Новости политики/экономики

Выборы без конкуренции, интриги и избирателей…

(27.06.2014 09:57) У будущих губернаторов сибирских регионов могут возникнуть проблемы с легитимностью

Барнаул, 27 июня – Сибинфо. Павел Быковских. 14 сентября пройдут выборы губернаторов в 30 регионах России, в том числе и в четырех субъектах Сибирского федерального округа. Наличие муниципального фильтра позволяет представителям партии власти рассчитывать на победу своих кандидатов, однако ставит перед ними новые проблемы, решить которые может оказаться даже сложнее, чем победить на выборах в конкурентной борьбе.

Избирать первых лиц этой осенью предстоит жителям Республики Алтай, Новосибирской области, Алтайского и Красноярского краев. В обоих Алтаях от власти на выборы идут действующие главы – Александр Карлин и Александр Бердников. В Новосибирской области единороссы двигают Владимира Городецкого, экс-мэра Новосибирска. В Красноярском крае от власти идет бывший мэр Новосибирска, губернатор Новосибирской области и полпред президента в СФО Виктор Толоконский.

Конкуренция?!

Эксперты, анализируя происходящее, приходят к выводу, что о наличии хоть какой-нибудь доли конкуренции можно говорить только в Республике Алтай. Как известно, партийная принадлежность по мере удаления от Москвы играет все меньшую роль, а в национальных республиках все это замешано еще и на специфике местных элит. В Горном Алтае налицо раскол последних, в том числе по линии "Единой России". Да и рейтинг самого Бердникова наблюдатели называют недостаточным для победы.

Возможно, поэтому он уже "включил" административный ресурс, препятствующий местным оппозиционерам проходить относительно небольшой муниципальный фильтр (80 подписей), о чем заявляют сами противники Бердникова. Вместе с тем от партии "Родина" в республике на выборы собрался Виктор Калюжный, бывший министр энергетики и посол России в Латвии, чья фигура, по всей вероятности, согласована в Кремле и, возможно, именно он будет создавать конкуренцию действующему главе.

В Новосибирской области и Красноярском крае сильных конкурентов власти пока не видно. В НСО выдвигаются те же лица, что баллотировались в мэры Новосибирска весной этого года. Большинство из них набрали порядка двух процентов голосов. Интригу сохраняют коммунисты, до сих пор не назвавшие имени своего кандидата. Но второго Анатолия Локтя в Новосибирске у них нет.

Красноярский край также не слишком богат местными кадрами из системной оппозиции. Известный политик, лидер "Патриотов России" в крае Анатолий Быков сам не имеет права баллотироваться в губернаторы. От него идет молодой депутат Красноярского горсовета Иван Серебряков. "Очевидно, сам Быков также испытывает проблемы с кадрами. Но ему нужно мобилизовать своих сторонников, в том числе для того, чтобы с ним считались в Москве", – говорит политолог Сергей Комарицын.

Громко заявил о себе депутат горсовета Красноярска от "Гражданской платформы" Владимир Егоров. Однако сейчас вся эта активность сошла на нет. Документы на выдвижение в губернаторы он так и не подал. По информации "Сибинфо", Егоров отказался от участия в выборах. Источники издания, знакомые с ситуацией, говорят, что с ним договорились, посулив кресло сенатора.

В Алтайском крае большинство кандидатов уже подали свои документы в избирком. Однако здесь более-менее реальные конкуренты практически не имеют шансов быть допущенными до выборов. У действующего губернатора в руках аргумент в 549 подписей муниципальных депутатов (самый большой показатель в России). Такую поддержку, считает политолог и общественный деятель Константин Емешин, не под силу собрать ни одной партии, даже "Единой России". Поэтому подписи, по его информации, собирают работники краевой администрации. Очевидно, что их босс фильтр преодолеет, а затем будет определен технический кандидат (или кандидаты), чтобы в бюллетене было больше одной фамилии.

Легитимность?!

Таким образом, исход выборов в большинстве регионов оказывается легко прогнозируемым. Как говорят эксперты, речь в данном случае идет о выборах референдумного, неконкурентного типа, когда вопрос стоит не в том, кто победит, а в том, как победит главный кандидат.

Москва ставит задачу проведения максимально честных и открытых выборов. В конце концов, есть же у губернаторов муниципальный фильтр. Но на местах, очевидно, решение этой задачи видят по-разному. В Алтайском крае глава, как сообщает Емешин, требует от подчиненных поддержку в 80% голосов. Однако едва ли "нарисованные" цифры или результат, выбитый с помощью административного давления, сообщения о котором уже идут из районов Алтайского края, может позволить считать результат выборов легитимным.

Другим фактором, также негативно влияющим на уровень легитимности итогов голосования, может стать низкий уровень явки избирателей. Сама дата единого дня голосования, 14 сентября, предполагает, что основные предвыборные баталии должны проходить в мертвый, с информационной точки зрения, сезон – летом.

Не добавляет оптимизма и тот факт, что в большинстве регионов предвыборные кампании идут вяло: кандидаты от власти колесят, как свадебные генералы, отвечают на заученные вопросы, мелькают на торжественных мероприятиях, что-то там обещают… Скука! Конкурентов не видно, быть может, кроме Республики Алтай. Нет интриги. Отсюда у избирателей складывается впечатление, что уже все решено и от них здесь мало что зависит. А если так, то к чему вообще идти на выборы – разве что за свежей выпечкой, да за билетами в цирк…

У всей четверки есть и еще один негативный фактор – усталость избирателей. Владимир Городецкий был мэром Новосибирска с 2000 по 2014 год, а в столице региона проживает большая часть его избирателей. Александр Бердников и Александр Карлин рулят Республикой Алтай и Алтайским краем соответственно вот уже почти 10 лет, за которые никакого хоть сколько-нибудь  значимого прорыва оба эти региона не совершили. В Красноярье от власти идет, конечно, совсем даже не местный кандидат, и устать от него они не могли. Однако у красноярцев своя усталость – от варягов. Все идет к тому, что уже четвертый подряд губернатор будет не красноярцем. Многим здесь этот факт порядком уже надоел.

Меж тем в Алтайском крае почти два миллиона избирателей, а в Красноярье и Новосибирской области – свыше двух миллионов. И когда при явке в 25% главу региона избирают, к примеру, с результатом в 65% – это означает, что реальный уровень его поддержки у населения составляет порядка 325 тысяч голосов, а это для указанных регионов всего лишь чуть больше 16% от общего числа избирателей.

Оппозиция?!

Несмотря на всю незавидность своего положения, оппозиция в сибирских регионах, да и не только сибирских, имеет один очень весомый рычаг давления на власть. Именно системная оппозиция теоретически в состоянии понизить уровень легитимности результата кандидата от власти до близкого к нулю.

Если парламентские партии сумеют договориться и бойкотировать выборы, власти придется оставаться с исключительно 100-процентными спойлерами. Ведь очевидно, что малая партия, не имеющая ни одного депутата в регионе, не в состоянии собрать 549 подписей муниципальных депутатов в свою поддержку.

Но ключевым моментом здесь является то, сумеют ли они договориться. По мнению руководителя "Политической экспертной группы" Константина Калачева, системная оппозиция решила за кресла губернаторов не бороться. "Подобные мандаты они получают из рук президента. Так было в случае с коммунистом Потомским (Вадим Потомский – исполняющий обязанности губернатора Орловской области). Так было в Забайкалье, где "Справедливая Россия" получила своего губернатора Константина Ильковского", – отмечает он.

В таких условиях рассчитывать на высокий интерес избирателей к выборам не приходится, и мы возвращаемся к уровню легитимности в 16%. Народ, в широком смысле слова, продолжает оставаться за бортом большой политики.


фото: izoner.ru


Теги: выборы сфо

 

Близкие материалы по тегам:



Поделиться информацией: