Учителя Сибири: по ту сторону розовых очков

Учителя Сибири: по ту сторону розовых очков

(05.10.2012 17:25) Взгляд на жизнь учителей за обещаниями и "воздушно-замковыми" проектами

Учителя всей России 5 октября отмечают свой профессиональный праздник. В этот день их поздравляют не только ученики и их родители, но и первые лица разных уровней власти – от района до Российской Федерации. Однако для очень многих представителей данной профессии именно эти поздравления звучат скорее как злая насмешка.

Кто он, учитель?

Не секрет, что профессия учителя в России – одна из самых наименее престижных и, соответственно, наименее популярных. Причем дело не в самом учительском труде, который, несомненно, важный и достойный, а в одном факте – они мало получают.

Довольно сложно сейчас найти ребенка, который скажет: "Хочу быть учителем". Ведь с самого детства они видят, в каких порой нищенских условиях вынуждены существовать их собственные школьные педагоги. А современные рано знакомящиеся с реальностью дети видят свое будущее современно иначе – с хорошей машиной, дорогим телефоном, модной одеждой.

И, тем не менее, педагогические университеты и институты каким-то образом каждый год набирают сотни студентов. Как отмечает преподаватель одного из педагогических вузов Сибири, молодые люди часто идут туда, когда не проходят в другие. Чтобы поступить "уж куда-нибудь". По его словам, почему-то бытует мнение, что в педвузы можно поступить, "не напрягаясь", что импонирует многим вчерашним школьникам.

А после вузов новоиспеченные педагоги разбредаются по всем возможным сферам деятельности: кто-то идет в торговлю, кто-то на госслужбу, кто-то в журналистику. И только единицы, видимо, самые храбрые и самые преданные профессии, идут в заветное место, где из наивных детей получаются образованные, имеющие собственное мнение граждане - в школу.

Копейка к рублю

Обычно "запала" вчерашних студентов хватает ненадолго. Где-то до первой зарплаты. Без педагогического стажа, без категории, с небольшим количеством часов молодые учителя получают сумму, ненамного превышающую прожиточный минимум.

Здесь нужно отдать властям должное – в регионах активно реализуется программа поддержки молодых учителей, по которой они получают "подъемные", однако единовременной выплаты надолго все равно не хватает.

Стоит отметить, что с завидной регулярностью федеральные власти заявляют о намерении повысить среднюю зарплату учителей до средней по экономике (более 20 тысяч рублей). Кстати, последний раз это обещание повторили как раз накануне Дня учителя – по сравнению с прошлым годом ничего нового в нем не оказалось.

И если простые учителя воспринимают это обещание как издевательства, то для чиновников все абсолютно нормально – ведь они действительно уверены, что педагог сейчас уж никак не может получать меньше 15 тысяч. Они просто доверяют данным статистиков, которые своими оптимистичными данными поражают даже самих учителей.

Школа по последнему слову

Еще одним острым вопросом в сфере среднего образования является оснащение школ. На это тоже выделяются деньги и из федерального, и из региональных бюджетов. Но их распределение вызывает очень много неудобных для чиновников вопросов.

В одном и том же городе может быть недавно построенная школа, оснащенная новыми компьютерами, интерактивными досками, большой библиотекой и бассейном, и школа, инфраструктура которой настолько стара, что коммунальщики опасаются включать там отопление или горячую воду.

Ситуация с сельскими школами, которых на широких просторах Сибири даже больше, чем городских, еще менее воодушевляющая. Конечно, на них тоже направляют средства. И они даже доходят, и маленькая школа в ветхом здании на 50 человек получает те же новенькие компьютеры. При этом в школе нет преподавателя информатики, на компьютерах обычно установлено пиратское программное обеспечение, из-за чего директор отчаянно боится, что об этом может кто-то узнать, и не приглашает специалиста для обслуживания техники. Доложит – засудят за нарушение авторских прав.

Те же школы, куда деньги не доходят, часто просто закрываются. Районным или сельским администрациям гораздо проще организовать автобус, который будет возить школьников в соседнее село, чем содержать целое здание с учителями, которым еще и платить надо, а денег на это традиционно нет.

Возможно, когда-нибудь деньги дойдут и до этих школ. Возможно, когда-нибудь учителя действительно начнут получать зарплаты, достойные их нелегкого труда. Эти проблемы сложились не за один день, и не за один день их предстоит решить. Главное – двигаться в нужном направлении. И тогда поздравления на День учителя будут, как и положено на праздник, приниматься с радостью.

Марина Петренко
 


Фото: doe.virginia.gov


Теги: образование календарь зарплата учителей

 

Близкие материалы по тегам:



Тоса
Поделиться информацией: