Ирильдеев Вячеслав, депутат НХ Бурятии, председатель комитета НХ по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды
Самое главное – упростив порядок, обеспечить эффективность и результативность новой системы ТО
Ситуация с проведением техосмотра в СФО принципиально не отличается от сложившейся в целом по стране. Сибирские автовладельцы сталкиваются с теми же проблемами, характерными для всей системы техосмотра транспортных средств. Это бессмысленная трата времени на стояние в очередях, формальность самой процедуры техосмотра, многочисленные нарушения правил ее проведения и масштабная коррумпированность.
Простота нелегальных способов приводит к ослаблению каких-либо стимулов для "честных" граждан в соблюдении законной процедуры. Становится куда проще купить талон техосмотра и благополучно забыть об этом на год-два, чем тратить время на очереди. Достаточно зайти в Интернет и выбрать того, кто поможет без сложностей и максимально быстро пройти техосмотр – только заплати. Ситуация усугубляется и распространением стереотипа о целесообразности такого якобы рационального поведения: если это просто, и все так делают, то значит это можно и делать так – правильно.
В этих условиях зачастую теряется смысл проведения техосмотра как необходимого подтверждения исправности автомобиля и повышения безопасности дорожного движения. Вполне очевидно, что эти проблемы не могут не волновать каждого добросовестного сибирского автовладельца.
В Бурятии процедура технического осмотра стандартная, как и везде, и производится в ГИБДД по месту постоянной или временной регистрации автовладельца. В столице республики на сегодняшний день таких пунктов всего два, что крайне мало для города с населением свыше 370 тысяч человек. Это не может не сказываться на образовании очередей: очереди есть и они большие.
В муниципальных районах республики ситуация не менее удручающая. Зачастую имеется один пункт ГИБДД, который проводит техосмотр один день в неделю. Здесь, конечно, очереди не такие длинные, как в Улан-Удэ, но, всё же, имеют место.
Предварительно необходимо пройти инструментальный контроль (диагностику) на станции техобслуживания. В Улан-Удэ таких СТО, имеющих специальную лицензию на право проведения диагностических обследований, порядка десяти. После этого необходимо обратиться в пункт техосмотра ГИБДД и представить автомобиль и ряд документов – паспорт, водительское удостоверение, страховой полис, свидетельство о регистрации автомобиля, диагностическую карту, квитанцию об оплате госпошлины.
Процедура непосредственного осмотра автомобиля сотрудником ГИБДД весьма поверхностна и формальна. Обычно просто проверяется полнота необходимых документов и сверяются номера двигателя и кузова автомобиля с указанными в свидетельстве о регистрации. Внешний осмотр автомобиля и проверка на предмет наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки производятся выборочно по желанию проверяющего сотрудника ГИБДД.
Стоимость прохождения легального техосмотра в Бурятии складывается из затрат на инструментальный контроль и оплату госпошлины. До недавнего времени сюда входили и расходы на прохождение шоферской медкомиссии. Средняя стоимость инструментальной диагностики для легкового автомобиля в Улан-Удэ составляет 300 рублей. С учетом госпошлины (300 рублей) техосмотр в среднем обходится в 600 рублей.
Это небольшая стоимость, которая в принципе не может быть серьезной причиной для развития коррупции. Вместе с тем, коррупция в этой области в целом по стране распространена достаточно широко. Думаю, это в той или иной степени характерно для всех регионов, и Бурятия здесь не исключение. Этот порок присущ системе и вряд ли может быть искоренен под воздействием местных факторов. Необходимо менять саму систему.
При этом, конечно, масштабы коррупции во многом зависят от внутренней обстановки в каждом регионе и определяются степенью развития правовых институтов, соблюдением законности на местах, численностью и уровнем жизни населения и другими факторами.
С высказыванием президента страны (о том, что система техосмотра себя "изжила") трудно не согласиться. Достаточно просто посмотреть на проезжающие мимо автомобили: очень часто налицо явное несоответствие требованиям ГОСТа. Не нужно быть специалистом, чтобы заметить явные нарушения – изменения в конструкцию автомобиля, установку дополнительных световых приборов, не предусмотренных производителем, тонировку фар, неразрешенные цвета огней фар и поворотников, недопустимую тонировку стекол и прочие нарушения. Вместе с тем, все такие автомобили имеют действительные талоны техосмотра. И сотрудники ГИБДД, как правило, "закрывают на это глаза".
Это – результаты работы существующей системы, которые говорят об одном – установленные правила должным образом не соблюдаются, система не даёт требуемого результата. Зачем нужна система, которая работает для одних граждан, а другие ее могут без труда обойти? Когда речь идет об исполнении требований законодательства, то такое положение вещей недопустимо. Это очевидно.
Говоря о первопричинах сегодняшнего положения, можно говорить о том, что изначально системе был присущ порок неполноценности. И если раньше это было не так явно, то со временем по мере роста благосостояния населения, доступности автокредитов, расширения парка приобретаемых гражданами автомобилей ситуация только усугублялась. При этом за прошедшие годы сама система существенно не развивалась, скорее, деградировала из года в год.
Основная беда, на мой взгляд, заключается в отсутствии действенной системы контроля и несения ответственности конкретных лиц за результаты процедуры. Какого положительного результата можно ждать, если, в конечном счете, никто за это не отвечает? Безусловно, забота о безопасности собственного автомобиля – дело каждого автовладельца. Но если государство законодательно закрепляет требование о необходимости такой процедуры, то нужно содавать эффективные инструменты контроля за соблюдением этого требования, отвечающие реалиям современной жизни. Иначе процедура превратиться в пустую формальность, "кормушку для взяточников", система изживёт себя.
В том виде, в котором существует на сегодняшний день, система техосмотра далека от соответствия требованиям безопасности. Приобретая талон техосмотра нелегальным способом, автовладельцы обходят саму процедуру диагностики.
Если талон все же приобретается "честным" способом, то и в этом случае на качественную проверку автомобиля надеяться также не приходится. Контролеры СТО, производящие инструментальную проверку автомобиля, в конечном счете не несут никакой ответственности за соответствие транспортного средства требованиям безопасности. Поэтому и не заинтересованы в качестве самой процедуры, подходят к этому зачастую поверхностно. Часто отрицательно влияет на это и отсутствие требуемой квалификации у контролеров.
Сотрудники ГИБДД также должным образом не проверяют соответствие технического состояния автомобиля требованиям правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности движения. И по большому счету также не несут за это какой-либо ответственности. Можно предположить, что при существующей системе на более менее качественную проверку в ГИБДД просто не хватало бы времени. В этом случае очереди стали бы еще длиннее, коррупция – еще масштабнее.
Цели, которые преследует техосмотр как обязательная процедура – предупреждение или снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую среду, предупреждение и пресечение правонарушений – очень важны. Поэтому, безусловно, отказываться от техосмотра не следует. По крайней мере, сегодня это преждевременно.
В сложившейся ситуации необходимо кардинально изменить процедуру прохождения техосмотра в сторону ее упрощения. Представляется однозначно верной идея передачи полномочий МВД по проведению техосмотра коммерческим центрам обязательного технического осмотра, нашедшая отражение в принятом Госдумой в первом чтении проекте федерального закона "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации". Это разрешит проблему очередей, что в свою очередь, существенно уменьшит предпосылки распространения коррупции в данной сфере. При этом полномочия по осуществлению государственного контроля за проведением техосмотра должны сохраниться за ГИБДД. Сам контроль и штрафные санкции за несоблюдение установленных требований по прохождению техосмотра должны ужесточиться.
Представляется весьма важным обеспечение эффективного государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций центров обязательного технического осмотра и самих центров. В случае выявленных грубых нарушений в работе саморегулируемой организации необходимо исключать ее из единого государственного реестра таких организаций. В случае ДТП, совершенного в связи с технической неисправностью автомобиля, необходимо лишать центр, выдавший талон техосмотра, членства в саморегулируемой организации, обязав последнюю возмещать причиненный автовладельцу ущерб.
Выдвинутое президентом предложение по проведению техосмотра в заявительном порядке также имеет под собой объективные основания. При этом самое главное здесь – упростив порядок, обеспечить эффективность и результативность новой процедуры через соблюдение всеобщности технического осмотра, единых условий и порядка его прохождения, установление системы действенных стимулов для неукоснительного соблюдения его принципов и требований всеми заинтересованными сторонами.
Участвовать в обсуждении