 400 | 207 000 | 1 172 620 | федеральный бюджет |
3.2.3: строительство фельдшерско-акушерских пунктов | | | 40 000 | 41200 | 42 800 | 89 600 | 93 600 | 98 400 | 102 400 | 508 000 | | ввод 11 ФАПов |
| | 20 000 | 20 600 | 21400 | 44 800 | 46 800 | 49 200 | 51200 | 254 000 | краевой бюджет |
| | 20 000 | 20 600 | 21400 | 44 800 | 46 800 | 49 200 | 51200 | 254 000 | федеральный бюджет |
Мероприятие 3.3: развитие сферы физической культуры и спорта | | | 52 000 | 80 000 | 58 000 | 66 000 | 36 000 | 65 000 | 65 000 | 422 000 | | | повышение до 23,8% доли населения систематически занимающихся спортом в сельской местности |
| | 20 800 | 32 000 | 23 200 | 26 400 | 14 500 | 26 000 | 26 000 | 168 900 | краевой бюджет |
| | 26 000 | 40 000 | 29 000 | 33 000 | 18 000 | 32 500 | 32 500 | 211000 | федеральный бюджет |
| | 5200 | 8000 | 5800 | 6600 | 3500 | 6500 | 6500 | 42 100 | местный бюджет |
3.3.1: строительство плоскостных спортивных сооружений и спортивных комплексов | | | 52 000 | 80 000 | 58 000 | 66 000 | 36 000 | 65 000 | 65 000 | 422 000 | | управление Алтайского края по физической культуре и спорту; органы местного самоуправления (по согласованию) | ввод в действие плоскостных спортивных сооружений площадью 112 тыс. кв. м |
| | 20 800 | 32 000 | 23 200 | 26 400 | 14 500 | 26 000 | 26 000 | 168 900 | краевой бюджет |
| | 26 000 | 40 000 | 29 000 | 33 000 | 18 000 | 32 500 | 32 500 | 211000 | федеральный бюджет |
| | 5200 | 8000 | 5800 | 6600 | 3500 | 6500 | 6500 | 42 100 | местный бюджет |
Мероприятие 3.4: развитие инженерной инфраструктуры | 4500 | 6500 | 378 750 | 406 170 | 442 690 | 474 730 | 509 500 | 549 000 | 589 650 | 3 361490 | | | |
4500 | 6500 | 158 400 | 169 368 | 186 976 | 199 792 | 213 700 | 229 500 | 245 760 | 1414 496 | краевой бюджет |
| | 183 625 | 197 335 | 213 095 | 229 115 | 246 500 | 266 250 | 286 575 | 1 622 495 | федеральный бюджет |
| | 36 725 | 39 467 | 42 619 | 45 823 | 49 300 | 53 250 | 57315 | 324 499 | местный бюджет |
3.4.1: строительство газораспределительных сетей | | | 215 250 | 236 670 | 260 190 | 286 230 | 315 000 | 346 500 | 381 150 | 2 040 990 | | управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию) | ввод не менее 970 км распределительных газовых сетей |
| | 86 100 | 94 668 | 104 076 | 114 492 | 126 000 | 138 600 | 152 460 | 816 396 | краевой бюджет |
| | 107 625 | 118335 | 130 095 | 143 115 | 157 500 | 173 250 | 190 575 | 1 020 495 | федеральный бюджет |
| | 21 525 | 23 667 | 26 019 | 28 623 | 31 500 | 34 650 | 38 115 | 204 099 | местный бюджет |
3.4.2: строительство локальных водопроводов | | | 150 000 | 156 000 | 164 000 | 170 000 | 176 000 | 184 000 | 190 000 | 1 190 000 | | ввод не менее 420 км локальных водопроводов |
| | 60 000 | 62 400 | 65 600 | 68 000 | 70 400 | 73 600 | 76 000 | 476 000 | краевой бюджет |
| | 75 000 | 78 000 | 82 000 | 85 000 | 88 000 | 92 000 | 95 000 | 595 000 | федеральный бюджет |
| | 15 000 | 15 600 | 16 400 | 17 000 | 17 600 | 18 400 | 19 000 | 119 000 | местный бюджет |
3.4.3: создание систем энергообеспечения, работающих на основе возобновляемых источников энергии | | | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 14 000 | | управление Алтайского края по промышленности и энергетике; органы местного самоуправления (по согласованию) | создание не менее 3 систем энергообеспечения, работающих на основе возобновляемых источников энергии |
| | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 5600 | краевой бюджет |
| | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 7000 | федеральный бюджет |
| | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 1400 | местный бюджет |
3.4.4: предоставление грантов на реализацию проектов "Государственно-частное партнерство" | 3000 | 5000 | 10 000 | 10 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 103 000 | краевой бюджет | Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | реализация не менее 19 проектов по строительству инженерной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства |
3.4.5: предоставление грантов на проекты "Чистый муниципалитет" | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 13 500 | краевой бюджет | управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству | повышение уровня благоустройства сельских поселений, поддержка не менее 9 проектов |
Мероприятие 3.5: развитие сферы культуры | | | 9700 | 12 550 | 12 550 | 58 000 | 19 400 | 19 400 | 112 000 | 243 600 | | | увеличение до 139,2% доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях в сельской местности |
| | 3880 | 5020 | 5020 | 23 200 | 7760 | 7760 | 44 800 | 97 440 | краевой бюджет |
| | 4850 | 6275 | 6275 | 29 000 | 9700 | 9700 | 56 000 | 121 800 | федеральный бюджет |
| | 970 | 1255 | 1255 | 5800 | 1940 | 1940 | 11200 | 24 360 | местный бюджет |
3.5.1: строительство учреждений культурно-досугового типа | | | 5700 | 8550 | 8550 | 50 000 | 11400 | 11400 | 100 000 | 195 600 | | управление Алтайского края по культуре и архивному делу; органы местного самоуправления (по согласованию) | ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 2300 мест |
| | 2280 | 3420 | 3420 | 20 000 | 4560 | 4560 | 40 000 | 78 240 | краевой бюджет |
| | 2850 | 4275 | 4275 | 25 000 | 5700 | 5700 | 50 000 | 97 800 | федеральный бюджет |
| | 570 | 855 | 855 | 5000 | 1140 | 1140 | 10 000 | 19 560 | местный бюджет |
3.5.2: приобретение автоклубов | | | 4000 | 4000 | 4000 | 8000 | 8000 | 8000 | 12 000 | 48 000 | | управление Алтайского края по культуре и архивному делу; органы местного самоуправления (по согласованию) | приобретение не менее 12 автоклубов |
| | 1600 | 1600 | 1600 | 3200 | 3200 | 3200 | 4800 | 19 200 | краевой бюджет |
| | 2000 | 2000 | 2000 | 4000 | 4000 | 4000 | 6000 | 24 000 | федеральный бюджет |
| | 400 | 400 | 400 | 800 | 800 | 800 | 1200 | 4800 | местный бюджет |
Мероприятие 3.6: развитие сельских парков | 500 | 500 | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 | 46 500 | | | создание не менее чем 1 сельского парка в каждом муниципальном образовании |
500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 4500 | краевой бюджет |
| | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 42 000 | местный бюджет |
3.6.1: предоставление грантов "Лучший сельский парк Алтая" | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 4 500 | краевой бюджет | управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству | ежегодная поддержка одного сельского парка |
3.6.2: обустройство сельских парков | | | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 42 000 | местный бюджет | органы местного самоуправления (по согласованию) | обустройство не менее чем 1 сельского парка в каждом муниципальном образовании |
Задача 4: поддержка местных инициатив, формирование позитивного отношения к сельской жизни | 4000 | 6000 | 61000 | 61000 | 61 000 | 81 500 | 81500 | 81 500 | 81 500 | 519 000 | итого по разделу | | поддержка не менее 300 проектов, ежегодное проведение не менее 6 праздников, посвященных сельскохозяйственной тематике |
4000 | 6000 | 31000 | 31000 | 31 000 | 41 500 | 41 500 | 41 500 | 41 500 | 269 000 | краевой бюджет |
| | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 250 000 | федеральный бюджет |
Мероприятие 4.1: предоставление грантов на поддержку инициатив местных сообществ (в том числе предусматривающих инвестиционные мероприятия) | 3000 | 5000 | 60 000 | 60 000 | 60 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 508 000 | | Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | поддержка не менее 300 проектов, инициированных местными сообществами |
3000 | 5000 | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 258 000 | краевой бюджет |
| | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 40 000 | 250 000 | федеральный бюджет |
3000 | 5000 | 43 200 | 43 200 | 43 200 | 57 600 | 57 600 | 57 600 | 57 600 | 368 000 | |
3000 | 5000 | 21 600 | 21 600 | 21600 | 28 800 | 28 800 | 28 800 | 28 800 | 188 000 | краевой бюджет |
| | 21 600 | 21600 | 21600 | 28 800 | 28 800 | 28 800 | 28 800 | 180 000 | федеральный бюджет |
Мероприятие 4.2: поддержка национальных культурных традиций, проведение народных праздников, посвященных сельскохозяйственной тематике | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 11 000 | краевой бюджет | управление Алтайского края по культуре и архивному делу | ежегодное проведение не менее 6 праздников, посвященных сельскохозяйственной тематике |
Приложение N 2
"Устойчивое развитие сельских территорий
Алтайского края" на оды
Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды
Источники и направления расходов | Сумма затрат в ценах 2010 года (тыс. руб.) | Примечание |
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Всего финансовых затрат | 248 550 | 169 450 | 2 269 180 | 2 435 836 | 2 512 444 | 2 890 130 | 2 901 360 | 3 091 532 | 3 375 310 | 19 893 792 | |
в том числе | | | | | | | | | | | |
краевой бюджет | 116210 | 130 150 | 994 180 | 1 066 853 | 1 108 396 | 1275 612 | 1286 815 | 1 372 250 | 1 490 793 | 8 841259 | |
федеральный бюджет (на условиях софинансирования) | 116 600 | 25 000 | 1 166 965 | 1253 761 | 1 293 874 | 1 489 795 | 1 499 305 | 1 596 092 | 1 744 002 | 10 185 394 | |
местный бюджет | 15 740 | 14 300 | 108 035 | 115 222 | 110 174 | 124 723 | 115 240 | 123 190 | 140 515 | 867 139 | |
Капитальные вложения | 195 300 | 96 100 | 1 394 590 | 1 495 020 | 1 497 540 | 1 741 430 | 1710 600 | 1 857 100 | 2 079 550 | 12 067 230 | |
в том числе | | | | | | | | | | | |
краевой бюджет | 62 960 | 56 800 | 595 660 | 638 688 | 644 996 | 752 792 | 746 860 | 812 160 | 906 460 | 5 217 376 | |
федеральный бюджет (на условиях софинансирования) | 116 600 | 25 000 | 697 295 | 747 510 | 748 770 | 870 715 | 855 300 | 928 550 | 1 039 775 | 6 029 515 | |
местный бюджет | 15 740 | 14 300 | 101 635 | 108 822 | 103 774 | 117 923 | 108 440 | 116 390 | 133 315 | 820 339 | |
Прочие расходы | 53 250 | 73 350 | 874 590 | 940 816 | 1 014 904 | 1 148 700 | 1 190 760 | 1 234 432 | 1 295 760 | 7 826 562 | |
в том числе | | | | | | | | | | | |
краевой бюджет | 53 250 | 73 350 | 398 520 | 428 165 | 463 400 | 522 820 | 539 955 | 560 090 | 584 333 | 3 623 883 | |
федеральный бюджет (на условиях софинансирования) | | | 469 670 | 506 251 | 545 104 | 619 080 | 644 005 | 667 542 | 704 227 | 4 155 879 | |
местный бюджет | | | 6 400 | 6 400 | 6 400 | 6 800 | 6 800 | 6 800 | 7 200 | 46 800 | |
Приложение N 3
"Устойчивое развитие сельских территорий
Алтайского края" на оды
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды
Целевой индикатор | Единица измерения | Значение индикатора по годам |
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Среднемесячные денежные доходы сельского населения | руб. | 9000 | 10080 | 11390 | 12300 | 13100 | 14500 | 16000 | 17600 | 21000 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы в сельской местности | % | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,4 | 3,3 | 3,2 | 3,0 | 2,8 | 2,6 |
Количество кредитов, выданных на развитие несельскохозяйственной деятельности | ед. | 120 | 140 | 605 | 608 | 608 | 710 | 710 | 710 | 810 |
Количество проектов, поддержанных в рамках грантовой программы | ед. | 10 | 20 | 120 | 120 | 120 | 160 | 160 | 160 | 160 |
Ввод жилья в сельской местности | тыс. кв. м | 230 | 260 | 300 | 350 | 400 | 460 | 540 | 620 | 750 |
Ввод в действие | | | | | | | | | | |
дошкольных образовательных учреждений | мест | | X | 150 | 135 | 135 | 135 | 135 | 135 | 135 |
общеобразовательных учреждений | уч. мест | X | X | 2469 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 |
больничных учреждений | коек | X | X | 85 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 |
амбулаторно-поликлинических учреждений | посещений в смену | X | X | 300 | 320 | 340 | 360 | 380 | 400 | 400 |
фельдшерско-акушерских пунктов | ед. | X | X | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
плоскостных спортивных сооружений | тыс. кв. м | X | X | 27,9 | 1,9 | 1,9 | 20,9 | 27,9 | 1,9 | 30,0 |
учреждений культурно-досугового типа | мест | X | X | 200 | 300 | 300 | 300 | 400 | 400 | 400 |
Приобретение автоклубов | ед. | X | X | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Ввод в действие распределительных газовых сетей | км | X | X | 102,5 | 112,7 | 123,9 | 136,3 | 150,0 | 165,0 | 181,5 |
Ввод в действие локальных водопроводов | км | X | X | 52 | 55 | 57 | 60 | 63 | 66 | 69 |
Количество проектов, поддержанных в рамках грантовой системы местных инициатив, направленных на улучшение среды обитания | ед. | 5 | 10 | 20 | 20 | 20 | 20 | 30 | 30 | 30 |
* На первом этапе реализации долгосрочной целевой программы данное мероприятие реализуется в рамках иных бюджетных целевых программ Алтайского края.