Алексей Козьмин: "Ставку нужно делать на сибирские города"
7 октября 2009 14:00
Алексей Козьмин – президент Фонда регионального развития Иркутской области – как эксперт в сфере стратегического планирования известен далеко за пределами своего «родного» региона. Он принимал участие в работах по стратегическому планированию не только в Иркутске, но также в Кирове, Красноярске, Нефтеюганске. Входит в состав Рабочей группы по доработке проекта Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года, созданной при Министерстве регионального развития РФ.
Родился Алексей Павлович Козьмин в Иркутске 7 мая 1971 года.
В 1990 году поступил в Иркутский политехнический институт на факультет кибернетики, специальность "Автоматизированные системы управления".
Разработанная им программа АСУ "Служба организации пассажирских перевозок" использовалась в Иркутском аэропорту до самого последнего времени. Закончил Иркутскую государственную экономическую академию по специальности "Информационные системы в экономике" и Президентскую программу по подготовке управленческих кадров по специализации "Менеджмент". В 1993 году основал собственный бизнес – предприятие по производству и распространению аудио- и видеопродукции.
Переломный этап в его карьере наступил в 1999 году, когда Алексей стал абсолютным победителем суперфинала Всероссийского конкурса "Золотой кадровый резерв". Уже в июне 2000 года Алексей Козьмин был избран депутатом Законодательного собрания Иркутской области по Черемховскому районному избирательному округу, где возглавлял завод "Востсибэлемент" (город Свирск). Кстати, во многом благодаря именно работе молодого генерального директора завод удалось вывести из кризиса и сделать вполне преуспевающим предприятием.
Алексей Козьмин вскоре зарекомендовал себя не только как талантливый топ-менеджер, но и как преуспевающий политик, защитник интересов малого бизнеса.
На следующих выборах в региональный парламент Козьмин доказал, что по-прежнему пользуется доверием избирателей: с октября 2004 по октябрь 2008 года он вновь депутат Законодательного собрания Иркутской области, член комитета по собственности и экономической политике. Кроме того, будучи в составе соответствующей депутатской группы, он вплотную начал заниматься вопросами регионального развития.
С 2000 года Алексей Козьмин входил в состав областного политсовета Союза Правых Сил, с февраля 2004 по март 2007 года был председателем Иркутского регионального отделения партии. В 2008 году возглавил созданное в Иркутской области РО партии «ПРАВОЕ ДЕЛО».
В 2006 году вновь созданное Министерство регионального развития России принимает решение о необходимости разработки в каждом регионе страны собственной Стратегии развития на долгосрочную перспективу. В Иркутской области создан Фонд регионального развития региона, который Козьмин и возглавил в качестве президента.
Сегодня суть стратегического развития Алексей Козьмин может описать двумя точными предложениями.
«Государство должно для себя определять экономические приоритеты и в зависимости от них вкладывать деньги в развитие инфраструктуры. Соответственно, за счет развития экономики повышать доходную базу бюджета и тратить ее на социальные расходы, при этом не забывая их оптимизировать. Вот и все», - резюмирует Алексей Козьмин.
Самым крупным проектом Фонда стала разработка в 2007 году Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года. В 2009 году работа над документом продолжилась. Под руководством правительства региона участие в ней принимал не только ФРРИО, но и научная элита, и прогрессивная общественность Иркутской области. Серьезных коррективов в Стратегии потребовала изменившаяся экономическая ситуация. Но основные приоритеты остались неизменными: это создание комфортной среды проживания и приближение качества жизни населения к уровню развитых стран.
Но стратегическое видение Алексея Козьмина не ограничивается одной лишь родной областью.
«В настоящее время Сибирь и Дальний Восток сталкиваются с несколькими серьезными проблемами, – говорит он. – С одной стороны, они ни для кого секретом не являются, но никто пока не предложил внятного решения. Проблемы эти стратегические. Первая из них – это отток населения из Сибири и Дальнего Востока, который продолжается начиная с 1990 года. На сегодня уже потеряна достаточно большая часть наиболее перспективного и качественного населения».
Последствия этого могут быть только негативные: во-первых, обостряется проблема наличия качественных трудовых ресурсов. Во-вторых, возникает большое количество малочисленных населенных пунктов, в которых сохраняются построенные в советский период учреждения социальной сферы – и их надо содержать.
«Эта проблема, – рассуждает эксперт, – может быть, еще не является горящей. Но лет через 5 она будет крайне актуальна, и ее все равно придется решать».
Вторая проблема – вопрос качества и уровня жизни населения Сибири и Дальнего Востока. Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин неоднократно заявлял о том, что доходы и качество жизни людей в Сибири значительно ниже, чем в западных регионах России. По его мнению, поскольку именно здесь находятся основные ресурсы, за счет которых формируется бюджет страны, необходимо повышать уровень доходов людей, живущих и работающих на этой территории, хотя бы до уровня доходов населения остальной части РФ.
«Эта проблема, естественно, влияет на отток населения, – поясняет президент ФРРИО. – Но есть и другой, не менее важный аспект: все сибиряки прекрасно понимают, что страна живет на ресурсах, которые находятся за Уралом. При этом все «выкачивается», а деньги сюда не возвращаются. Возникает некоторое глухое недовольство. А это вообще очень опасная вещь с политической точки зрения, потому что появляются разного рода сепаратистские настроения. Пока в стране существует относительное финансовое благополучие, напряженность ситуации более или менее удается снимать. Но как только у государства возникают проблемы, эти настроения выплескиваются наружу и возникает реальная стратегическая угроза территориальной целостности».
В настоящее время, когда влияние экономического кризиса еще достаточно сильно, все будет зависеть от его протекания. Пока, считает эксперт, с учетом максимального использования разных резервных фондов, правительству удается сглаживать острые углы. Но полностью решить проблему можно, только если доходы населения Сибири будут сопоставимы с той реальной добавленной стоимостью, которую сибиряки создают для страны.
«Тогда, когда чувство справедливости будет удовлетворено, все эти разговоры о самостоятельной Сибири прекратятся, – уверен Козьмин, – потому что она и так по факту будет самостоятельной».
Третья проблема также имеет стратегический характер. Это вопрос дальнейшего развития Сибири и Дальнего Востока. По мнению Алексея Козьмина, документ, разработкой которого занималось Министерство регионального развития России, не отвечает ни на один из существующих актуальных вопросов, затронутых выше. Он основан в основном на сырьевых проектах, которые были заявлены крупными корпорациями. Наиболее громкие и известные из них, это «Нижнее Приангарье», «Корпорация развития Забайкалья», «Южно-Якутский территориально-промышленный комплекс».
Однако сейчас эти проекты по причине изменения объективной экономической ситуации либо остановлены, либо не начаты в срок, либо графики их финансирования существенно сдвинуты. По мнению эксперта, реализация этих проектов будет отодвинута как минимум на пять лет.
«Возникает вопрос, – говорит Козьмин, – при том, что проблемы, о которых я говорил, не решаются, что мы делаем в течение этих 5 лет и на что мы вообще делаем ставку? Акцент надо сместить на развитие городов». В Сибири еще остались крупные города, утверждает глава ФФРИО.
«Пока они теряют население, но этим процессом можно управлять, если вкладывать в них средства, – утверждает он. – Мне кажется, что государство должно сейчас финансировать в первую очередь не корпоративные проекты (хотя и так этот процесс свернут), но инфраструктуру городов. Это позволит создать опережающий рост качества жизни в городах Сибири и Дальнего Востока. Более того, я думаю, что это единственный способ сохранить здесь квалифицированное активное население. И, конечно, нужна относительно большая самостоятельность и учет интересов Сибири и Дальнего Востока в общегосударственной политике».