Виктор Степанов : "Конкурентоспособную экономику без образования создать невозможно, причем в процветающем государстве комфортно должно быть как государственному, так и негосударственному образовательным секторам"
30 июля 2010 17:27
Ректор Алтайского экономико-юридического института, член-корреспондент Международной кадровой академии, профессор, кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член Российского Союза ректоров, член совета ректоров Алтайского края и Республики Алтай.
Родился 3 января 1956 г. в селе Белое Троицкого района Алтайского края. В 1981 году окончил исторический факультет Алтайского государственного университета. После окончания университета работал в Центре профориентации территориального управления "Главалтайстрой", в Алтайской краевой организации общества "Знание".
В 1993 году им создан первый в Алтайском крае негосударственный вуз, с 1995 года ректором которого он становится. В 1994 году В.И. Степанов создал первый в России негосударственный научно-образовательный комплекс на базе школ № 14, 25 и 112 г. Барнаула.
В 1996 году им защищена диссертация "Теоретико-методологические и организационно-педагогические основания негосударственного образовательного учреждения" – первая в России по проблеме негосударственных образовательных учреждений. Материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конгрессах и конференциях; отдельные положения диссертации обсуждались в рабочей группе по разработке Концепции развития негосударственного сектора системы образования в России, проекта Федерального закона "О негосударственном секторе системы образования Российской Федерации".
В.И. Степанов активно занимается научной работой, является автором более 160 научных работ, автором и соавтором монографий "Проблемы негосударственного образования в России" (1995 г.), "Проблемы становления и развития негосударственного сектора высшего образования в России" (2004 г.), "История становления и развития органов предварительного следствия в России" (2006 г.), "Организационно-педагогические основания становления и развития негосударственного сектора высшего образования в России, странах СНГ и Балтии" (2009 г.), учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов: "Теория бухгалтерского учета" (2007 г.), "Социология управления" (2007 г.), "Теория организации" (2008 г.), "Экономико-математическое моделирование" (2009 г.) (Гриф УМО), "Бухгалтерское дело: принципы организации" (2009 г.), "Теория вероятностей" (2009 г.), научным редактором учебно-методического пособия "Бухгалтерский учет и налогообложение в условиях договорных отношений", его большая статья "Взаимодействие государственных и негосударственных вузов: проблемы, тенденции, перспективы развития и совершенствования" опубликована в N 1(5) март 1999 Вестнике Сибирского отделения Академии наук высшей школы, статья В.И. Степанова на тему: "Роль дисциплин "Информатика" и "Правовая информатика" в развитии правовой информатизации общества" опубликована в "Вестнике Томского государственного педагогического университета" Серия: гуманитарные науки. (юриспруденция) Выпуск 11 (62).Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. Им проведено шесть научно-теоретических конференций "Образование и наука в третьем тысячелетии", к которым изданы семь частей сборников материалов и 5 сборников научных трудов.
В.И. Степанов является членом Исполнительного комитета попечительского совета Российской ассоциации негосударственных образовательных учреждений, сопредседателем Общероссийского общественного движения "Образование - будущее России", председателем его Алтайского отделения; принимал участие в парламентских слушаниях, посвященных вопросам реформирования образования, работе первой сессии Российского образовательного парламента, разработке Национальной доктрины развития образования.
Награжден медалью К.Д. Ушинского.
Создание нового, тем более внебюджетного высшего образовательного учреждения, несомненно, смогло осуществиться в новой социально-экономической, политической и социокультурной среде. Радикальные преобразования в экономической сфере связаны с переходом страны от плановой экономики к рыночной, в политической - от тоталитаризма к демократии, в правовой сфере - к созданию правового государства, что привело в конечном счете к порождению такого рода образовательных запросов в таких видах и формах, в таком количестве и качестве, удовлетворить которые с достаточной эффективностью сложившийся государственный сектор образования был не в состоянии.
Поскольку я в качестве ректора такого учреждения за семнадцать лет прошел все стадии становления и реформирования негосударственного вуза, анализ и обобщение этого опыта представляется полезным. Вопрос о создании Алтайского экономико-юридического института встал еще в 1992 году. Прежде всего необходимо было определить миссию, цели и задачи института.
Приоритетными целями стали расширение возможностей реализации конституционного права на образование и содействие эффективному управлению экономическими и социальными процессами. Были поставлены задачи не просто подготовки специалистов по направлениям "Экономика", "Юриспруденция", менеджеров по специальности "Государственное и муниципальное управление", но и внедрения инновационных технологий обучения. Институт планировал осуществление научных исследований, подготовку проектов законов, иных нормативных актов по заказам и по своей инициативе; проведение экспертизы юридических документов и проектов нормативных актов; представительство в арбитражных и судебных процессах, в том числе по уголовным делам; консультации граждан и хозяйствующих субъектов; издательскую деятельность.
Выполняя п. 4 Постановления Администрации Алтайского края от 28.02.1992 г. 65, не имея ни денег, ни помещений, ни преподавателей, нами было создано первое на Алтае негосударственное высшее учебное заведение.
Однако сразу создать на Алтае негосударственный экономико-юридический вуз не удалось в силу целого ряда объективных причин. Мы вынуждены были пойти другим путем. В октябре 1992 года было создано представительство Томского высшего экономико-юридического колледжа на Алтае, в задачи которого входило на первом этапе - реклама одного из первых в России муниципально-частных высших учебных заведений, проведение консультаций с потенциальными абитуриентами об условиях приема и технологии обучения в этом вузе, направление для обучения в г. Томск.
Дело было для Алтайского края новым, да и оплата за обучение одного студента в течение года составила сто минимальных заработных плат (90 тыс. неденоминированных рублей), тогда казалась для жителей Алтая чрезвычайно высокой. Только широкая рекламная деятельность позволила в конечном счете вновь вернуться к постановке вопроса о создании относительно самостоятельного негосударственного подразделения вуза.
Восемь месяцев инициаторы комплектовали первую группу. 1 июля 1993 г. начала занятия первая группа. За первые шесть месяцев учебы сменили шесть помещений. Бывали дни, когда студент начинал занятия в одном здании, затем переезжал в другое, а заканчивал в третьем. Сложным оказался процесс начальной стадии формирования некоммерческого вуза. Попытки отдельных студентов проявить себя "вхождением" в аудиторию когда заблагорассудится и уходом с занятий "когда вздумается", замена студентами высококвалифицированных, но требовательных преподавателей подвела к развалу подразделения, к снижению его репутации. Пришлось оперативно наводить дисциплинарный порядок. Были приняты единые требования к студентам. Была пересмотрена рейтинговая система оценки знаний студентов. Почти по каждому предмету преподаватели подготовили методические пособия, которые были оперативно изданы. Результаты не замедлили сказаться: если в 1993 году мы были рады каждому желающему, то в 1994 году будущий студент начинал писать заявление только после часового собеседования с ним руководителя подразделения.
Как известно, с вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации подразделение должно быть преобразовано либо в филиал, либо в самостоятельное учебное заведение. Мы предпочли второй путь, имея, в частности, в виду, что будучи самостоятельным вузом, вместо отчисления 15% денежных средств, поступивших в качестве платы за обучение, в Томский высший экономико-юридический колледж, смогли бы сохранить в крае более 200 миллионов неденоминированных рублей ежегодно.
20 марта 1995 года сдали документы для получения своей лицензии в Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Там нам заявили, что мы должны еще предоставить решение Совета ректоров вузов Алтая о преобразовании подразделения в самостоятельный вуз. Хотя этого требования не было ни в Законе "Об образовании", ни в Положении о лицензировании, рекомендацию от Совета ректоров мы получили. Потом нам сказали, что нужно согласование Министерства юстиции. Такое согласование, подписанное заместителем начальника управления учебными заведениями Минюста России было получено. Затем от нас потребовали согласование, подписанное лично В.А. Ковалевым. И, наконец, мы получили ответ за подписью заместителя министра юстиции Т.Н. Радько, что за недостаточными основаниями Минюст согласование на открытие направления "юриспруденция" давать не будет. Мы попытались записаться на прием к министру юстиции В.А. Ковалеву, но его первый помощник В.Д. Сысоев нам ответил, что этими вопросами в Минюсте занимается Т.Н. Радько, который потребовал от нас провести дополнительную работу по улучшению материальной базы, качественного состава преподавателей.
Такую работу мы провели, представив в Минюст соответствующие документы и получили ответ, подписанный заместителем министра юстиции, государственным советником юстиции 1-го класса Т.Н. Радько, что "Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело дополнительные материалы Алтайского высшего экономико-юридического колледжа и сообщает, что не возражает против открытия в нем специальности "Юриспруденция" со сроком обучения четыре года. Все дальнейшие действия по согласованию Вам необходимо решать через Госкомвуз Российской Федерации". Мы обратились с этим документом в Управление лицензирования, где нам ответили, что вопрос по согласованию решает лично министр юстиции В.А. Ковалев. Только вмешательство депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации З.И. Воронцовой, Н.П. Даниловой, руководителя Департамента науки, образования Правительства РФ М.П. Кирпичникова позволило провести лицензионную экспертизу и получить долгожданную лицензию на право образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по направлению "Юриспруденция".
Это позволило вновь вернуться к постановке вопроса о создании самостоятельного негосударственного высшего образовательного учреждения.
Алтайский экономико-юридический институт уже трижды прошел государственную аккредитацию. 11 февраля 2010 года аккредитационной коллегией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки подтвержден государственный аккредитационный статус Алтайского экономико-юридического института по типу "образовательное учреждение высшего профессионального образования" и виду "институт".
Институт постоянно развивается: создаются новые кафедры, постоянно идет работа по совершенствованию учебного процесса. Институт является владельцем одной из самых богатых в Сибири библиотек профильной литературы (более 56 тысяч единиц хранения), имеет отлично оснащенные аудитории, кабинеты информатики, которые подключены к глобальной сети Internet, учебную криминалистическую и фотолабораторию, издательство, юридическую клинику.
Вуз в настоящее время внедряет инновационные направления на всех этапах обучения в вузе. Примером является использование информационных технологий и мультимедиа оборудования для проведения лекционных курсов и контрольных точек в период семестра.
АЭЮИ в течение последних лет принимает активное участие в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования, где студенты показывают высокие результаты. В вузе проходит первый этап Всероссийской студенческой интернет-олимпиады по математике, в котором принимают участие 257 вузов Российской Федерации. Студенты АЭЮИ в 2010 г. приняли участие во Всероссийской студенческой интернет-олимпиаде по математике и набрали 95 баллов из 107 возможных.
Институт в 1999 г. выступил инициатором проведения серии конференций, цель которых - объединение усилий специалистов и студентов, заинтересованных в развитии науки и высшего образования.
Нововведением в вузе является введение курса инновационного менеджмента в рамках учебного плана на экономическом факультете. Для студентов юридического факультета данный курс является факультативным, где особо уделяется внимание вопросам защиты авторского права и патентной деятельности.
Несколько инновационных работ выпускников Алтайского экономико-юридического института были рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе научных студенческих работ, на открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации, а также на конкурс 2009 года по соисканию медалей РАН и премий для студентов высших учебных заведений России.
В течение многих лет успешно занимаюсь научной работой. Диссертация "Теоретико-методологические и организационно-педагогические основания негосударственного образовательного учреждения" стала первой в России диссертацией по проблеме негосударственных образовательных учреждений. Материалы и результаты исследований докладывались и обсуждались на международных конгрессах и конференциях,. обсуждались в рабочей группе по разработке Концепции развития негосударственного сектора системы образования в России, проекта Федерального закона "О негосударственном секторе системы образования Российской Федерации" посредством публикации монографий, статей, тезисов, выступлений по проблемам исследования в средствах массовой информации международного, общероссийского и регионального уровней с 1993-2010 годах.
Многие экономисты делают ставку на инновационный сектор, как на один из наиболее эффективных путей выхода из кризиса. Конкурентоспособную экономику без образования создать невозможно, причем в процветающем государстве комфортно должно быть как государственному, так и негосударственному образовательным секторам.
Такого нет нигде в мире, - в стране, где 85 процентов ВВП производится в не государственном секторе экономики, негосударственные высшие учебные заведения находятся вне ресурсной поддержки государства. Равнодоступность различных секторов к государственным ресурсам является основополагающим фактором развития страны. Наше правительство не решается менять закостенелые стереотипы. А ведь мы живём в развивающемся мире, и сложно не заметить реальных достижений негосударственного сектора, в частности негосударственных вузов.
У некоторых из них есть собственные лаборатории и инновационные парки, где ученые находят гениальные научные решения.
Поддерживать нужно тех, кто производит наиболее конкурентоспособную продукцию. Поэтому конкурсная основа необходима. Мы требуем от образовательной системы, чтобы она конкурировала с западной, но сейчас, вместо того чтобы штукатурить трещины в фундаменте отечественного образования, его нужно заменить.
Во всем мире вузы не делят на государственные и негосударственные, более того, ведущие мировые вузы - частные. В России же всё иначе: многие полагают, что если вуз негосударственный - значит, плати и учись, а о качестве образования и речи не идёт. Необходимо обозначить равенство между государственными и негосударственными вузами.
На государственном уровне должно быть осознание и понимание государством необходимости поддержки негосударственных вузов как социально значимого и коммерчески оправданного сектора экономики. Необходимо устранить вопиющую несправедливость, связанную с тем, что на протяжении нескольких лет негосударственные вузы выплачивают налоги на недвижимость и имущество, в то время как государственным вузам эти расходы компенсируются из бюджета.
Вуз должен быть кластером постиндустриальной экономики. А вообще мы бы просто вернули к жизни закон 1992 года "Об образовании", в одном из положений которого содержался пункт о равноправии аккредитованных вузов. Данный закон идеально подходит к современной ситуации в образовании.
Моя задача делать все возможное, чтобы каждый человек мог попробовать получить высшее образование. Сейчас в мире 80 млн студентов. По прогнозам, к 2025 году контингент студентов должен удвоиться. Например, в Японии фактически осуществлен переход к всеобщему высшему образованию.
На специальном совещании 23-24 марта 2000 года в Лиссабоне Европейский совет согласовал новую стратегическую цель Евросоюза на десятилетие - стать самой конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знаниях.
Высшего образования много не бывает.