Список экспертов
  • Алаферовский Юрий

    заместитель председателя Новосибирского областного Совета депутатов
    Новосибирская область
  • Мансков Сергей

    начальник отдела по связям с общественностью АлтГУ
    Алтайский край
  • Халиуллина Зульфия

    специалист по информационным технологиям ОАО "Кузбасский технопарк"
    Кемеровская область
  • Бриних Валерий

    сопредседатель Совета Международного социально-экологического союза
    СФО
  • Соболев Виктор

    замдиректора департамента имущественных отношений администрации Омска
    Омская область
  • Ливанов Дмитрий

    министр образования и науки РФ
    В России
  • Юрченко Сергей

    депутат Алтайского краевого Законодательного собрания от КПРФ
    Алтайский край
  • Липатов Геннадий

    начальник департамента лесного комплекса Кемеровской области
    Кемеровская область
  • Метревели Зинаида

    зампредседателя комитета администрации Алтайского края
    Алтайский край
  • Игнатьев Геннадий

    глава департамента градостроительства мэрии Красноярска
    Красноярский край
Ващенко Сергей , начальник Главного финансового управления, заместитель губернатора Кемеровской области

Наилучшим вариантом для Кемеровской области является сохранение действующего порядка налогообложения транспортных средств


На сегодняшний день вопрос отмены транспортного налога обсуждается в связи с возможным созданием федерального и регионального целевых бюджетных фондов и разработкой механизма их финансирования.
 
Минтранс РФ предлагает закрепить за региональными дорожными фондами доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты с одновременным увеличением ставок акцизов на 3 рубля за 1 литр, налог на прибыль организаций по ставке 1,5%, иные налоговые и неналоговые источники. При этом  50% доходов от увеличения ставок акцизов предлагается зачислять в федеральный дорожный фонд. Для компенсации расходов владельцев транспортных средств от повышения акцизов на нефтепродукты предлагается отменить транспортный налог.
 
Считаем, что решение данного вопроса необходимо детально проработать, оценить социально-экономические последствия для налогоплательщиков, понять целесообразность предлагаемых изменений.
 
В настоящее время проводятся совещания и консультации между заинтересованными министерствами, ведомствами, администрациями российских регионов, общественными организациями. На наш взгляд, несмотря на некоторые преимущества предлагаемых изменений, отмена транспортного налога при резком росте ставок акцизов приведет к весьма негативным последствиям, как для большинства граждан, так и для региональных бюджетов.
 
Существенно увеличатся расходы большинства налогоплательщиков Кемеровской области, в том числе и льготных категорий – пассажирских предприятий, сельхозтоваропроизводителей, пенсионеров, инвалидов, за счет роста цен на бензин и отмены льгот по транспортному налогу.
 
При этом, возможности регионального бюджета по финансированию первоочередных расходов будут серьезно ограничены вследствие направления в региональный дорожный фонд доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и части налога на прибыль организаций.
 
Вместе с тем, транспортный налог является имущественным налогом и взимается с движимого имущества – транспортных средств (автомобилей, автобусов, грузового транспорта, мотоциклов и других транспортных средств). В случае его отмены возникнут значительные перекосы в налогообложении физических и юридических лиц – движимое имущество перестанет облагаться прямым налогом. Также не будут облагаться налогом транспортные средства, использующие в качестве топлива газ, электроэнергию и другие виды топлива.
 
Таким образом, судьба транспортного налога зависит от того, будет ли создана в РФ система дорожных фондов.
 
Между тем, поступления от транспортного налога в прошлом году составили почти 1,2 млрд рублей или 2% налоговых доходов областного бюджета, это достаточно существенная сумма. При этом, согласно действующему законодательству доходы бюджета нельзя увязывать с определенными расходами. В связи с этим, поступления от транспортного налога не носят целевого характера и за счет них финансируются общие расходы областного бюджета, в том числе социальные программы, заработная плата работников бюджетной сферы.
 
Наилучшим вариантом для Кемеровской области является сохранение действующего порядка налогообложения транспортных средств без изменения норматива отчислений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты.
 
В то же время, в случае создания системы дорожных фондов наиболее приемлемым вариантом для областного бюджета будет сохранение транспортного налога с учетом незначительного повышения ставок акцизов (на 1,5-2 рубля в течение трех лет). При этом, в целях компенсации расходов автовладельцев можно рассмотреть вопрос освобождения от уплаты транспортного налога легковых автомобилей с небольшой мощностью двигателя – до 100-150 лошадиных сил.
 
Создание системы целевых бюджетных дорожных фондов позволит увязать доходы от транспортного налога с расходами на дорожное хозяйство. Вместе с тем, для Кемеровской области закрепление транспортного налога за финансированием строительства, ремонта и содержания дорог экономически нецелесообразно. Объем средств областного бюджета, выделяемый на дорожное хозяйство, в прошлом году составил 3,1 млрд рублей, в 2010 году будет выделено 3,6 млрд рублей. Следовательно, поступления от транспортного налога не покрывают даже половины объема выделяемых средств.
 
По нашему мнению, коренным образом изменить объемы финансирования дорожного хозяйства в регионах возможно только в случае передачи дополнительных доходных источников из федерального бюджета.
 
На сегодняшний день каждый регион направляет на финансирование строительства, ремонта и содержания дорог денежные средства в объеме, отвечающем приоритетам региональной бюджетной политики. В Кемеровской области – это немалые средства, соответственно и уровень качества дорожного полотна области широко известен за ее пределами.

Участвовать в обсуждении