Интервью

Денис Октябрь: "Он безумно любит сентябрь. Говорит, это самая необычная пора: вроде бы уже не лето, но и все еще не осень. Он ненавидит лето, потому что не любит отдыхать: ему скучно ничего не делать. Ему все равно, что о нем говорят: он слушает только свой внутренний го"
Денис Октябрь Он безумно любит сентябрь. Говорит, это самая необычная пора: вроде бы уже не лето, но и все еще не осень. Он ненавидит лето, потому что не любит отдыхать: ему скучно ничего не делать. Ему все равно, что о нем говорят: он слушает только свой внутренний го

24 декабря 2008 15:37

Заходим в святая святых каждого художника - мастерскую. Вторым домом Дениса Октября оказалась маленькая комнатка: стол, диван, мольберт. И, конечно, картины... они всюду: на стене, на столе, на подоконнике, даже на полу - это те, которые не вошли в очередную экспозицию. К слову, сейчас у Дениса одновременно проходят две выставки: в Томске и впервые в Петербурге.

"Так что это вы не вовремя пришли, - улыбается художник, - то, что здесь осталось - это почти ничего, а вот что здесь было пару дней назад..."
Сам Денис перед мольбертом, небрежными мазками завершает очередную картину: пишет на выставку в Москву на Арт-Манеж.
"Это "старик и море", - поясняет автор, - такая работа уже была, сейчас я решил повтор сделать, авторский повтор он всегда другой. просто пишу по-другому. я могу фантазировать на тему старик и море как угодно"
Кисточка нервно касается поверхности холста. Но вместо оттенков бушующей морской стихии - на картине цвета мягкие, пастельные.
"Это, наверное, потому что я такой человек. Мягкий, - поясняет художник. - И от этого никуда не деться. каждая картина - это я"
 
 
- Денис, насколько "неслучайным" оказался ваш выбор профессии?
- Отец никогда не говорил мне "будь художником!". По-моему, он даже не хотел, чтобы я был художником. Конечно, он повлиял в чем-то, потому что вся кухня мне известна с самого детства. И долгое время у него не было еще мастерской, он писал у нас на кухне. Такая "кухня" на кухне. Много его ранних работ было написано на кухне. Самое главное, мне кажется, не только отец, но и я очень долго и много в этой сфере общался. Мама у меня была искусствоведом, знала многих художников и ее все знали, и она постоянно возила меня к художникам, мы ездили по разным мастерским. Это, конечно, очень важно. Ты можешь сравнивать, ведь все по-разному пишут, все по-разному думают. Это все очень интересно маленькому пацану, которым вникает во все это. Отец уже начал подсказывал, когда я в художке учился.
 
- Кстати в художественной школе вы проучились три месяца и буквально сбежали оттуда. Что не понравилось?
- это было просто невозможно. Горшки поставили, и мы рисовали это…Это не то, чтобы неинтересно, а настолько было…(Денис задумывается, пытаясь подобрать самое "мягкое" слово, когда приходится вспоминать об уроках в художественной школе) ...Приземленно! и настолько плохо, и плоско. Ужасно просто.
потом через какое-то время я учился на гитаре играть, абсолютно ничего не добившись, потом по всяким другим кружкам ходил, сейчас даже и не вспомню, куда только не ходил... потом в художку все-таки пришел в 13 лет, и поучился там два года. Причем, пришел, даже не знал, что туда надо. Говорю, вы мне скажите, что принести, я принесу. У меня ни красок не было, ни карандашей. Возьмите меня, причем 1-го сентября, уже пришел туда – поздно было. Они на меня посмотрели, как тебя зовут, я говорю, Денис, а фамилия – Октябрь. Они так раз, переглянулись и взяли.
 
- Сегодня Денис Октябрь - член Союза художников, у которого за плечами масса всевозможных выставок. Помните свою первую выставку?
- да, конечно, помню. Это не так давно было - всего 10 лет назад. буквально за три месяца написал около 30 работ. в АГУ была выставка в 98-м. "В поиске света". Тогда волновался, конечно, но мне было все равно, оценят, не оценят. Мне тогда главное было - наработать очки. Очень неудобно работать дома в квартире тесной, мне нужна была мастерская, нужны были очки, чтобы ее получить.
 
- Зритель вас знает как художника-пейзажиста, а когда-нибудь вы пробовали написать портрет или автопортрет?
- Я писал в 2004 году на выставку автопортрет. Но это так, не очень серьезно. там портреты друзей были и мой. но мне не очень понравилось, как я написал. Это на самом деле одна из самых сложных задач, писать автопортрет. Портрет человека написать это очень непросто, профессионал может написать с натуры, с фотографии, и будет все похоже. Будет все здорово, все замечательно, человеку понравится и будет этот портрет висеть. Я считаю, что это некое лукавство. Состояние человека, если ты его не знаешь, очень сложно угадать, внутри, что он из себя представляет, с ним нужно, по крайней мере, очень долго общаться.
 
- По заказу работать приходилось?
- да, я писал портреты на заказ. Было время, когда мне приходилось браться за все, такой период становления. Я писал портреты, ну а что ту такого? В какой-то мере, они мне даже нравились. А вот с недавнего времени на заказ вообще не пишу. Так раньше не было. Это последние три года так. Потому что я понял, это безумно сложно для меня писать на заказ, ломаешь себя, всегда сопряжено с нервами. Живопись - это не работа. Я не могу писать то, что я не хочу писать. Это морально не выносимо.
 
- А как же критика заказчика? Творческие натуры обычно ой как не любят, когда им указывают...
- да, критику я не терплю. Я слишком давно и серьезно занимаюсь своим делом, и знаю, где я схалявил, а где - нет. Самое главное это ответственность и искренность перед самим собой. Если с этим все в порядке, никакая критика не страшна.
 
- Чье мнение для вас наиболее авторитетно?
- Меня интересует мнение только Дениса Октября.
 
- Как вы смотрите на ситуацию, когда искусство начинает превращаться в бизнес?
 - Это очень непростой вопрос. На самом деле, есть очень интересная вещь. Мы, художники, делаем картины, а картины - это вещи, то есть это материальное что-то, мне столько вещей не нужно, сколько я делаю. Но ведь это материальное может продаваться, его можно обменять на деньги. А деньги нужны для чего - да для того, чтобы тупо купить кисти и холст. Заниматься живописью это сейчас супер дорого, поэтому художников по пальцам пересчитать, кто активно пишет.
 
- Кстати недавно вы стали заниматься фотографией...
- фотографией я не занимаюсь, это я так для себя фотографирую. Иногда что-то показываю, просто друзья, знакомые говорят, давай-давай, давай-давай, ну я и ….дал выставку какую-то, ну и что? Я не считаю себя фотографом и не претендую на лавры профессионала, фотографирую и все. (Денис показывает одну из своих фоторабот с видом на реку: прибрежные камни и сплывающие откуда-то из тумана столбы) У меня ассоциативные работы. Ну и что, что столбы? - Все думают – что это такое? Зачем эти столбы снимаешь? Для чего?...а мне в общем-то наплевать, что это столбы, мне интересно состояние, состояние вокруг, состояние, которое у меня это вызывает. Я это состояние вижу и хочу передать.
 
- Многим фотографам, у которых даже самый дорогой инструментарий, передать состояние помогает все-таки "великий" фотошоп...
- на самом деле это не важно, какой фотоаппарат, важно, в каких руках он используется. Вообще я не умею в фотошопе работать, у меня времени на это нет. Я не совсем в ладах с компьютером, какие-то кнопки научился нажимать, вот их и нажимаю. А так...ничего я не умею.
 
- У вас уже есть свои ученики?
- да ну зачем? я многое не смогу объяснить, потому что это на уровне подсознания, многие вещи невозможно проговорить. Обращались когда-то двое человек, но мне не то, чтобы неинтересно, мне некогда с ними заниматься. У меня сейчас самое главное - воспитание детей. (У Дениса Октября два сына 5-летний Эрик и 3-летний Филипп) У меня знаете, как день проходит? я утром один с ребятишками, одеваю, кормлю, приходит нянечка, и мы идем со старшим в специальную школу, к 12 я иду в мастерскую. Здесь я нахожусь столько, сколько мне позволяет время, я все время пишу. Или думаю над картиной. Постоянно в творческом процессе.
 
- А дети уже начинают проявлять интерес к высокому искусству?
 - Да. Вот, например, мой Эрик. Он уже рисует. Он график. Рисует карандашами, красками, маркеры очень любит. Рисует быстро, раскованно, первое, что придет в голову, что мне очень нравится. Его картинки – это в основном динозавры, животные, персонажи фильмов. Я не знаю, поведу я его в художественную школу или нет, я не думал об этом. Он очень свободолюбивый, разносторонний, чтобы отдаться какому-то одному делу. Потом для меня художественная школа, это…ну если не каторга, то очень узконаправленная школа, которая ломает и где-то портит дар, который есть в ребенке. А если он выразит желание стать художником, то отговаривать не буду. Мне кажется здесь он должен сам проявить характер. Но отговаривать не буду.
 
- к чему пришел за 10 лет художник Денис Октябрь?
- Я только начинаю подходить к тому, что я действительно хочу делать. 10 лет прошло, как я пишу, и мне кажется, что я только-только начал понимать, что я хочу. Много было работ, но я понимаю, что сейчас все только начинается, может быть, так и будет до конца...И хорошо, если этот поиск не прекратится.
 
 
Справка:
 
Денис Октябрь родился 19 февраля 1977 года в г. Новоалтайске.
Учился в Новоалтайской школе искусств. Преподаватели Моисеева Л.Ю. и Рязанова Н.В. В 1997 году окончил Новоалтайское художественное училище, живописно-педагогические отделение. Его ведущим преподавателем был Хайрулинов И.С., Заслуженный работник культуры, Заслуженный художник России.

 
В 2001 году Денис Октябрь был принят в члены Союза художников России.
В 2000 году переехал в Барнаул.
С 1995 года участвовал в более чем 30-ти выставках, групповых, городских, краевых и всероссийских.
2004 г. - II Биеннале Графики в Санкт-Петербурге (Премия В.А. Ветрогонского)
2004 г. - Всероссийская Триеннале Станковой Графики в Томске (почетный Диплом)
Система Orphus
Поделиться информацией: