Бензиновый кризис не спешит уходить из Сибири
(20.05.2011 10:09)
Топливный кризис с дефицитом бензина на АЗС и скачками цен на него начался в Сибири в конце апреля, но, несмотря на предпринимаемые меры, в Сибири он и задержался - цена за литр бензина впервые за всю истории Российского государства преодолела психологически важный рубеж - 50 рублей. Пока, к счастью, только в Туве, пишет в пятницу Drom.ru.
Начался кризис в конце апреля в
Алтайском крае, где вдруг начали образовываться очереди на автозаправочных станциях, а сами АЗС лимитировали отпуск бензина. Затем волна кризиса охватила практически все регионы Сибирского федерального округа. В
Новосибирске и
Красноярске то и дело росли, падали и снова росли цены. Все это подогревалось слухами о скором дефиците топлива. В
Томске ряд автобусов не вышли на линию, потому что не могли заправиться.
К началу мая страсти, казалось бы, поутихли, и топливные проблемы в той или иной степени сохранялись лишь в Восточной Сибири. И вот в середине месяца, когда меры федерального правительства по насыщению топливом внутреннего рынка уже должны были возыметь свой эффект, Тува буквально шокировала всю страну. Здесь самый что ни на есть кошмар автовладельца стал явью: бензин стали отпускать по талонам, а цены на него взлетели до 50 рублей за литр.
Но если цены на бензин в других регионах пока еще значительно ниже тувинских, то в целом ситуация с бензином в России и, в том числе, в Сибири не радует, отмечают эксперты. Специалисты говорят о нехватке нефтеперерабатывающих мощностей в России, а также об огрехах в прежней административной политике властей по рынку бензина. А бензин продолжает дорожать.
По мнению россиян, во всем виновато правительство и нефтяные компании. Стоимость топлива зависит в основном от политики нефтеперерабатывающих компаний, уверены 73% россиян. Свидетельствует опрос ВЦИОМ. Значительно меньше тех, кто думает, что цена не бензин определяется ситуацией на нефтяном рынке (17%). В то же время ответственность за рост цен на бензин, по мнению большинства россиян, несет как правительство (40%), так и нефтяные компании (37%).
Между тем сами владельцы независимых АЗС, например, в Новосибирске, говорят об огромных убытках и о неминуемом банкротстве. Спасаются только вертикально интегрированные компании, которые компенсируют убытки экспортом. А независимым участникам компенсировать нечем.
Не лучше ситуация и у независимых продавцов в Омске, Томске, Иркутске. В Бурятии местное подразделение "Роснефти" прикрыло независимым АЗС все привычные каналы оптовой продажи бензина, что приведет владельцев частных АЗС к неминуемому разорению. Сибирским автовладельцам остается лишь надеяться на то, что ситуация, которая сложилась в Туве, не станет нормой и для других сибирских регионов.