Куприянов Андрей , зампредседателя комиссии Общественной палаты КО по охране здоровья и экологии, председатель правления экологической общественной организации «Ирбис», д.б.н., проф.
В планах стратегического развития страны Сибирь остается сырьевым придатком и экологической колонией России
Загрязнение атмосферы в Кемеровской области колеблется от 1500 до 1700 тыс тонн в год. Это в 20 раз больше, чем в республике Алтай и в 6-7 раз, чем в Алтайском крае, который по площади в два раза больше Кемеровской области. Практически все население области сконцентрировано на 1/3 территории в Кузнецкой котловине, остальная часть территории практически не заселена. Поэтому вред для здоровья от выбросов испытывают как горожане, так и жители сел. Безусловно, «лидерами» загрязнения являются Новокузнецк, Белово, Ленинск-Кузнецкий. Кроме того, большую экологическую опасность представляет загрязнение малых рек и Томи.
Необходимо приостанавливать деятельность тех предприятий, которые не проводят в полном объеме необходимые экологические мероприятия. Но как показал опыт волевого закрытия цементного завода в Новокузнецке губернатором Аманом Тулеевым, законодательство на стороне промышленников. Юридически доказать вред отдельного предприятия на здоровье отдельного человека в промышленной агломерации, где несколько предприятий-загрязнителей, - практически невозможно. Контролирующие органы заняты обработкой статистических данных, которые им представляют предприятия-загрязнители, и практически не имеют прав эффективного влияния на снижение выбросов.
Сибирь остается экологической колонией России. Поэтому от Кузбасса требуется наращивание добычи угля, развитие черной и цветной металлургии, химической промышленности. Одновременно с этим практически не тратятся средства на реабилитацию нарушенных территорий.
Несмотря на все усилия в этом направлении губернатора Кемеровской области, при огромных масштабах экологических нарушений у администрации области нет средств для их устранения, как и эффективных способов влияния на промышленный сектор. В дальнейшем прогнозируется ухудшение экологического состояния на территории области. При этом отчетность, безусловно, улучшится. Поскольку, как говорил Марк Твен, «есть ложь, наглая ложь и статистика».
Безусловно, специфической экологической проблемой для Кемеровской области является восстановление нарушенных земель после добычи угля. В области около 100 тысяч га нарушенных земель, из которых за последние 30 лет рекультивировано 20 тысяч. Невосстановленными остаются 64 тысячи га, оставшиеся от «доэкологической эпохи». Как всегда, собственники угольных предприятий экономят именно на экологических проектах, или их выполняют некачественно. По окончании добычи угля у предприятия нет средств на восстановление нарушенных земель, поскольку в законодательстве нет такого понятия, как залоговые платежи для этих целей. В законодательстве РФ нет механизма, обеспечивающего наличие средств для рекультивации нарушенных земель. Поэтому, сколько бы ни велись разговоры об улучшении ситуации в этом направлении, пока это только слова.
Экологические организации в Кемеровской области и малочисленны, и малоэффективны в решении вопросов снижения выбросов, сбросов, размещения отвалов угольных предприятий.
Опыт борьбы против размещения отвалов на восточном склоне Караканского хребта в Беловском районе показал, что интересы угольных предприятий главнее экологических доводов. В Совете народных депутатов нет ни одного представителя от «зеленых».
Что ждет экологию Сибири и Кемеровской области в обозримом будущем? В первую очередь, увеличение добычи угля на 40 млн тонн и увеличение площадей, занятых отвалами. Во-вторых, строительство еще одной или двух огромных ГРЭС по сжиганию угля и получения электроэнергии, что еще более усугубит экологическую ситуацию.
В планах стратегического развития России Сибирь остается сырьевым придатком, и переломить эту ситуацию к лучшему едва ли удастся. В Сибири живет 25 млн человек, на остальной территории - более 100 млн. Безусловно, стремиться к экологизации производств необходимо, но эти усилия должны иметь законодательный характер, необходимо наращивание площадей особо охраняемых территорий, улучшение санитарно-защитных зон вокруг предприятий-загрязнителей, комфортности проживания населения. Для всего этого нужна политическая воля, средства и грамотная законодательная база.
Но не всё так печально. Сибирь – огромная страна, пятнышки экологического разорения малы в её масштабах, и есть в Сибири места, где можно укрыться от загрязнений, сбросов и выбросов.
Участвовать в обсуждении