Вина за крушение самолета Як-42 под Ярославлем возложена на летчиков

(03.11.2011 12:11)

Расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по факту крушения самолета Як-42, в котором погибла хоккейная команда "Локомотив", официально завершено, сообщают "Вести 24". Причиной катастрофы названы ошибочные действия пилотов.
 
МАК обнародовал итоги расследования катастрофы, произошедшей 7 сентября под Ярославлем. Главный вывод комиссии – пилоты перепутали педали и при взлете нажали на тормоз, из-за чего самолет не смог набрать скорость. При этом один из летчиков страдал тяжелым неврологическим заболеванием.
 
В крови второго пилота Игоря Жевелова обнаружен психоактивный лекарственный препарат – фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему. Он использовался для лечения нейропатического синдрома, который выражается в потере чувствительности рук и ног. Как оказалось, синдром был диагностирован у Жевелова еще в 2000 году.
 
"Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний второго пилота запрещено российским авиационным законодательством, а также руководством по авиационной медицине Международной организации гражданской авиации", - пояснил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов.
 
Комиссия не исключает, что именно воздействие лекарств не позволило второму пилоту действовать адекватно в складывающейся обстановке. Согласно ее заключению, непосредственной причиной катастрофы самолета Як-42 явились "ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса и неправильном положении ног на педалях в процессе взлета".
 
Комиссия МАК также ответила, почему во время разгона пилоты тормозили. Оба они большую часть своей карьеры отлетали на Як-40. Эти машины для местных авиалиний оснащались спаренными педалями с так называемыми подпятниками. Давишь носком – работает тормоз, давишь сводом стопы – работает руль направления, поворачивая самолет влево-вправо.
 
За несколько тысяч часов налета на малых "Яках" и Жевелов, и Соломенцев отработали эти движения до автоматизма. Пересев на Як-42, они по привычке держали ногу на педали и тормозили взлет лайнера. Летчики Летно-испытательного института имени Громова семь раз пытались точно так же оторвать самолет от полосы. Результаты их эксперимента подтверждают выводы экспертов.
 
"При наличии тормозного момента пикирующий момент не позволяет установить взлетное положение самолета, несмотря на то, что все остальные параметры соответствуют тому, чтобы самолет поднялся", - рассказал Василий Севастьянов, лётчик-испытатель первого класса ОКБ имени Яковлева.
 
"Возможно, педаль обжимали оба пилота. Выяснить это невозможно", - заметил председатель техкомиссии.
 
Комиссия находит только одно объяснение такому поведению – в авиакомпании "Як-Сервис", которой и принадлежал разбившийся борт, переподготовкой пилотов почти не занимались. "Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами. Это не способствовало развитию у экипажа устойчивых навыков в пилотировании и управлении типом самолета Як-42", - констатировал Алексей Морозов.
 
Командир также ошибся, определяя скорость принятия решения. Переднюю стойку шасси почти полностью загруженного лайнера следовало отрывать от полосы на скорости 210 километров в час, а не 190, как определил Соломенцев. Он вырулил на взлетку не в ее начале, а через триста с лишним метров. Вместо того чтобы прервать взлет, Соломенцев начинает тянуть на себя штурвал с усилием в 70 килограммов, и в то же время оба так же усиленно давят на тормоз. Самолет все-таки оторвался, но сразу же врезался в мачту посадочного маяка. Однако это столкновение, как считает комиссия, не явилось основной причиной гибели 44 человек.
 
Межгосударственный авиационный комитет разрабатывает целый перечень рекомендаций для авиакомпаний и наземных служб. Среди прочих мер МАК предлагает создать информационную базу, в которую бы вошли данные о персонале, имеющем недостаточную для выполнения полетов квалификацию.

Фото: inotv.rt.com




Тоса
Поделиться информацией: