(04.02.2014 10:51) Какой образ второй российской Олимпиады сформировали для своих читателей западные СМИ?
Зимняя олимпиада в Сочи, открытие которой состоится уже на этой неделе в пятницу, 7 февраля, стала излюбленной темой для "российских" публикаций в зарубежных средствах массовой информации.
Прожект Путина
Одним из основных мотивов олимпийских статей стал "Олимпиада – как любимое детище президента Путина" (по другой версии – венец его карьеры).
Слова Путин и Олимпиада для некоторых западных журналистов, видимо, стали настолько связными по значению, что просто перестали употребляться в текстах отдельно друг от друга.
Апофеозом стали обложки изданий The Economist и The New Yorker, которые, будь они напечатаны в России, наиболее вероятно, привели бы к слишком близкому знакомству редакций с правоохранительными органами.
Так, обложку февральского выпуска The Economist украсил портрет российского президента в образе фигуриста, который, завершая пируэт, уронил на лед партнершу. Ее, кстати, тоже опознать совсем нетрудно благодаря надписи Russia на спине. При этом "девушка", имея хорошую спортивную фигуру, умудрилась проломить лед и практически под него провалиться.
Все это – иллюстрация к главному материалу номера под названием "Триумф Владимира Путина", в котором развенчивается образ возрождающейся благодаря авторитету и влиянию своего президента России. Авторы делают акценты на нерешенных проблемах страны и приходят к выводу, что РФ с текущим состоянием экономики может кануть в Лету вслед за СССР.
Автор иллюстрации для обложки The New Yorker Барри Блитт уместил в одном рисунке сразу шесть Владимиров Путиных. Пять из них сидят в жюри и оценивают шестого, выступающего все в том же фигурном катании (видимо, с другими видами спорта Россия у Запада ассоциируется слабо). Автор назвал иллюстрацию "Жюри для равных ему". На сайте издания приводится его комментарий о том, что "господин Путин – настоящий подарок для карикатуристов".
Что готовит Сочи?
Еще одной подтемой олимпийских текстов стала подготовка к Играм собственно самого места проведения – города Сочи. Здесь "пираньи-журналисты" также нашли, чем поживиться. Благо, российская сторона, да и сами сочинские реалии предоставляли им для этого массу возможностей.
Так, в январе интернет буквально "взорвала" фотография, сделанная корреспондентом BBC Стивом Розенбергом в мужском туалете Олимпийского биатлонного центра. Два стоящих рядом унитаза шокировали непривычную к советским реалиям западную общественность и заставили покраснеть немало граждан России. Впрочем, смеялись россияне, наверное, все-таки больше.
При этом официальные лица, если и комментировали фотографии, то не потрудились сформировать единую позицию по вопросу. Это, в свою очередь, лишь привело к новой череде насмешек.
Например, мэр горной Олимпийской деревни Светлана Журова в короткий период времени совершенно по-разному оценивала сомнительную сочинскую достопримечательность. То это ошибка строителей, то это требование Паралимпиады – просто "они не успели еще на одном из унитазов сделать специальные ручки".
Поиграли журналисты и с темой обеспечения безопасности во время Олимпийских игр. Усиление охраны города стало одной из тем для обложки выпуска Bloomberg Businessweek. На зажавшем в зубах сигару буром медведе, помимо олимпийских медалей, висит автомат и патронташ. Облик завершает чемодан денег и полицейский щит с надписью "Россия готова?"
Правда, в этом вопросе российским властям в плане комментариев можно поставить большой плюс – они в большинстве своем были достаточно лаконичными и не давали пищи для вольностей. Чего только стоят слова президента Путина в ходе интервью представителям российских и зарубежных СМИ.
На вопрос, увидим ли мы в Сочи меры безопасности, аналогичные лондонским, когда на время Олимпиады на крыши домов устанавливали зенитные ракетные комплексы, он сказал: "Надеюсь, что вы ничего не увидите, но все это будет".
Все упирается в них
Чемодан денег с обложки Bloomberg Businessweek тоже весьма символичен. Десятки публикаций иностранных СМИ были посвящены именно денежным вопросам: сколько потратили на сочинскую Олимпиаду, какая часть этих денег была разворована и во сколько обойдется посещение хотя бы несколько спортивных мероприятий в этом феврале.
Сложно сказать, хорош или плох тот факт, что Олимпийские игры 2014 года станут самыми дорогими на сегодняшний день. Ведь именно суммы расходов вынудили журналистов перетряхивать "грязное белье" России, выискивая все проблемы, на решение которых эти деньги можно было бы потратить. Это самое "можно было бы" за годы подготовки к Играм изрядно набило оскомину как самим СМИ, так и читателям, однако со страниц и из эфира оно никак не хотело уходить.
Высказывания в подобном ключе позволили себе и непосредственные участники Олимпиады. Так, австралийская сноубордистка Тора Брайт еще до приезда в Сочи сказала, что Владимир Путин мог бы потратить 50 миллиардов долларов на борьбу с мировым голодом.
Кроме бюджета России Олимпиада совсем недешево обошлась и тем, кто очень хотел на нее поехать. Один из проектов CNN назвал огромные затраты причиной, по которой граждане США предпочли от этих Игр "держаться подальше".
Согласно подсчетам издания, неделя в Сочи обойдется в сумму от семи до 14 тысяч долларов на человека. Среди составляющих – плата за проживание, которую многие местные отели оценили в среднем в тысячу долларов в сутки.
Не менее интересен вывод, что американские толстосумы в Сочи также не поедут. Денег им, может, и хватило бы, только нет условий для достойного проживания – как оказалось, в столице Олимпиады отсутствуют пятизвездочные отели.
Олимпиада еще не началась, но уже является одной из самых обсуждаемых тем в средствах массовой информации. И все же обидно, что зарубежным журналистам не нужно даже прикладывать сколько-нибудь значительные усилия для того, чтобы в очередной раз выставить Россию работающей на имидж транжирой, не способной позаботиться о своих собственных гражданах и достойно принять иностранных гостей.
фото: sochi.com
Близкие материалы по тегам: