Радио сегодня нужно показывать

(13.02.2013 09:03) Сергей Градобоев о перспективах радио и о том, что никто никого не "убьет"

Сегодня, 13 февраля, Всемирный день радио – праздник очень молодой, учрежденный ООН только в 2012 году. Дата проведения выбрана неслучайно – именно 13 февраля 1946 года впервые вышло в эфир "Радио ООН", станция которого располагалась в штаб-квартире Организации Объединенных Наций. Как говорят учредители праздника, он должен послужить укреплению сотрудничества между всеми, кто имеет отношение к радио, – будь то крупные вещательные компании или одиночки-любители. О том, чем сегодня живет радио в России, куда стремится, и действительно ли радийная среда в кризисе, "Сибинфо" рассказал программный продюсер "Радио Сибирь" Сергей Градобоев.

– Разговоры о кризисе на радио сегодня имеют под собой основания?

– Я слышу такие разговоры очень часто. От коллег, слушателей… Еще когда появилось телевидение, говорили, что оно убьет радио. "Вообще ничего не будет, одно сплошное телевидение…" Сейчас миру грозит интернет. Один сплошной интернет. Постоянно возникают какие-то "убийцы". Да-да-да, а сейчас реклама… Люди любят пугаться.

Кризис в головах. Никакая новая технология не убьет вас, если уметь адаптироваться. Просто сегодня труднее, чем когда-либо в истории, уследить за всеми изменениями. Новые возможности появляются каждый день – за что хвататься? И, конечно, в основном эти возможности предоставляет Сеть. Интернет – не враг радио. Он брат, сват, друг. Радио станет голосом интернета, если правильно поведет себя, если ухватится за этот хвост удачи. Изменится канал доставки продукта: сегодня это FM, завтра – приложение в вашем смартфоне. Только и всего.

О кризисе сегодня говорят те, кто не чувствует, что нужно работать хитрее, тоньше и больше. Вчера ты чихнул в микрофон, и тебе уже звонит полгорода: "Будь здоров!" А сегодня? Обратить на себя внимание слушателя и рекламодателя в растущем шуме с соседних трибун – задача не только чисто техническая (объявил – продал), но и креативная. Сейчас сразу умирать надо в прямом эфире, желательно под веб-трансляцию.

Но тон задает столица. Большие бюджеты рождают большой страх риска. Люди остерегаются экспериментов. Спокойнее гнать проверенное. Иначе как потом оправдаться перед акционерами? Вдруг что выйдет боком. Это деньги. А творчество уходит, например, в Сеть… На фоне быстро растущего интернета, собирающего сейчас всех энтузиастов, всех безумцев, радио кажется таким спокойным. Слишком. Поэтому пошли разговоры о кризисе.

– Современная радиостанция в России сегодня может прожить без Сети?

– Если взять программный, креативный аспект, то без участия интернета сейчас проекты лучше не делать. Как минимум нужно подключать свой официальный сайт, социальные сети, продвигать продукт на других площадках.

А вот с технической точки зрения все пока еще прекрасно обходятся без интернета, слушая обычные приемники. FM всё кроет. Эта ситуация изменится, когда в каждом мобильнике будет "толстый" интернет. И мы сможем передавать через него хорошую музыку в человеческом битрейте.

Есть еще один тонкий момент. В последнее время нас засасывает визуальный дизайн, если можно так выразиться. Вещи становятся красивее, материалы приятнее, графика "божественной". Зачастую дизайн вещи становится важнее ее функционального наполнения. Человека, который живет визуальными "няшками", трудно зацепить чистеньким звуком. Звук – не картинка. Он тоже развивается: мы жмем RMS, выкручиваем ручки процессоров, качаем тонны высококачественных семплов, но… остаемся всего лишь звуком.

И по этой причине тоже нужно идти в интернет. Он дарит радио картинку. Если раньше прикрутить на студии веб-камеру было событием, то сегодня "Маяк" ведет настоящую телевизионную трансляцию своих программ с нескольких точек. "Рекорд" приглашает классных дизайнеров и делает обалденные сайты, афиши, приложения для себя. Нанимая на работу ведущего, современный программер оценивает не только приятный голос, но и внешность. Потому что человека потом нужно показывать аудитории! Люди должны видеть радио. Радио должно хорошо выглядеть. Даже если у тебя отличный звук, грамотный музыкальный редактор, шикарные ведущие, ты все равно проиграешь. Потому что у конкурента – все то же самое… плюс картинка.

– А какова сегодня аудитория радио? Телевидение смотрит преимущественно старшее поколение, в интернете "сидит" молодежь, хотя ситуация, конечно, меняется.

– Это зависит от формата радиостанции. Все так же, как и с интернет-сайтами. У нас две станции. Одна дарит популярную, но слегка отфильтрованную по принципу качества музыку. Это "Радио Сибирь". Ее слушают люди образованные, которые в основной своей массе уже отучились, стали специалистами, руководителями и т. д. Это приличная волна с таким налетом интеллигентности. А в силу того, что мы строим уникальную Сеть, собирая в каждом городе собственную студию со своей командой, в этом бренде заложен еще и момент местного патриотизма.

"Кнопка FM" – для молодых и ультрасовременных. House, Trance, ломаные ритмы. Танцевальная музыка. Этот формат для Сибири – явление редкое, поэтому у себя в Томске мы, можно сказать, тихонечко "взорвали радио" и "вернули многих людей к приемникам". Это я цитирую слушателей.

Если смотреть в целом, то тут можно ориентироваться на опросы, которые показывают: большинство слушает радио в дороге. Реже – в офисе и дома. Люди берут радио в попутчики.

– Не могу не задать вопрос о Всемирном дне радио, 13 февраля, который ООН учредило только в прошлом году. Радийщики хотя бы в курсе, что у них еще один праздник появился?

– Я вот не знал, но коллегам расскажу. Конечно, в нашей стране для тех, кто убежден, что радио изобрел Попов, 7 мая (День Радио в России. – Примечание редакции) не заменит ничто. Мы пили, пьем и будем пить 7 мая (смеется). Новый праздник – вещь хорошая. Но старых добрых дат он не отменит. Точно так же, как одновременно существуют и будут существовать и печатная журналистика, и телевизионные шоу, и радиопрограммы, и такие сетевые проекты, как ваш замечательный портал!


Павел Быковских


Теги: календарь сми

 

Близкие материалы по тегам:



Тоса


Поделиться информацией: