Новости политики/экономики

Эмбарго для Сибири: шансы на победу

(27.08.2014 11:54) Какие регионы могут не только избежать продуктового кризиса, но и накормить менее удачливых соседей?

Барнаул, 27 августа – Сибинфо. Влияние на регионы Сибирского федерального округа запрета на ввоз продуктов питания из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Нидерландов, который Россия ввела в ответ на экономические санкции Запада, нельзя назвать однозначно негативным.

Хотя для некоторых регионов ввод эмбарго обернулся серьезными экономическими затруднениями, которые обнажили основные проблемы пищевой промышленности и аграрного сектора, для других запрет может стать тем самым толчком для развития этих отраслей, о которых мы с самого начала слышим по федеральным телеканалам от первых лиц государства.

Читайте также: Эмбарго для Сибири: обратная сторона медали

В основном это касается тех регионов, которые еще до введения каких-либо санкций на протяжении уже нескольких лет ставят в приоритет именно продовольственную безопасность. Поэтому все, что им остается, – увеличить усилия, сохраняя, однако, при этом прежний курс.

Впрочем, и здесь наблюдается определенное ранжирование. Одни регионы таким путем идут к собственной продовольственной безопасности, другие – к выводу продукции на федеральный или даже мировой рынок.

Островок безопасности

К первым, например, относится Томская область. Доля импорта из стран, которых коснулось эмбарго, здесь составляет от четырех до шести процентов. При этом их исчезновение существенного вреда, скорее всего, не нанесет. В силу политики местных властей, действующих программ развития АПК регион имеет достаточно высокий уровень самообеспечения по основным продуктам. Довольно показателен пример мяса – обеспеченность им региона составляет 110,9%, чем могут похвастаться отнюдь не все.

Общий розничный товарооборот продовольствия на территории области более чем наполовину (52 %) формируется за счет продукции местного производства. Как ранее отмечали представители администрации, это обусловлено тем, что продовольственная безопасность лежит в основе стратегии развития, принятой еще два года назад. В сложившейся ситуации область намерена сохранить в приоритете развитие молочного животноводства, производства говядины, строительство современных овощехранилищ. Что решено изменить, так это скорость строительства и реконструкции убойных цехов и овощехранилищ (ее необходимо повысить), а также нужно увеличить переработку продукции на территории области.

О наличии собственной продукции на рынке заранее позаботилась и Кемеровская область. В этом регионе доля импорта из западных стран составляла менее трех процентов. Уже сегодня Кузбасс полностью обеспечивает себя хлебом, картофелем и овощами. Импортного мяса также почти нет. Его поставляют местные производители и другие регионы России. Есть некоторая доля говядины из не попавших под запрет Аргентины и Бразилии.

Птицу, молоко и молочные продукты также поставляют сибирские соседи – Алтайский край, Новосибирская и Томская области. Буквально накануне было подписано соглашение, по которому к этому списку присоединится также Республика Алтай. Самыми слабыми позициями в Кузбассе, пожалуй, оказались рыба и морепродукты. Хотя ожидаются их поставки из Хабаровского края, Мурманской области и с Дальнего Востока, конкретных договоренностей пока нет. Впрочем, здесь намерены вмешаться региональные власти. Если торговые сети не смогут наладить поставки самостоятельно, представители администрации обещают выйти на коллег в этих регионах. В том, что обещание будет выполнено, сомневаться не приходится. Прямое вмешательство властей в Кузбассе в такие вопросы – явление довольно распространенное и отработанное.

Рыночные амбиции

Среди тех регионов, которые в условиях эмбарго имеют шанс не только обеспечить себя, но даже популяризировать свою продукцию, находится, например, Иркутская область. С конца 2013 года этот регион работает над концепцией так называемых агротехнопарков. И теперь процесс их создания значительно ускорят. Технопарки подразумевают создание эффективных сельхозпроизводств с использованием современных технологий и последних научных разработок. Конечным результатом их работы должен стать экологически чистый и, что даже более важно, конкурентоспособный продукт. Именно такую продукцию можно будет привязать к создаваемому единому бренду иркутских продуктов питания, разработкой которого занимаются в правительстве.

Да и картина импорта в Иркутской области продвижению своей продукции немало способствует. За первое полугодие 2014 года доля импорта продовольственных товаров в структуре импортных операций региональной таможни составила всего 0,4%. Причем основный импорт – это плодоовощная продукции, которую в регион везут Китай, Таиланд и Узбекистан. Из стран, которых коснулось эмбарго, импорт тоже есть, однако отказываться от него не придется, так как речь идет о продуктах, не попавших под запрет, – алкогольных и безалкогольных напитках (везут из США и Евросоюза) и кондитерских изделий (из Европы).

Давно грезит об устойчивых позициях на федеральном рынке и даже выходе на мировой рынок Алтайский край. На сегодняшний день успехи пока скромные – даже в торговых объектах региональных сетей, расположенных за пределами края, доля алтайской продукции достигает 25%. Да и на территории самого края этот показатель держится примерно на 40%. Тем не менее шансы на то, чтобы добиться своих более чем амбициозных замыслов у края, пожалуй, все-таки есть.

Помимо той продукции, по которой регион занимает хорошие позиции в силу аграрной направленности (гречневая крупа, мед), уже в течение нескольких лет местные производители пытаются соответствовать высоким стандартам по сыроделию. Большие и маленькие производства готовы предложить весьма широкий ассортимент этого продукта, в силу чего алтайские сыры действительно можно встретить в магазинах по всей России. В этой отрасли было бы достаточно нарастить объемы производства (сохраняя при этом обязательно высокое качество) и расширить сеть поставок. При этом можно было бы уделить больше внимания производству более редких сортов сыров, чему немало поспособствовало бы широко разрекламированное местными властями сотрудничество с французскими сыроделами.

Не лишним было бы развитие и относительно молодой (и необычной для Сибири) отрасли – виноделия. Работа в этом направлении также превозносилась властями региона, и ее результаты в ситуации с эмбарго были бы весьма кстати. Пока же субъект взял курс на интенсивное (вместо экстенсивного) производство сельхозпродукции.

Республика Тыва, чтобы выйти, наконец, на российский рынок со своей мясной продукцией, приняла решения удвоить усилия по разворачиванию в республике перерабатывающих отраслей, формированию торговой, логистической инфраструктуры. Успех предприятия вполне может обеспечить действующий в регионе уникальный для Сибири проект "Одно село – один продукт". Он появился еще в конце 2012 года. Проект предусматривает создание в каждом из населенных пунктов Тувы как минимум по одному новому производству. Благодаря этому только за 2013 год в селах было создано 137 предприятий. Еще 38 находятся в процессе создания. Власти республики поставили задачу помочь продукции сельских предпринимателей приобрести брендовый характер и занять место на рынке, оказать практическую помощь в вопросах модернизации оборудования.

Мясная и овощная продукция могут стать брендом и другого сибирского региона – Республики Хакасия. Уже сейчас регион вполне может прокормить сам себя. Развитие животноводства и растениеводства набирает темпы с каждым годом. Сейчас перед регионами стоит задача ликвидировать слабые места отраслей. В животноводстве это площади для содержания скота и технологическое оборудование. Если производители смогут компенсировать их нехватку, можно будет существенно увеличить поголовье скота и, как следствие, объемы производства. Для увеличения количества местных овощей и фруктов хозяйствам и фермерам не хватает, по данным властей, только хранилищ. Построенные в советское время объекты либо не существуют, либо не могут использоваться, поэтому необходимо возводить новые.

В настоящее время в республике уже работают эксперты, которые ищут экологически чистую продукцию. Есть конкретные предложения по продвижению мясной продукции (особенно баранины) и овощей в ресторанной, торговой сети, на продовольственных выставках, ярмарках, под региональным брендом. Для подробной проработки этого вопроса в правительстве создана рабочая группа.

Удастся сибирским регионам удержаться на федеральном рынке или нет, в равной степени зависит как от властей, так и от самих производителей. Однако если увеличить производство и удержать марку все же получится, Сибирь, пусть и не все ее регионы, сможет гордо заявить, что является не только поставщиком природных ресурсов и средством обогащения страны, но и ее кормилицей.

 


фото: edarobert.n4.biz


Теги: продукты сфо

 

Близкие материалы по тегам:



Поделиться информацией: