Детям до 16…

(12.09.2012 16:22) Новый закон "О защите детей" заставил СМИ столкнуться с некоторыми трудностями

Информация, которую российские дети получают из журналов, телевизора и интернета, уже несколько лет является предметом споров родителей, учителей, полиции, психологов и многих других категорий граждан. Это естественно: надо же найти причину того, почему с каждым годом растет детский алкоголизм, подростковая преступность и статистика самоубийств среди молодых людей.

Решение всех споров, по крайней мере как его позиционируют, нашли законодатели. В 2010 году депутатами Государственной думы РФ был принят Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Он вступил в силу почти два года спустя – 1 сентября 2012 года, но даже после этого дискуссии по нему не утихли. Что именно вызывает такое горячее обсуждение, выяснил портал "Сибинфо".

Вопрос возраста

Основой нового закона является классификация информации по возрастным категориям: "6+", "12+", "16+" и "18+". Все СМИ должны предупреждать родителей о присутствии информации, попадающей под возрастной ценз. То есть теперь, когда вы слушаете радио или смотрите телевизор, вам сообщают, что программу, например, не могут смотреть дети, не достигшие 18 лет.

При этом граждане собственными глазами видят, как на одном канале художественный фильм про войну маркируется "12+", а выпуск новостей "16+". И дело не в халатности сотрудников телекомпании, просто классифицировать материал по категориям бывает непросто.

Итак, если кратко, то дети до шести лет могут только узнать, что существует зло, но оно обязательно всегда побеждается добром. Дети до 12 смогут выяснить, что люди болеют и иногда умирают, хотя им и не совсем понятно, что это значит. Еще ребята узнают, что бывают нехорошие дяди и тети, которые совершают плохие поступки. Впрочем, это знание тоже весьма общее.

После 12 лет картина немного проясняется: нехорошие люди могут быть жестокими по отношению к другим, существуют сигареты, алкоголь и наркотики, но это гадость, и еще что-то там происходит между взрослыми мужчиной и женщиной. И только к 18 годам картинка в телевизоре больше похожа на реальную жизнь – там есть катастрофы, в которых гибнут люди (и да, это действительно плохо), плохие взрослые ругаются плохими словами, наркотики убивают молодежь и не только, а между мужчиной и женщиной действительно что-то есть.

На страже детской психики

В этой классификации есть два спорных момента. Первый – насколько адекватно составлена классификация информации. Второе – действительно ли дети не получат доступ к информации, не предназначенной для их возраста.

Если говорить о первом вопросе, эксперты, а в особенности психологи, очень сомневаются, что, например, дети до 18 лет должны думать, что в смерти нет ничего плохого.

Исследования доказали, что дети, которых родители ограждали от боли утраты близкого человека, от темы смерти вообще, гораздо более склонны к совершению самоубийства. Они просто не способны понять, что смерть не является способом избавиться от неприятностей, уйти от проблем.

При этом стоит отметить, что, по словам разработчиков и сторонников закона, именно профилактика детских и подростковых суицидов стала причиной введения данных ограничений.

Похожая ситуация с ограждением ребенка от информации о жестокости. После вступления в силу закона любая новостная программа или лента информагентств маркируется минимум "16+". Таким образом, в возрасте 12-14 лет, когда человек формирует представление об окружающем мире и своем в нем месте, от информации об этом мире он оказывается отрезан.

Лучше ли будет, если к совершеннолетию подойдут наивные ребята, плохо представляющие, что произойдет, если пойти с подозрительным незнакомцем, открыть дверь постороннему, выбежать на дорогу на красный свет. И это не говоря о более глобальных навыках, которые необходимы, чтобы выжить.

Проблема контроля

С другой стороны, несколько наивными выглядят взрослые, которые верят, что, увидев маркировку "18+", 15-летний подросток убежит от журнала, как черт от ладана. Недаром уже успела войти в обиход шутка, что маркировка нужна, чтобы показать, что смотреть, читать и слушать интереснее.

Получается, что исполнение закона "на местах" будет зависеть исключительно от бдительности родителей. Но если они действительно хотели ограждать своих детей от "вредной" информации, они это делали и до нового закона.

Исключение из правил

Пожалуй, еще немаловажной особенностью закона является то, что он не распространяется на информационную продукцию, имеющую "значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества". К ней, кстати, относятся, например, фильмы, получившие награды на различных кинофестивалях.

А значит, даже ребенок, если взрослые не воспрепятствуют, сможет посмотреть такие неоднозначные ленты, как "Пьета" южнокорейского режиссера Ким Ки Дука (главный приз венецианского кинофестиваля – 2012), "Красота по-американски" Сэма Мендеса (пять премий "Оскар", в том числе награда за лучший фильм 1999 года) или "Горбатая гора" Энга Ли ("Золотой лев" Венецианского кинофестиваля – 2005, четыре "Золотых глобуса", три премии "Оскар").

Для того чтобы узнать, изменит ли закон жизни детей, для защиты которых он был разработан, понадобится не один год. Эксперты продолжают надеяться, что практическое применение новых норм позволит более четко проработать как классификацию информации, так и механизм исполнения закона. В конце концов, адекватные законы "из практики" у российских властей получаются лучше, чем "из идей".

Марина Петренко
 


Фото: kakprosto.ru


Теги: права ребенка сми телевидение культура

 

Близкие материалы по тегам:



Тоса
Поделиться информацией: