Бибилиотека Кадырова

Есть мнение
Тишков Валерий, директор Института этнологии и антропологии РАН
  Существуют разные формы идентичности, которые отнюдь не исключают друг друга. Три основные - по государству, по национальности, по региону. Скажем, сибиряк - это региональная идентификация. Можно ощущать себя сибиряком, уральцем, москвичом и в то же время быть россиянином, русским, татарином или армянином. Принцип "или - или" - ты можешь быть только русским или только сибиряком - здесь неприемлем. Список народов России очень подвижен. Но просто так, из ничего, сконструировать нацию невозможно. Люди должны почувствовать групповую принадлежность, в основе должен быть культурный материал. "Верхушечные" процедуры лишь помогают оформить национальную идентичность.  

Читать всё

Появление нации "сибиряки" может спровоцировать распад России – эксперты

(10.05.2011 10:04)

 Жители Сибири хотят для себя новую нацию, поскольку осознают свою нерусскую идентичность, считают некоторые активисты, которые пока проявили себя в Сети, да в призывах во время переписи 2010 года указывать о себе национальность "сибиряк".

 По всей вероятности, желающих оказалось немало. "В РФ появится новая национальность "сибиряк", - считает глава Росстата. Информация об этом появилась в СМИ текущей весной. Однако  позднее последовало уточнение, что выводы делать преждевременно и что никаких новых наций выделять не планируется, а для сибирских активистов есть графа "другие национальности".
 
"Россия, по ряду признаков, входит в стадию цивилизационного заката", - считает политолог Станислав Белковский. Один из таких симптомов - пробуждение новых национальных идентичностей, из которых впоследствии начнут расти протогосударства. Впрочем, уточняет политолог, распад не является неизбежным. Но спасение страны потребует титанических усилий. На повестке дня - вопрос о переучреждении государства, преобразовании его либо в империю с конституционным монархом во главе, либо в национальное государство русских, пишет в понедельник журнал "Итоги".
 
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отмечает, что, вопреки распространенному мнению, не Кавказ сегодня является самой проблемной точкой России. "Если мы предположим самый печальный сценарий - распад России, - то Кавказ уйдет последним", - считает эксперт. Куда большую опасность, считает он, представляет русская периферия: Калининград, Сибирь, Дальний Восток. Население там со все большим раздражением относится к "московскому вмешательству" в их дела, констатирует Малашенко. "Это не значит, что завтра они убегут", - поясняет эксперт. Но укреплению единства страны такие настроения явно не способствуют.
 
Впрочем, отмечает издание, скепсис пока присущ меньшинству в экспертном сообществе. Ряд специалистов предполагают, что Россия, напротив, становится все дружнее и сильнее. Только вот идеи "сибирской" нации и подобные ей не очень сочетаются с мнением последних.
 
В отсутствии внятно сформулированной национальной политики Москва с опаской и одновременно с пиететом относится к народностям и целым регионам, склонным к сепаратизму. И укрепление "семьи народов" в итоге сводится к щедрым финансовым привилегиям. Отсюда и соблазн: а не попугать ли и нам федеральный центр сепаратизмом? В случае с сибиряками, под ногами у которых практически все богатство страны, такая тактика могла бы быть весьма эффективной, замечает журнал. Проблему усугубляет то, что Москва перекрыла практически все каналы обратной связи с регионами. Государство, будучи по Конституции федеративным, по сути  давно является унитарным.
 
И все же в случае с сибиряками, по мнению директора Института этнологии и антропологии РАН академика Валерия Тишкова, речь не идет о создании новой нации. "Сибиряк" – это региональная идентификация. Большинство жителей макрорегиона считают себя и сибиряками, и русскими одновременно.

 




ЗКПД
Поделиться информацией: