Список экспертов
Кириллов Николай , депутат Госдумы Томской области, завкафедрой института международного менеджмента ТПУ, профессор

Реформа образования нужна, но в данном законопроекте нет даже базовой теории


Время меняется, как и общество, поэтому и образование должно постоянно реформироваться. Но у современных реформаторов образования совершенно не проработана методология таких реформ. Нет нормальной базовой теории, которая бы объясняла, почему и куда надо двигаться. Поэтому все эти реформы, которые сегодня проводит Фурсенко, являются отрывочными, в основном заимствованными у Запада. В основе, я считаю, должна лежать методология – путь к успеху реформирования образования, и нужна хоть какая-то базовая теория, которая бы лежала в основе. В данном законопроекте таковой основы нет.
 
Самая проблемная сфера нашей образовательной системы, на мой взгляд, это общеобразовательная школа и детские сады. Во всем мире, и в Советском Союзе система дошкольного воспитания строилась вместе с общеобразовательной школой и профессионально-техническим образованием. Что касается детских садов, то это вообще на сегодня самое слабое место – их не хватает нигде.
 
Нужен хороший законопроект, с учетом всего происходящего. Вспомните закон об образовании 1992 года, он был полезным и интересным, он разбудил мысли, «развязал руки», подтолкнул к созданию разных школ и т.д. В целом это был полезный процесс.
 
Что касается идеи всенародного обсуждения – это надо обязательно делать. Но дело не в том, что обсуждается или не обсуждается – никто итогов не подводит. Должна быть обязательно какая-то группа, способная это делать, выносить всё наиболее полезное, обрабатывать критические замечания. Потом на основании этого вносить коррективы в тот проект, который предлагается.
 
Нужна ли реформа образования? Нужна, но кроме методологии и базовой теории должны были перечислены определенные организационные инновации  как фактор развития современного образования. Они должны быть собраны и в теоретических достижениях современной человеческой мысли, и в самой лучшей мировой практике. И тогда их можно рассматривать как фактор развития. Когда ЕГЭ шел в нашей области как эксперимент, я к этому относился хорошо. Но потом никто ничего толком не подвел, не показал, а сразу сказали: «Все, идем по ЕГЭ». И сейчас в университетских кругах считают, что от ЕГЭ больше вреда, чем пользы.
 
Задачи надо ставить по-другому в реформировании образования. Тут примером может служить Барак Обама, который в феврале 2009 года собрал национальную академию, выступил с докладом о том, что американское образование должно стать лучшим в мире. Считаю, что и у нас нужно ставить задачу, чтобы образование в России стало лучшим.
 
Похоронив систему профессионального технического образования и не передав никаких функций школе, сегодня страна осталась без высококвалифицированных кадров. Запущена вся система подготовки учителей – это факт. Педагогический труд – это состояние души человека, способного отдать себя делу обучения и воспитания. И без этого понимания мы дальше не двинемся.
 
В проекте закона «О полиции» сказано, что вся полиция будет финансироваться из федерального бюджета. Было бы хорошо, чтобы и образовательная школа финансировалась из федерального бюджета.
 
Главное, я считаю, гнаться за инфляцией и повышать зарплату  учителям, чтобы у молодых людей был стимул и большое желание учить детей. Только тогда в учителе будет душа, а не тень.

Участвовать в обсуждении