В соответствии с федеральными законами
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне",
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 972 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" постановляю:
1. Утвердить
краевую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на оды.
2. Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (Притупов В.Г.) предусматривать в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год финансирование мероприятий краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на оды.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор Алтайского края | А.Б.Карлин |
Краевая целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на оды (утв.
постановлением Администрации Алтайского края от 3 февраля 2011 г. N 47)
Паспорт краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на оды
Наименование программы | краевая целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на оды (далее - "программа") |
Основание для разработки программы | постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 972 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" |
Государственный заказчик программы | Администрация Алтайского края |
Основные разработчики программы | краевое государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" (далее - "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае") |
Цель программы | снижение рисков и смягчение последствий аварий и стихийных бедствий в Алтайском крае для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Основные задачи программы | разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер, направленных на выявление опасности и осуществление комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях; разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер, направленных на подготовку населения и специалистов Алтайской территориальной подсистемы РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы страховой защиты населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций - создание страхового фонда документации; совершенствование системы пожарной безопасности в Алтайском крае; совершенствование системы химической и биологической безопасности в Алтайском крае |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программы | снижение показателей травматизма и гибели людей при чрезвычайных ситуациях (при пожарах), процентов; сокращение потерь в результате чрезвычайных ситуаций (пожаров), процентов |
Срок реализации программы | оды |
Исполнители основных мероприятий программы | УГОЧС и ПБ в Алтайском крае; Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности |
Объемы и источники финансирования программы | общий объем, финансирования мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составит 28 859 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году - 9 358 тыс. рублей; в 2012 году - 9 624 тыс. рублей; в 2013 году - 9 877 тыс. рублей. Объем финансирования программы уточняется ежегодно при формировании краевого бюджета на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации программы | уменьшение на 3 процента количества случаев гибели людей при чрезвычайных ситуациях (при пожарах); уменьшение на 3 процента количества случаев травматизма при чрезвычайных ситуациях (при пожарах); сокращение на 3 процента потерь в результате чрезвычайных ситуаций (пожаров). |
1. Общие положения
Объект, предмет регулирования и сфера действия программы Объектом программы является население Алтайского края. Предмет регулирования программы - защита населения Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сфера действия программы - территория Алтайского края.
Понятия и термины, используемые в программе
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативная правовая база (обоснование разработки программы)
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На территории Алтайского края возможно возникновение различных видов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
Основными рисками природного характера в Алтайском крае являются снежные заносы, наводнения, паводки, ураганные ветры, лесные пожары. Из вышеперечисленных чрезвычайных ситуаций наиболее крупные масштабы имеют опасные гидрологические явления и лесные пожары.
Опасные гидрологические явления. На территории региона насчитывается более девяти тысяч рек и более одиннадцати тысяч озер. Разветвленная гидрографическая сеть оказывает большое влияние на прохождение весеннего паводка, во время которого ежегодно многие населенные пункты края подвергаются наводнениям и подтоплениям. В Алтайском крае в зону возможного подтопления в результате паводков в весенне-летний период попадают 22 административные территории, 60 населенных пунктов, 10125 жилых домов (56 тыс. человек).
Лесные пожары. Более одной трети лесов Алтайского края относятся к лесам I и II классов природной пожарной опасности, то есть на занимаемой ими территории в течение всего пожароопасного сезона, а особенно в периоды пожарных максимумов, возможно возникновение и распространение верховых пожаров. За 2009 год ликвидировано 592 лесостепных пожара (в 2008 г. - 1037), площадь пожаров составила 1149 га (в 2008 г. - 2575 га), в том числе лесных - 752 га. При рассмотрении риска возникновения лесных пожаров общая площадь, охваченная природными пожарами, может составлять до 122 км кв., общее количество населения, попадающего в зону чрезвычайных ситуаций, может достигнуть 500 тыс. чел., пострадавших - до 300 человек, погибших - до 20 чел., материальный ущерб возможен в размере до 1 млрд. руб.
Основными опасностями в техногенной сфере для Алтайского края являются следующие:
Потенциальные опасности в промышленности
На территории Алтайского края расположено 169 потенциально опасных объектов, в том числе 59 пожароопасных, 76 взрывопожароопасных, 33 химически опасных объекта (в процессе производства на указанных объектах используется свыше 600 тонн аварийно химически опасных веществ, основными из которых являются хлор и аммиак) и 1 потенциально опасное крупное гидротехническое сооружение. Степень износа основных производственных фондов составляет в среднем 46%.
Потенциальные опасности в сфере ЖКХ
Вызывает озабоченность обеспечение безопасности при эксплуатации систем жизнеобеспечения населения (тепло-, энерго-, водоснабжение, канализация). Степень износа основных производственных фондов и систем защиты от аварийных ситуаций в указанной сфере составляет среднем 54%.
Потенциальные опасности на транспорте
Продолжает оставаться высокой аварийность на транспорте. При этом подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий приходится на автомобильный транспорт. По данным Алтайского краевого отделения транспортной инспекции, в крае зарегистрировано 439322 единицы легковых автомобилей, 81612 единиц грузовых автомобилей, 12059 автобусов, в среднем за год перевозится до 200 млн. пассажиров и до трех млн. тонн грузов.
За 2009 год в Алтайском крае произошло 2907 дорожно-транспортных происшествий, что на 57,3% ниже аналогичного показателя 2008 года (5073).
К возможным опасностям биолого-социального характера в Алтайском крае относится возникновение эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.
Исходя из этого можно сделать вывод, что на территории Алтайского края сохраняется высокий уровень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (
таблица 1). Названные обстоятельства заставляют искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, совершенствовать методы их прогноза и предупреждения.
Таблица 1. Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Алтайского края в период с 2004 по 2009 год (2005 год - начало реализации краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на оды")
Наименование анализируемых данных | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1. Количество чрезвычайных ситуаций, единиц | 32 | 65 | 55 | 47 | 45 | 3 |
1.1. техногенных | 27 | 64 | 52 | 47 | 44 | 2 |
1.2. природных | 5 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1.3. биолого-социальных | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 |
2. Количество погибших, чел. | 63 | 140 | 106 | 133 | 115 | 10 |
3. Количество пострадавших, чел. | 220 | 17 | 103 | 150 | 48 | 117 |
4. Размер материального ущерба, млн. руб. | 704,7 | 3,359 | 17,839 | 1,843 | 0,967 | 6,684 |
Несмотря на сложности социально-экономического развития, в последнее время вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в крае уделялось серьезное внимание. Например, в результате реализации
краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на оды" в указанный период уменьшилось количество пострадавших от чрезвычайных ситуаций, произошло снижение размера материального ущерба. Так, среднегодовой материальный ущерб за это время составил около 26138 тысяч рублей (по сравнению с 704007 тысячами рублей в 2004 году).
Главной задачей на современном этапе развития Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) является обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в пределах показателей приемлемого риска). Для ее решения в 2009 году создана группировка краевой государственной противопожарной службы в составе 77 пожарных частей, которые необходимо оснастить современной пожарно-спасательной техникой и оборудованием.
Важным направлением в реализации указанных мероприятий является принятие краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на оды как последовательного продолжения
краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на оды". Достижение главной цели программы позволит осуществлять на территории края постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать комплекс мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
III. Основная цель и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах показателей приемлемого риска.
Основные задачи программы:
разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер, направленных на выявление опасности и обеспечение комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях;
разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов Алтайской ТП РСЧС к действиям в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы страховой защиты населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций - создание страхового фонда документации;
совершенствование системы пожарной безопасности в Алтайском крае.
IV. Система программных мероприятий
Система мероприятий программы включает
*:
издание материалов и рекомендаций научно-практических конференций по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
проведение ежегодных научно-практических конференций и разработка научно-практических рекомендаций по вопросам выявления опасности, комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и приемлемого уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
модернизацию автоматизированной системы централизованного оповещения населения Алтайского края в соответствии с установленными требованиями и нормами;
приобретение средств связи, оргтехники и лицензионного программного обеспечения для совершенствования системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации;
совершенствование системы радиационной, химической, биологической защиты населения и территории Алтайского края, обеспечение работы и оснащение химико-радиометрической лаборатории;
приобретение водолазного снаряжения и инвентаря (гидрокостюмы, ласты, сигнальные концы, грузы, шланги);
приобретение аварийно-спасательного оборудования и снаряжения;
приобретение пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
приобретение средств связи;
организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов, создание резервов материально-технических ресурсов на территории края;
оборудование кабинетов и учебных классов для проведения курсов гражданской обороны в городах Камне-на-Оби, Славгороде, Заринске;
создание страхового фонда документации;
приобретение пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
приобретение и установка средств связи;
приобретение спецодежды и снаряжения (боевая одежда, подшлемники, пожарные каски, пожарные топоры, пожарные пояса, пожарные карабины);
повышение уровня пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения;
обеспечение пожарной безопасности краевых государственных учреждений социального обслуживания и управлений социальной защиты населения.
*Перечень программных мероприятий представлен в приложении.
V. Ресурсное обеспечение программы
Таблица 2. Сводные финансовые затраты по направлениям реализации краевой целевой программы
Источники финансирования и направления расходов | Финансовые затраты в ценах 2009 года (тыс. рублей) |
всего | в том числе по годам |
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Всего финансовых затрат | 28 859 | 9 358 | 9 624 | 9 877 |
в том числе из краевого бюджета | 28 859 | 9 358 | 9 624 | 9 877 |
Прочие расходы | 28 859 | 9 358 | 9 624 | 9 877 |
в том числе из краевого бюджета | 28 859 | 9 358 | 9 624 | 9 877 |
VI. Оценка эффективности реализации программы
Расчётный срок окупаемости затрат на реализацию основных мероприятий программы составляет 3 года. Выполнение указанных мероприятий позволит, по предварительным оценкам:
уменьшить на 3 процента количество случаев гибели людей в чрезвычайных ситуациях (при пожарах);
уменьшить на 3 процента количество случаев травматизма в чрезвычайных ситуациях (при пожарах);
сократить на 3 процента потери от чрезвычайных ситуаций (пожаров).
Таблица 3. Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы
Целевой индикатор | Единица измерения | Значение индикатора по годам |
2009 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Уменьшение количества случаев гибели людей при чрезвычайных ситуациях (пожарах) | в процентах по отношению к уровню 2009 г. | 100% - 275 человек (265 при пожарах, 10 при чрезвычайных ситуациях) | 1 | 2 | 3 |
Уменьшение количества случаев травматизма людей при чрезвычайных ситуациях (пожарах) | в процентах при отношению к уровню 2009 г. | 100% - 338 человек (226 при пожарах, 112 при чрезвычайных ситуациях) | 1 | 2 | 3 |
Снижение материального ущерба (потерь) от чрезвычайных ситуаций (пожаров) | в процентах по отношению к уровню 2009 г. | 100% - 111,1 млн.руб. (104,5 млн.руб. ущерб от пожаров, 6,6 млн. руб. - от чрезвычайных ситуаций) | 1 | 2 | 3 |
VII. Система управления реализацией программы
Государственным заказчиком программы является Администрация Алтайского края.
Исполнители программы:
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Исполнители программы обеспечивают выполнение мероприятий программы, осуществляют размещение заказов на выполнение работ в соответствии с
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", подготовку предложений по корректировке программы, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы, представляют отчет о ходе их реализации.
Межведомственную координацию, текущее управление, мониторинг и оценку реализации программных мероприятий осуществляет основной разработчик программы - УГОЧС и ПБ в Алтайском крае.
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет сводный отчет о ходе выполнения программы в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края в установленном порядке.
Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации краевых целевых программ, утвержденным
постановлением Администрации края от 29.09.2006 N 404.
Приложение
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Алтайском крае"
на оды
Перечень программных мероприятий
N п\п | Наименование мероприятия | Сумма затрат (тыс. рублей) | Направление расходов и источники финансирования | Исполнитель | Ожидаемый результат от реализации мероприятия |
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций | 279 | 88 | 93 | 98 | краевой бюджет | КГУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" | повышение качества нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций |
1.1 | Издание материалов и рекомендаций по итогам научно-практических конференций | 279 | 88 | 93 | 98 | краевой бюджет | УГОЧС и ПБ в Алтайском крае | выпуск 3 изданий по итогам научно-практических конференций |
2 | Разработка и реализация системы мер, направленных на выявление опасности и осуществление комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций | 32 | 10 | 11 | 11 | краевой бюджет | УГОЧС и ПБ в Алтайском крае | повышение качества разработок и эффективности реализации системы мер, направленных на выявление опасности и осуществление комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций |
2.1 | Проведение ежегодных научно-практических конференций и разработка научно-практических рекомендаций по вопросам выявления опасности, комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечения приемлемого уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 32 | 10 | 11 | 11 | краевой бюджет | УГОЧС и ПБ в Алтайском крае | проведение 3 научно-практических конференций и разработка научно-практических рекомендаций |
3 | Развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях | 1354 | 428 | 452 | 474 | краевой бюджет | УГОЧС и ПБ в Алтайском крае | повышение оперативности получения информации и эффективности совместных действий всех подразделений постоянной готовности Алтайской ТП РСЧС |
3.1 | Модернизация автоматизированной системы централизованного оповещения населения Алтайского края в соответствии с установленными требованиями и нормами | 1228 | 388 | 410 | 430 | краевой бюджет | УГОЧС и ПБ в Алтайском крае | проведение модернизации оборудования (100% от запланированного) |
3.2 | Приобретение оргтехники и лицензионного программного обеспечения для совершенствования системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации | 126 | 40 | 42 | 44 | краевой бюджет | УГОЧС и ПБ в Алтайском крае | увеличение количества оргтехники и комплексов лицензионного программного обеспечения для оснащения структурных подразделений УГОЧС и ПБ в Алтайском крае |
4 | Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и |