Бакаев Александр, глава Ассоциации обманутых дольщиков и инвесторов Новосибирска
Лазейки в законодательстве для нечистых на руку застройщиков и чиновников напоминают порой амбарные ворота
Ситуация остается достаточно тяжелой, несмотря на то, что определенные шаги за последние полтора года в этом направлении все-таки удалось предпринять. Некоторые объекты удалось сдать, некоторые – на подходе. Но все это – лишь небольшие оптимистичные штрихи на фоне общей печальной картины. Регулярно выявляются новые проблемные объекты. До сих пор нет полноценной федеральной программы по завершению строительства "недостроев" и реализации прав обманутых дольщиков.
Махинации при долевом строительстве в Новосибирской области – это, прежде всего, действия недобросовестных предпринимателей, которые порой собирали деньги дольщиков, не имея не то что разрешительной документации, а даже элементарного понимания экономики объекта, который они собираются строить.
Некоторые такие "строители" заигрались в пирамиду, когда каждый последующий объект начинался на деньги предыдущего, а предыдущий был еще далек от завершения. В результате у ряда компаний типа "СУМЕТ" и "АЛЬЯНС-Строй" накопилась масса площадок, на которых находятся объекты разной степени готовности (вплоть до того, что еще не расселено ветхое жилье на участке под застройку), практически все квартиры проданы или количество свободных метров мизерное, что исключает достройку данных объектов за счет их внутренних ресурсов.
Со стороны государства следует говорить, в первую очередь, о недостаточном контроле рынка строительства жилья, отсутствии на период интенсивного роста рынка механизмов контроля привлечения денежных средств. Безусловно, в ряде проектов прослеживается коррупционная составляющая. Так, по имеющейся информации, один из организаторов строительной аферы, приведшей к появлению нескольких сотен обманутых дольщиков, сейчас скрывается за пределами России, чтобы, в том числе, и не давать показания на своих соучастников во властных структурах. Этими вопросами занимаются правоохранительные органы, а мы готовы, со своей стороны, оказывать им информационное и иное содействие.
Надо четко понимать, что сами обманутые дольщики обычно не способны самостоятельно решить проблемы достройки своих домов. Им ведь необходимо решить вопросы и с организационной, и с юридической, и с финансовой составляющей. Поэтому задача власти – помочь им по всему спектру вопросов, до полного разрешения проблемы. Само государство как с экономической, так и социальной точек зрения должно быть заинтересовано в завершении строительства всех проблемным объектов, получении обманутыми дольщиками жилья, наказании виновных в допущенных преступлениях. На помощь исполнительной власти должны приходить законодатели, которые на федеральном и региональном уровне могут принять законы, способствующие решению проблем обманутых дольщиков.
Вообще, на данный момент диалог между нашей Ассоциацией и государственной властью стал более продуктивным, власть стала наконец-то понимать необходимость нашей работы, и видеть, что те проблемы, которые государство не осиливает, мы, как организация не связанная такими жесткими государственными рамками, способны решать более эффективно.
Проводимые нами акции попадают в федеральные СМИ и создают большой резонанс. Сегодня Москва упоминает Новосибирск, в том числе и в контексте уличной активности обманутых дольщиков. Палаточные городки в Первомайском сквере и на площади Ленина, штурм приемной "Единой России", голодовки, протестные письма, митинги и пикеты – все это инструменты борьбы дольщиков за свои права.
Кстати, правоохранительные органы достаточно сочувственно относятся к нашей деятельности, поскольку многие из числа их сотрудников либо не имеют возможности купить жилье, либо сами стали жертвами строителей-аферистов. А сами объединения, безусловно, нужны, и нужны они в каждом городе, где есть такая проблема. Только в совместной борьбе за свои права дольщики смогут добиться от власти решения накопившегося комка проблем.
Вообще проблемы дольщиков решаемы и решаемы они в обозримом будущем. Те меры, которые мы предлагаем и продвигаем, позволяют это сделать. Более того, в последнее время государственные чиновники сами начали озвучивать те же самые предложения. Так, недавно министр строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин предложил законодательно закрепить механизм, по которому компании, берущиеся достраивать проблемные дома, будут получать бесплатно дополнительные участки земли.
Что касается того, что уже сделано… Так, в результате наших действий предыдущий губернатор (Виктор Толоконский) принял постановление о выделении 200 тысяч рублей дольщикам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий достраивающим свои дома самостоятельно, и посетил палаточный лагерь, подписавшись "Я буду вам помогать!" под нашими требованиями. Мэр Новосибирска принял положение о признании дольщиков пострадавшими. Советом депутатов Новосибирска было принято решение об отмене повышающего коэффициента для арендных платежей за землю. Законодательным собранием совместно с нашей Ассоциацией разрабатывается законопроект о господдержке обманутых дольщиков…
Мы надеемся, что не позже, чем этой осенью Закон Новосибирской области о поддержке граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, будет принят. При разработке законопроекта, мы учли опыт других регионов, в том числе и Нижегородской, Брянской и Томской областей, а также – свои собственные наработки. Если в окончательной версии будет решен вопрос о земле и ряд других вопросов, то этот закон будет очень эффективным подспорьем для решения проблем обманутых дольщиков в Новосибирской области.
Сейчас требуется провести огромный объем работ по определению полного перечня недостроев. Ввести некую градацию для оценки степени проблемности объекта. И, что самое главное, принять перечень мер, неоднократно озвученный нашей Ассоциацией, который позволит в ближайшие несколько лет завершить строительство всех проблемных объектов.
Вместе с тем, считаю, что в самом долевом строительстве нет ничего плохого. Эта схема используется во всем мире и позволяет приобретать жилье по более низким ценам в сравнении со вторичным рынком. Проблема в непроработанном законодательстве и в тех нечистоплотных гражданах, которые пользуются оставленными лазейками. А в наших законах эти лазейки напоминают, порой, амбарные ворота.
Сегодня надо законодательно закрепить обязанность застройщиков, привлекающих деньги граждан, страховать риски "недостроя". Нужно создать схему "один дом – один счет", что позволит более четко контролировать расходование привлеченных средств. Контролирующим органам требуется более тщательно проверять ежеквартальную отчетность застройщиков и не стесняться в сомнительных случаях проводить внеплановые проверки. СРО тоже должны взять на себя часть ответственности за действия своих участников. Наша Ассоциация готова взять на себя задачу информировать граждан о рисках, сомнительных стройках и других тонкостях рынка. Но все это желательно делать в общем русле, а не в качестве разовых и случайных мер.
Участвовать в обсуждении