Всякая партия становится настоящей партией, когда переживает своего первого лидера
Партия в российских условиях – это инструмент в руках определенных лиц, а, по мнению большинства населения, эти лица дали стране стабильность. В определенный период времени "Единая Россия" была стабилизирующим фактором. Даже ее роль машины для голосования на определенном этапе (в начале "нулевых") давала больше плюсов, нежели минусов.
Другое дело, что времена меняются, и где-то годов с 2005-2007-х ЕР стала тормозом для страны. В партии перегнули палку в отношении людей, имеющих свою точку зрения. На ЕР плохо влияла погоня за результатом. (массовые акции протеста. – Прим. ред.).
Однако, с моей точки зрения, ЕР делает выводы. Об этом говорят последние назначения. В частности, главы фракции в Госдуме. С партией больше не ассоциируется Борис Грызлов... И это заслуга критики и общественного прессинга партии. Что касается нынешнего председателя, сегодня Дмитрий Медведев и партия существуют в разных реальностях. У него немного партийных инициатив, нет его людей, партия ЕР осталась партией Путина, в том числе в сознании общества. Это, кстати, для ЕР не так плохо. Но и его наличие в партии для нее также скорее приобретение, поскольку рейтинг Медведева, несмотря ни на что, достаточно высок.
Всякая партия становится настоящей партией, когда переживает своего первого лидера. Способна ли на это ЕР? Год назад ее многие хоронили, был создан "Общероссийский народный фронт". Но в этом году проект ОНФ заморожен, а ЕР на удивление демонстрирует жизнеспособность и выигрывает последние выборы. Да и во многих отделениях партии есть очень умные люди.
Помимо прочего, дееспособность ЕР определяется еще и качеством конкурентов. Исследования показывают, что люди говорят про оппонентов ЕР: "Они еще хуже". Того очарования, что было, уже нет, розовые очки сняты. Но отсутствие альтернативы делает организацию жизнеспособной. Бренд может и поменяться, но еще несколько выборных циклов то, что можно назвать ядром ЕР, проживет.