Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 07.04.2011 N 166

"Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года"

Во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" и с целью организации на территории Алтайского края системной работы по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления, а также их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 7 апреля 2011 г. N 166)

1. Общие положения

Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года (далее - "Концепция") является основой для последующей разработки долгосрочной целевой программы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края и определяет направления развития системы утилизации твердых бытовых и промышленных (в том числе агропромышленных) отходов. Концепция основывается на требованиях международного законодательства, законодательства Российской Федерации и Алтайского края и нацелена на реализацию государственной политики в области обращения с отходами.

2. Характеристика существующей системы обращения с отходами в Алтайском крае

Проблема обращения с отходами производства и потребления занимает важное место в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Алтайском крае продолжает оставаться неудовлетворительной.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, в 2009 году на территории региона образовалось 2180,509 тыс. тонн отходов (рост к уровню 2005 года в 1,8 раза), из которых фактически использовано 552,7 тыс. тонн (25,3%), обезврежено 17,7 тыс. тонн (0,8%). Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (758,2 тыс. тонн), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (627,6 тыс. тонн).
Действующая система учета отходов неэффективна. Так, расчетное количество только твердых бытовых отходов (далее - "ТБО") составляет 3,2 млн. куб. м/ год. Однако, по данным управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в 2009 году в крае было вывезено 5255,1 тыс. куб. м ТБО, захоронено 33913,8 тыс. тонн ТБО. Ежегодно образование ТБО в крае увеличивается в среднем на 7%.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% отходов. Вывоз ТБО из микрорайонов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности (всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых лишь 35 работают в сельской местности).
Сбором и вывозом ТБО на территории региона занимаются 182 организации, их утилизацией - 28 организаций. В 18 муниципальных районах имеются организации, осуществляющие утилизацию и захоронение отходов. Работа мусоросортировочного комплекса организована только в городе Барнауле, в 5 городских округах и 25 муниципальных районах организован сбор вторичных материальных ресурсов. В результате этой деятельности в 2009 году извлечено 145 тонн черных и цветных металлов, 431 тонна полимерных материалов, 711 тонн бумаги, 179 тонн стекла.
Большой объем и высокий темп накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что основным методом утилизации отходов является их захоронение на свалках. Всего на территории края имеется более 1500 мест размещения ТБО, 98% из которых не отвечают требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038.01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов": на полигонах и свалках отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, нет спецтехники для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов, нет контроля селективного сбора и приема отходов на полигоны ТБО, отсутствует контроль изменения состава грунтовых вод в районе полигонов, недостаточно контролируется обустройство их территории.
Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не решает проблему. Усугубляют ситуацию подлежащие захоронению неопасные отходы и отходы 4-го класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% всех отходов. Лишь часть отходов (4,4%) передается для обезвреживания другим предприятиям. Более 3,7% отходов (или 404,8 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1-3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках, разбавляются сточными водами и сбрасываются в водоемы либо сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ.
Еще одной значимой проблемой для Алтайского края является остановка опасных химических производств и прекращение деятельности предприятий по выпуску боевых взрывчатых веществ. Данные объекты на этапе приватизации были сохранены в государственной собственности, но при этом фактически оказались бесхозными: не были осуществлены мероприятия по консервации цехов, оборудования и по очистке территории от накопленных токсичных отходов, а также по их охране. Существование таких объектов становится опасным для населения и окружающей среды. Особенно остро данная проблема проявилась на предприятии ОАО "Полиэкс" (правопреемник Бийского химического комбината).
По-прежнему актуальным для региона остается системное решение проблем утилизации агропромышленных отходов. В последние годы ситуация усугубляется интенсивным строительством крупных животноводческих комплексов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", что, в свою очередь, увеличивает объем сельскохозяйственных отходов. Остро стоит вопрос о ликвидации непригодных и запрещенных к применению пестицидов. В течение последних 5 лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения ядохимикатов, территория края практически полностью очищена от токсичных отходов данного вида I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. Так как в России отсутствуют технологии переработки и обезвреживания таких отходов, решением данной проблемы в настоящее время является размещение их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.
Постановлением Администрации края от 06.08.2010 N 350 утвержден порядок ведения регионального кадастра отходов, который позволит систематизировать информацию об объектах размещения отходов на территории Алтайского края, в том числе сведения об их расположении, о фактическом количестве отходов на объектах хранения, и более рационально организовать деятельность по переработке отходов. Формирование и регулярное обновление регионального кадастра отходов даст возможность повысить эффективность управленческих, хозяйственных и иных решений, принимаемых при формировании системы безопасного обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
В 2010 году в качестве образца была разработана схема раздельного накопления и утилизации отходов в г. Новоалтайске. Получены данные о фактических и планируемых объемах образования отходов на территории города, предложена система обращения с ними, включающая в себя в качестве основного мероприятия осуществление раздельного сбора отходов от источников их образования.
В крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. Так, в с. Топчиха Топчихинского района ООО "Дело-А" осуществлен проект "Производство термопласткомпозитных строительных материалов (полимерпесчаная черепица "Росалана", полимер-песчаная тротуарная плита, блоки несъемной опалубки, химически стойкая доска) на основе переработки бытовых полимерных отходов". Качество продукции, выпускаемой ООО "Дело-А", подтверждено многочисленными наградами и дипломами международных выставок, в том числе продукция предприятия признана лучшим алтайским товаром в одах, ООО "Дело-А" стало дипломантом федеральной программы "100 лучших товаров России" в 2007 году.
В с. Ларичиха Тальменского района ООО "Алтай-Форест" реализован проект "Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП". Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и субсидирования налога на имущество.
В то же время предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.
Анализ деятельности в области обращения с отходами позволил выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
отсутствие стратегии развития системы обращения с отходами на территории Алтайского края;
неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;
недостаточная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;
ограниченное участие органов исполнительной власти Алтайского края в мероприятиях по утилизации отходов;
недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
отсутствие заинтересованности населения в решении вопросов обращения с отходами.
Для решения поставленных задач требуется консолидация усилий всех заинтересованных структур и привлечение средств инвесторов, а также муниципальных, регионального и федерального бюджетов.

3. Цели и задачи Концепции

Целью Концепции является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения путем решения следующих задач:
совершенствование организационной структуры в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;
формирование единой информационной системы, обеспечивающей достоверность данных о системе обращения с отходами;
привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами;
вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах (развитие индустрии вторичной переработки);
минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;
строительство межмуниципальных мусоросортировочных комплексов и предприятий по комплексной переработке ТБО и вторичного сырья;
строительство и реконструкция полигонов для захоронения неутилизируемой части ТБО в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями;
разработка и реализация проектов по утилизации токсичных промышленных отходов, а также отходов сельскохозяйственного производства.

4. Основные этапы реализации Концепции

Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Концепции с 2011 по 2020 годы в два этапа: первый этап - оды; второй этап - оды.
На первом этапе предполагается:
подготовить соответствующие нормативные и организационно-методические документы;
разработать краевую целевую программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды;
завершить формирование регионального кадастра отходов, организовать систему обмена ведомственной информацией в сфере обращения с отходами;
уточнить объем средств, в том числе средств местных бюджетов и внебюджетных источников, необходимых для реализации Концепции.
На данном этапе также планируется реализация первоочередных мероприятий по строительству объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
Второй этап предполагает полномасштабное проведение работ по строительству объектов и реализации проектов по переработке отходов производства и потребления.

5. Основные направления Концепции

Для решения задач Концепции и достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:
Направление 1. Нормативно-методическое обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Алтайского края, в том числе:
разработка краевой целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на оды, которая будет осуществляться за счет средств федерального, краевого, муниципального бюджетов и внебюджетных источников;
разработка межмуниципальной схемы очистки территории Алтайского края от отходов производства и потребления;
разработка правил обращения с типовыми группами отходов;
разработка механизмов стимулирования развития предпринимательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также привлечения в данную сферу инвестиций.
Направление 2. Формирование единой информационной системы в сфере обращения с отходами, в том числе:
формирование и ведение регионального кадастра отходов на территории Алтайского края;
обеспечение совместимости ведомственных баз данных;
внедрение системы обмена информацией в сфере обращения с отходами и др.
Направление 3. Развитие инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе:
развитие сети приемных пунктов и расширение ассортимента материалов, принимаемых для переработки;
оборудование в населенных пунктах контейнерных площадок для сбора и временного накопления отходов потребления;
приобретение контейнерно-бункерного хозяйства и специализированной техники для вывоза и переработки отходов, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах размещения отходов;
разработка проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих комплексов, предприятий по переработке токсичных, промышленных и сельскохозяйственных отходов и др.
Направление 4. Возмещение прошлого экологического ущерба, в том числе:
оценка накопленного экологического ущерба, определение методов его возмещения;
разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по рекультивации мест захоронения отходов, в том числе объектов складирования (захоронения) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, токсичных отходов бывших химических производств;
ликвидация несанкционированных мест размещения отходов;
рекультивация мест захоронения отходов и нарушенных в результате неправильного обращения с отходами земель и др.
Направление 5. Вовлечение населения в процесс формирования на территории Алтайского края современной системы обращения с отходами, в том числе:
развитие систем экологического образования, просвещения и информирования населения;
организация обучения специалистов в области обращения с отходами и др.

6. Ресурсное обеспечение реализации Концепции

С целью стимулирования предпринимателей к разработке и реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами будут использованы различные формы и инструменты государственной поддержки, в том числе предусмотренные законом Алтайского края от 06.05.1999 N 17-ЗС "О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края", постановлениями Администрации края от 15.09.2007 N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае", от 25.03.2009 N 106 "О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса", от 04.05.2009 N 201 "О субсидировании части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства", от 20.09.2010 N 417 "Об утверждении положения об условиях предоставления организациям Алтайского края государственной поддержки при осуществлении ими инновационной деятельности".
В рамках реализации первого этапа Концепции предполагается разработка дополнительных мер государственной поддержки данной сферы.

7. Координатор, ответственные исполнители и механизм реализации Концепции

Координатором реализации Концепции является управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Реализация концепции осуществляется путем участия в соответствующих федеральных целевых программах и разработки краевых, ведомственных и муниципальных целевых программ, планов работы органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления.
Ответственными исполнителями мероприятий Концепции являются органы исполнительной власти Алтайского края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.