Институт сити-менеджмента в России разрешен с 2003 года. С тех пор он введен в 80 городах. В последнее время споры о том, нужен ли этот институт, заменяет ли он собой всенародные выборы мэра, разгорелись с новой силой.
В настоящее время в большинстве сибирских столиц институт сити-менеджмента не введен, и прививается он весьма непросто. Так, в конце прошлого года вице-мэр Барнаула Игорь Савинцев стал сити-менеджером столицы Алтайского края. Этому предшествовал судебный процесс над бывшим мэром Владимиром Колгановым, который не завершен и поныне (в конце марта ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий).
В большей степени этот институт распространен в небольших городах, таких как Ангарск или Усолье-Сибирское в Приангарье. Решается вопрос об этом в Братске, Рубцовске и других не столичных, но важных городах регионов СФО.
Сторонники этого института управления отмечают, что люди не лишаются избирательного права, они также выбирают законодательную власть, которая выбирает лидера – представителя муниципального образования. Кроме того, утверждается, что управляющий городским хозяйством сити-менеджер становится вне политики, что позволяет ему спокойно решать управленческие вопросы и быть относительно независимым в своих решениях.
Противники, однако, считают, что в условиях современной политической действительности в нашей стране сити-менеджер не может быть вне политики. Это отчасти подтверждает и партийная принадлежность некоторых городских управленцев. Так, пермский сити-менеджер в марте этого года получил партбилет "Единой России". Критики также замечают, что такая схема управления ведет к жесткой вертикали власти, ограничению избирательных прав, а, возможно, и к однопартийной системе…
Нужен ли России институт сити-менеджмента или он должен вводиться в качестве временной меры и при определенных условиях, а может, и не нужен вовсе, рассуждали эксперты из регионов СФО.