(12.09.2012 16:18)
Церковь и религия оказывают Путину основательное содействие – помогают изобразить борьбу с коррупцией и за честные выборы как борьбу "нечестивых иноземцев" со "Святой Русью", утверждает на страницах The Newsweek телепродюсер и автор документальных книг Петр Померанцев.
"Враги Святой Руси повсюду, мы должны защитить святыни от либералов и их сатанинской идеологии", – сказал в интервью автору Иван Остраковский, лидер православных "дружинников". "Еще несколько лет назад Остраковский и его дружинники казались в России курьезными маргиналами. Они сжигали книги о Гарри Поттере, протестуя против "колдовства". Но теперь, когда обозначается стиль третьего президентского срока Путина, громилы с нательными крестами полностью совпадают с идеологией, исходящей из Кремля и от иерархов РПЦ", – говорится в статье. Процесс Pussy Riot был "подарком судьбы Кремлю, который старается подогревать националистический пыл", добавляет автор.
Православная церковь с самого Крещения Руси в 988 году играет центральную роль в национальной идентичности русских, говорится в статье. "Со временем в России сформировалось крайне подозрительное отношение к христианским традициям и политическим системам Западной Европы", – утверждает автор. Советская власть казнила священников и разрушала церкви, но продолжала пользоваться религиозными парадигмами. "Иконы" партийных руководителей носили на парадах Красной Армии, имелись истории о "мучениках"-пионерах и кредо Маркса, Энгельса и Ленина – социалистической "Святой Троицы", – добавляет Померанцев. Сама же РПЦ находилась под строгим надзором спецслужб.
А какова ситуация сегодня? "Хотя среди правых радикалов растет популярность православных лозунгов, никак нельзя утверждать, будто Россия охвачена религиозной революцией в иранском стиле. Но религия остается одним из ярких признаков русской национальной идентичности", – пишет автор.
По его мнению, Кремль возрождает формулу "Православие, самодержавие, народность".
Идея "Третьего Рима", подкрепленная советским культом личности и "всепроникающей тюремной субкультурой, славящей сильного лидера" (выражение автора) – основа убеждения, что идеальный лидер России – это Божий избранник-самодержец.
Со своей стороны, московский священник Алексей Уминский заявляет, что чрезмерное сближение с государством – трагедия для церкви. "Мы на распутье: либо церковь встанет на сторону совести, либо ее обвинят во всех недостатках Кремля. Но для этого нам необходимо отбросить все иллюзии: "Третий Рим", мечты о православной сверхдержаве", – говорит Уминский. "Подобные голоса, как правило, заглушаются прокремлевской фракцией патриархата", – комментирует Померанцев.
Автор подытоживает: "Несмотря на риторику православных сторонников Путина – иногда пугающую, часто крикливую – новая инкарнация путинского режима похожа не столько на продуманную программу, сколько на карнавал, где шпионы наряжаются в рясы, а громилы украшают себя распятиями, выкрикивая обрывки средневековых богословских трактатов и советских конспирологических теорий с припевами из песен в стиле "фолк-металл". Архиепископ Георгий Митрофанов так объяснил этот феномен в интервью российскому журналу: "В XX веке мы потеряли столько честных людей, что создали общество, где имитация и ролевые игры – норма".
Источник: InoPressa
фото: drakula.org
Близкие материалы по тегам: