Коваль Михаил, член координационного совета ФАР |
(13.11.2012 16:33) Страна-производитель топлива стремится сравняться в стоимости нефтепродуктов с импортерами?
Жители сибирских регионов нынешней осенью уже ощутили на себе очередное повышение цен на нефтепродукты, которое, к слову, было не первым за текущий год. Традиционные топливные проблемы были заметны и весной, как раз после окончания кампании по выборам президента РФ.
Однако осеннее похолодание совсем не принесло замораживания бензиновых тарифов. Так, ощутимые скачки неоднократно фиксировались в Бурятии. Новосибирской области вообще довелось в течение 30 дней пережить двукратное повышение цен на топливо и оба раза на 50 копеек. Рост цен также не обошел Алтайский край, Иркутскую область и Забайкалье.
Голые цифры
Так, в НСО резкий рост стоимости топлива очень ярко был заметен в самом начале октября. Наиболее популярная марка бензина Аи-92 перевалила в региональной столице за отметку 27 рублей. Однако не прошло и месяца, как 6 ноября цена вновь подпрыгнула и опять сразу на 50 копеек.
Республика Бурятия также не отстала от данной "тенденции роста". Здесь, по данным антимонопольной службы, к концу прошлого месяца сложилась следующая ситуация. С начала октября цены на 92-й бензин выросли на 4,9%, на 95-й – на 2,1%, на дизельное топливо – на 7,2%.
В стороне не осталась и столица Алтайского края. В Барнауле, как сообщал наш портал, цена за литр бензина Аи-98 практически достигла психологически важной отметки в 1 доллар и составила 30 рублей.
В Забайкалье на прошедшей неделе было отмечено повышение на бензин марки Аи-92 и Аи-95 на 35 копеек, а уровень удорожания дизельного топлива составил 72 копейки. В Иркутске скачок оказался менее существенным, но его также заметили все потребители.
Вечные причины
Комментируя причины непрекращающегося процесса повышения цен на топливо, в антимонопольной службе, призванной, среди прочего, следить за законностью на нефтяных рынках, повышение стоимости топлива, от которой страдают рядовые потребители, объясняют весьма просто и даже убедительно.
Во-первых, заявляется, что это общероссийская и даже мировая тенденция. При этом специалисты отмечают, что еще в июле наблюдалось повышение закупочных цен на топливо, которое первоначально заметно не отразилось на оптовой и розничной стоимости бензина.
"Наблюдается процесс сдерживания роста розничной и оптовой цены на топливо по сравнению с закупочными ценами. Если закупочная цена с момента роста в июле увеличилась в пределах 20%, розничные цены начали расти с августа. Но наиболее интенсивный рост был зафиксирован именно в октябре", - сообщала нашему корреспонденту начальник организационно-аналитического отдела УФАС по республике Татьяна Эрдынеева.
С учетом того, что в средине октября по российским регионам прошла выборная осенняя кампания, ответ на вопрос, почему происходило это сдерживание, банален и очевиден.
О причинах постоянного удорожания нефтепродуктов высказывался и новосибирский общественник Владимир Кириллов, который на примере местного рынка заявил и о проблеме монополизации, бездействия УФАС и политике, проводимой государством, которое "с помощью регулирования цен на ГСМ изымает деньги у среднего класса".
Кстати, стоит упомянуть и то, что анонсированный местными властями приход в Новосибирскую область еще одного топливного гиганта, который может привнести на рынок конкуренцию, положительно пока так и не проявил себя на практике. И доказательством этому является последний скачок цен на бензин в Новосибирске.
Равнение на Европу
Осенняя оттепель для цен на отечественное топливо показывает, что окончания данного процесса ждать не приходится, и во вполне обозримой и даже короткой перспективе наша страна сделает то, о чем мечтали многие, – достигнет уровня Европы. Однако едва ли вызывает радость тот факт, что в стране, производящей нефтепродукты, их стоимость будет такой же, как в государствах, которые бензин импортируют.
Однако от такой судьбы, судя по последним событиям, России не уйти. К данному выводу, в частности, пришел член Координационного совета Федерации автовладельцев России Михаил Коваль.
Комментируя для "Сибинфо" повышение цен на бензин, он отметил: "Был очевидный политический подтекст в том, что цены держались до октября. Когда выборы состоялись, цены естественным образом устремились вверх".
По мнению эксперта, этого просто не могло не произойти и вызвано это совершенно тривиальными вещами. "У нас растет автопарк сумасшедшими темпами. Заводы, которые в состоянии перерабатывать бензин, не строятся и не модернизируются. То есть количество производимого бензина не растет. Соответственно, бензина, который может поступать в реализацию, становится меньше. Следовательно, заводы просто повышают цену. Если спрос превышает предложение, то цены растут. Все просто", - заявил собеседник.
Он подчеркнул, что в настоящее время существует чудовищный дисбаланс в запросе, который имеют потребители, с тем, что может предложить реальное производство.
"Нужно понимать, что переработка нефти в стране находится на советском уровне. Новых заводов, по сути, не построено. А если что-то и делается, то продукция направляется за границу. Это простой бизнес. Ведь продать в Европу нефть и бензин в два раза дороже – намного привлекательнее", - отметил Михаил Коваль.
Столь же очевиден, по его словам, и выход из данной ситуации. "Вопрос решается только увеличением количества нефтеперерабатывающих заводов, улучшением качества бензина или хотя бы модернизацией того, что есть. Иначе мы все естественным путем доберемся до европейских цен", - резюмировал эксперт, предположив, что европеизации стоимости российского бензина при таких темпах можно достигнуть в рекордно короткие сроки.
фото:
24warez.ru
Близкие материалы по тегам: