Официально
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.02.2011 N 85
"Об утверждении Республиканской программы "Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия" на оды"
В целях улучшения положения и качества жизни пожилых людей Правительство Республики Бурятия постановляет:
2. Координатором реализации Программы определить Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (Хамаганова Н.Н.).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия | В. Наговицын |
Республиканская программа "Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия" на оды (утв.
постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2011 г. N 85)
Паспорт
Наименование Программы | Республиканская программа "Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия" на оды (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Поручение Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС |
Дата принятия Правительством Республики Бурятия решения о разработке Программы | Поручение Президента Республики Бурятия от 02.12.2010 N 004-000364 |
Государственный заказчик | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
Основной разработчик и координатор Программы | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
Основные исполнители Программы | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия; Министерство образования и науки Республики Бурятия; Министерство здравоохранения Республики Бурятия; Республиканская служба по потребительскому рынку и лицензированию; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия (по согласованию); общественные организации инвалидов, пенсионеров, ветеранов (по согласованию) |
Цель Программы, важнейшие целевые показатели | формирование организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества |
Основные задачи Программы | - социальное обслуживание пожилых людей: внедрение инновационных проектов предоставления услуг на дому и в учреждениях социального обслуживания; - поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; - досуг, общественная и профессиональная жизнь пожилых людей, обеспечение доступности объектов жизнедеятельности |
Срок реализации Программы | оды |
Основные мероприятия Программы | 1. Развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми, в том числе предоставление паллиативной помощи, института опеки и приемной семьи для пожилых людей. 2. Расширение практики использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям. 3.Внедрение систем материального стимулирования социальных работников в зависимости от количества и качества предоставляемых услуг и достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию пожилых граждан. 4. Расширение сети социальных магазинов по продаже гражданам пожилого возраста по льготным ценам товаров первой необходимости. 5. Модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. 6. Возможность использования пожилыми людьми оздоровительных и спортивных объектов. 7. Развитие социального туризма |
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы | - охват пожилых граждан услугами социального характера на дому, 100% от общего количества обратившихся в государственные учреждения социальной защиты населения; - развитие социальной технологии "приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов", до 120 приемных семей к 2013 году; - охват социально-медицинскими, реабилитационными, оздоровительными услугами до 15 тысяч человек к 2013 году; - количество оказанных службой "Социальное такси" транспортных услуг маломобильным категориям граждан, до 3,5 тысяч к 2013 году; - охват нуждающихся граждан услугами мобильных бригад экстренной социальной помощи, до 100% к 2013 году; - открытие "университетов третьего возраста" во всех муниципальных образованиях республики, в том числе организация обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности, 25 "университетов" до 2013 года; - количество пожилых граждан, принявших участие в социально значимых мероприятиях, не менее 90 тысяч человек ежегодно |
Объемы и источники финансирования Программы | На период реализации Программы общий объем затрат: 6121904,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 1753414,5 тыс. руб., 2012 - 1836644,5 тыс. руб., 2013 - 2531845,3 тыс. руб. Источники финансирования: федеральный бюджет * - 547150 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 34985,6 тыс. руб., 2012 - 77802,6 тыс. руб., 2013 - 434361,8 тыс. руб.; республиканский бюджет ** - 5395811,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 1649613,9 тыс. руб., 2012 - 1704872,9 тыс. руб., 2013 - 2041324,5 тыс. руб.; местные бюджеты * - 17169 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 5270 тыс. руб., 2012 - 5672 тыс. руб., 2013 - 6227 тыс. руб.; внебюджетные средства * - 161774 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 63545 тыс. руб., 2012 - 48297 тыс. руб., 2013 - 49932 тыс. руб. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия. Основные исполнители мероприятий Программы ежеквартально представляют координатору аналитические отчеты по реализации мероприятий и выполнению целевых показателей Программы |
*Справочно.
**Расходы на реализацию программных мероприятий могут корректироваться после принятия закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.
Введение
Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 разработана Республиканская программа "Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия" на оды.
По функциональной направленности Программа классифицируется как социальная и связана с обеспечением жизнедеятельности и повышением качества жизни пожилых людей республики.
Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, разработанными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (исх. N 18-2.10.1-118 от 17.01.2011).
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Бурятия является высокая численность лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2011 года 178,7 тысячи жителей республики являются получателями трудовых пенсий по старости, более 36% составляют жители в возрасте 70 лет и старше. При этом пожилые люди - быстро увеличивающаяся социально-демографическая группа.
Так, удельный вес населения старше трудоспособного возраста составляет по Бурятии 16,3% или 157,3 тысячи человек (по России - 21,6%). В период до 2025 года в республике прогнозируется увеличение численности пожилых людей в составе населения до 21,5% или 205,5 тысяч человек. Только за 2009 год численность пожилых людей в возрасте 80 лет и старше возросла на 1133 человека и составила более 17 тысяч или 1,8% населения.
Рост потребностей пожилого населения в социальной поддержке и услугах очевиден, идет активный поиск источников и ресурсов для удовлетворения нужд этой категории населения. Решить данную проблему можно только путем дальнейшего реформирования региональных систем социальной защиты населения, внедряя новые технологии и методы работы, позволяющие наиболее эффективно реализовывать права граждан старшего поколения на социальные гарантии, активную жизнь в обществе.
В Республике Бурятия проводится планомерная работа по созданию оптимальной системы социального обслуживания, где формы и виды социальных услуг взаимно дополняют друг друга, имеют комплексный характер.
Создана нормативно-правовая база. В рамках
Закона Республики Бурятия от 13.10.2008 N 468-IV "О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия" с 2009 года социальное обслуживание осуществляется на основе государственных стандартов, на принципах оценки индивидуальной нуждаемости человека и размера среднедушевых доходов гражданина и его семьи. Утверждены государственные стандарты на все виды и формы социального обслуживания: стационарное, полустационарное, нестационарное, временный приют, реабилитационные услуги.
За период одов из эксплуатации выведены 7 стационарных учреждений социального обслуживания, расположенных в пожароопасных деревянных зданиях. Одновременно была увеличена вместимость действующих домов-интернатов, количество мест (при соблюдении норм площади спален не менее 6-8 кв. метров на 1 человека) не изменилось и составило 2,2 тысячи мест. Очередности в дома-интернаты нет. В 14 стационарных учреждениях социального обслуживания проживает 2220 человек, нуждающихся в постороннем постоянном уходе, в течение 2010 года принято 414 человек. Продолжительность жизни в домах-интернатах на 8-10 лет выше средней по республике. Обеспечены комфортные и безопасные условия проживания. Все проживающие проходят социальные, медицинские, психологические и реабилитационные мероприятия. В учреждениях проводится работа по обеспечению качества предоставления социально-медицинских услуг и расширению спектра предоставляемых услуг.
В 3 реабилитационных учреждениях получили социально-медицинскую реабилитацию около 8,4 тысяч граждан пожилого возраста, в том числе в реабилитационном отделении Закаменского пансионата для ветеранов войны и труда "Горный воздух" оздоровлено 873 пожилых гражданина, в Республиканском центре по реабилитации инвалидов прошли восстановительное лечение 934 пожилых гражданина. Специализированная медицинская помощь в условиях стационара Республиканского клинического госпиталя для ветеранов войн оказана более 5,5 тысячи человек, в гериатрическом отделении оздоровлено 992 человека. В поликлинике госпиталя обслужено 31,3 тысячи человек. Выездными бригадами узких специалистов госпиталя в 12 районах республики осмотрено 1542 ветерана, 98 прошли стационарное лечение в госпитале.
Всего сегодня действуют 18 учреждений социального обслуживания, в том числе в 2010 году в качестве автономных работало 10, из них 2 учреждения работают более двух лет, в 2011 году их число возросло до 13, а с 2012 года все учреждения будут переведены в статус автономных. Финансово-хозяйственная самостоятельность, возможность быстрого реагирования на запросы рынка социальных услуг сделали возможным повышение качества и ассортимента услуг, внедрение новых услуг в том числе платных, обеспечив их полную доступность для населения вне зависимости от категорий. Разработана схема развития и размещений учреждений стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов и перспективная схема развития и размещения учреждений стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в 2020 году (приложение N 2).
Качественное социальное обслуживание невозможно без укрепления материальной базы и инвестиций. За счет всех источников финансирования на укрепление материально-технической базы учреждений за оды выделено 289,6 млн. руб., в том числе в 2008 г. - 133,9 млн. руб., в 2009 г. - 83,2 млн. руб., в 2010 г. - 72,5 млн. руб.
Развивается надомное социальное обслуживание. В 2010 году социальные услуги на дому получили 8 тысяч человек или 100% от числа нуждающихся пожилых людей. Внедряются новые виды социального обслуживания: паллиативной помощью "хоспис на дому" обеспечено 23 человека, 62 человека обслуживаются в 61 приемной семье для пожилых граждан. Социальная технология "приемная семья" используется для одиноких пожилых граждан, которые нуждаются в постоянном круглосуточном уходе в стационарных учреждениях, но желают остаться в домашнем окружении. В районах республики работают 55 отделений социального обслуживания на дому.
В среднем в год более 7 тысяч граждан получают социальные услуги с выездом на дом. Мобильные бригады для оказания неотложных социальных услуг пожилым гражданам работают при учреждениях социального обслуживания и территориальных органах социальной защиты населения во всех муниципальных образованиях республики. Мобильные бригады оснащены автотранспортом, средствами связи, созданы единые диспетчерские службы, пожилой гражданин имеет возможность позвонить и сделать заявку на предоставление социальных услуг. Основной задачей мобильной бригады является оперативное оказание в кратчайшие сроки экстренных, разовых социальных услуг гражданам, остронуждающимся в них в силу преклонного возраста и состояния здоровья. Основные виды услуг: приобретение и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров, лекарственных препаратов; доставка воды клиентам, проживающим в домах без централизованного водоснабжения; мелкий ремонт помещений, уборка; содействие в оформлении документов для предоставления мер социальной поддержки, социальных выплат; оплата жилищно-коммунальных услуг; бытовые услуги; досуговые мероприятия; услуги сиделки и т.д.
С 1 августа 2010 года в городе Улан-Удэ реализуется пилотный проект "Реформирование системы социального обслуживания населения", объединившего две различные по содержанию и идеологии формы социального обслуживания: нестационарную и стационарную. К Улан-Удэнскому комплексному центру социального обслуживания "Доверие" присоединено отделение социального обслуживания населения по г. Улан-Удэ. Используя широкие возможности автономного учреждения, пожилые граждане обеспечены качественными и разнообразными, в том числе и новыми социальными услугами. Всего на обслуживании находится 842 человека. Отработана система премирования социальных работников с учетом оценки качества предоставляемых услуг по балльной системе.
В 2011 году пилотный проект будет распространен на Кабанский, Тарбагатайский и Иволгинский районы, различающиеся по своим социально-экономическим условиям: ближние - дальние, густо - малозаселенные, - чтобы учесть специфику предоставления социальных услуг и оплаты труда социальных работников в зависимости от социально-экономического, географического положения районов республики. Пилотный проект предполагает отработать оплату труда социальных работников за счет внедрения механизма материального стимулирования социальных работников за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию граждан в зависимости от количества и качества оказываемых услуг.
Согласно Порядку участия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и учреждений социального обслуживания населения во взаимоотношениях с гражданами по предоставлению социальных услуг и социальному обслуживанию по договорам пожизненного содержания с иждивением, утвержденного
постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2010 N 408, с 1 января 2011 года учреждения социального обслуживания будут заключать договоры пожизненного содержания с иждивением с одинокими пенсионерами и инвалидами. Гражданам в счет ренты предоставляются в учреждениях условия проживания повышенной комфортности и социальное обслуживание, либо выплачивается непосредственно ежемесячная пожизненная рента. Цель - гарантированная поддержка и социальная защита пожилых граждан от посягательств на занимаемую ими жилую площадь.
Вышеназванные мероприятия в основном реализовывались в рамках ведомственных программ и планов действий. Учитывая значительный уровень межведомственного взаимодействия, внедрение программного подхода к решению вопросов организации социальной поддержки пожилых людей в Республике Бурятия позволит комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей.
В рамках Республиканской программы "Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия" на оды необходимо продолжить работу по повышению качества жизни пожилых людей, решению социальных проблем пожилых граждан, повышению качества и доступности предоставления социальных услуг, предоставляемых гражданам старшего поколения; поддерживать социальную активность и формировать активный социальный статус граждан старшего поколения путем проведения мероприятий по реализации социокультурных потребностей пожилых людей, современных форм общения.
Программа предусматривает деятельность по вышеуказанным направлениям.
II. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- формирование организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- социальное обслуживание пожилых людей: внедрение инновационных проектов предоставления услуг на дому и в учреждениях социального обслуживания;
- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
- досуг, общественная жизнь пожилых людей, обеспечение доступности объектов жизнедеятельности.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - оды.
Программа реализуется в один этап.
IV. Перечень мероприятий Программы
Для решения задач Программы и достижения поставленных целей необходимо реализовать комплекс мероприятий (
приложение N 1) по направлениям:
1. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей.
2. Меры по укреплению здоровья пожилых людей, включающие развитие социальных технологий "приемная семья" и "хоспис на дому", оздоровление в реабилитационных учреждениях и санаторно-курортное лечение.
3. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей. Предусматривается укрепление материально-технической базы 5 учреждений, в том числе открытие культурно-досугового центра и оздоровительного комплекса. Строительство учреждения нового типа с использованием современных строительных технологий для создания комфортных и безопасных условий проживания. Организация работы с пожилыми жителями сельских районов мобильных бригад социального обслуживания и обеспечение их автотранспортом.
4. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей. Организация "университета третьего возраста" с курсом компьютерного обучения. Проведение спартакиады пенсионеров, социально значимых мероприятий, клубов по интересам, выставок и конкурсов.
5. Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами. Внедрение систем материального стимулирования социальных работников в зависимости от количества и качества предоставляемых услуг и достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию пожилых граждан. Проведение семинаров для специалистов учреждений, организация подготовки и повышения квалификации персонала учреждений, проведение республиканских конкурсов на звание "Лучший по профессии" и "Лучшая медицинская сестра" среди специалистов учреждений социального обслуживания населения.
6. Информационное сопровождение мероприятий Программы. Отражение в СМИ вопросов, связанных с социальной защитой и социальным обслуживанием пожилых людей.
V. Ресурсное обеспечение Программы по объемам и источникам финансирования
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского, местных бюджетов, внебюджетных средств в объеме 6121904,3 тыс. рублей.
Источники финансирования | Объемы финансирования по годам реализации Программы, тыс.руб. |
2011-2013 | 2011 | 2012 | 2013 |
Всего из всех источников | 6121904,3 | 1753414,5 | 1836644,5 | 2531845,3 |
| 547150 | 34985,6 | 77802,6 | 434361,8 |
| 5395811,3 | 1649613,9 | 1704872,9 | 2041324,5 |
| 17169 | 5270 | 5672 | 6227 |
| 161774 | 63545 | 48297 | 49932 |
*Справочно.
**Расходы на реализацию программных мероприятий могут корректироваться после принятия закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.
VI. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы формируется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия по вопросам программной проработки и решения актуальных проблем в сфере социальной защиты населения.
Механизм реализации Программы включает в себя:
- стратегическое планирование и прогнозирование;
- применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и республиканского уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;
- организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
На основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов проводится ежеквартальный анализ хода реализации Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы должно стать неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Организацию управления и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет заказчик-координатор - Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, которое в ходе реализации Программы:
- организует текущее управление реализацией Программы;
- подготавливает ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
- организует мониторинг хода реализации Программы;
- несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;
- организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
- уточняет целевые показатели (индикаторы) и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;
- запрашивает министерства и ведомства, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе их реализации.
Исполнители программных мероприятий ежеквартально представляют координатору Программы аналитические отчеты по реализации мероприятий и выполнению целевых показателей Программы.
VIII. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы. Целевые индикаторы реализации Программы
Для оценки результатов реализации Программы используются следующие целевые индикаторы и показатели эффективности ее реализации:
- охват пожилых граждан услугами социального характера на дому, 100% от общего количества обратившихся в государственные учреждения социальной защиты населения;
- развитие социальной технологии "приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" по годам: 2011 - 80, 2012 - 100, 2013 - 120 приемных семей;
- охват социально-медицинскими, реабилитационными, оздоровительными услугами по годам: 2011 - 10, 2012 - 12, 2013 - 15 тысяч человек;
- количество оказанных службой "социальное такси" транспортных услуг маломобильным категориям граждан по годам: 2011 - 3,0, 2012 - 3,2, 2013 - 3,5 тысячи услуг;
- охват нуждающихся граждан услугами мобильных бригад экстренной социальной помощи по годам: 2011 - 80%, 2012 - 90%, 2013 - 100%;
- открытие "университетов третьего возраста" во всех муниципальных образованиях республики, в том числе организация обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности по годам: 2011 - 5, 2012 - 10, 2013 - 10 "университетов";
- количество пожилых граждан, принявших участие в социально значимых мероприятиях, не менее 90 тысяч человек ежегодно.
Эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от степени достижения целевых показателей и индикаторов Программы.
Приложение N 1
"Повышение качества жизни пожилых людей
Республики Бурятия" на оды
Перечень программных мероприятий
NN п/п | Содержание мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения (годы) | Стоимость по годам, тыс. руб. | Источники финансирования | Ожидаемые результаты |
2011-2013 | 2011 | 2012 | 2013 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей |
1. | Обеспечение проведения мониторинга социально-экономи-ческого положения граждан пожилого возраста | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия | 2011-2013 | 1140 | 380 | 380 | 380 | Республиканский бюджет (в рамках текущей деятельности аппарата управления) | Охват до 4 тысяч пожилых граждан |
2. | Подготовка ежегодной аналитической записки о положении пожилых людей в Республике Бурятия; выявление пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия | 2011-2013 | 1575 | 525 | 525 | 525 | Республиканский бюджет (в рамках текущей деятельности аппарата управления) | Охват социальными услугами не менее 90 % пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании |
3. | Обеспечение деятельности Совета общественных организаций по проблемам пожилых людей в целях укрепления межведомственного взаимодействия и координации | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия | 2011-2013 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | Подготовка предложений по решению проблемных вопросов и реализации совместных мер в отношении пожилых людей |
4. | Реализация мер социальной поддержки пожилых граждан | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия | 2011-2013 | 3030984,1 98150 | 999470,5 30985,6 | 1018925,4 32802,6 | 1012588,2 34361,8 | Республиканский бюджет Федеральный бюджет (меры соцподдержки реабилитированных лиц) | Укрепление социальной защищенности пожилых людей |
5. | Предоставление пожилым гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия | 2011-2013 | 1358264,2 | 459482,4 | 456244,5 | 442537,3 | Республиканский бюджет | Оказание адресной социальной помощи пожилым гражданам |
6. | Реализация добровольческих проектов и программ молодежи, направленных на социальную поддержку пожилых граждан | Министерство образования и науки Республики Бурятия | 2011-2013 | 321 | 100 | 107 | 114 | Республиканский бюджет (в рамках республиканской программы) | Уборка территории, ремонт жилья, помощь пожилым гражданам силами молодежных инициативных групп. Экономический эффект от безвозмездной деятельности добровольцев в социальной сфере: 2011 г.- 1,5 млн. руб., 2013 г. - 3,5 млн. руб. |
| Всего | | | 4490434,3 | 1490943,5 | 1508984,5 | 1490506,3 | |