Официально

Распоряжение Новосибирской области от 23.06.2010 N 55-рп

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

В соответствии с Законом Новосибирской области от 03.12.2007 N 154-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области",постановлением Правительства Новосибирской области от 28.05.2010 N 23-п "О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на период до 2013 года, прогноза консолидированного бюджета Новосибирской области на 2011 год и проекта областного бюджета Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов":
1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке предложений в проект областного бюджета Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке проектов местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.
 
Губернатор Новосибирской области
В.А. Толоконский
 
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (Одобрены распоряжением Правительства Новосибирской области от 23 июня 2010 г. N 55-рп)
 
I. Общие положения
 
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны Правительством Новосибирской области в рамках цикла подготовки проекта областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании областного бюджета, так и при подготовке проектов местных бюджетов.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления бюджетной и налоговой политики позволяют участникам бюджетного процесса определить ориентиры в бюджетной и налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Новосибирской области.
В условиях сохранения влияния внешних негативных факторов финансовой нестабильности на динамику социально-экономических процессов, на качество оказываемых населению услуг и выполняемых органами государственной власти Новосибирской области (далее - органы государственной власти области) в интересах населения функций Основные направления бюджетной и налоговой политики должны отражать комплекс мер по повышению устойчивости экономики области посредством более эффективного использования инструментов налогового и бюджетного администрирования, проведения оптимальной долговой политики и политики по управлению имуществом.
Формирование проекта консолидированного бюджета на оды будет происходить в условиях выхода из острой фазы экономического кризиса. Возобновление роста экономики Новосибирской области характеризуется нарастающей динамикой промышленного производства. Так, за 1 квартал 2010 года рост промышленного производства составил 7,9%, причем рост касается практически всех отраслей промышленности - добывающей, обрабатывающей, производства электроэнергии, коммунального хозяйства.
Однако положительные тенденции пока носят неустойчивый характер и необходимо закрепить позиции стабилизации в таких секторах, как инвестиционная деятельность и финансово-банковские отношения.
В связи с этим главной целью проводимой бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Новосибирской области.
Бюджетная политика Новосибирской области в среднесрочной перспективе всегда основывалась на необходимости постоянной адаптации бюджетной системы к изменяющимся экономическим условиям и потребностям населения, на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития.
Снижение в течение четвёртого квартала 2008 года и первой половины 2009 года темпов роста доходов бюджета, обусловленное недостаточными темпами экономического развития, снижением эффективности деятельности отраслей экономики, явилось главной предпосылкой для кардинального пересмотра бюджетов. Необходимость обеспечить выполнение социальных обязательств и мер, направленных на противодействие факторам и последствиям финансового кризиса в Новосибирской области, в 2009 году потребовала серьёзного сокращения бюджета капитальных и инвестиционных расходов. Среднесрочное бюджетное планирование, позволившее видеть перспективы формирования расходных обязательств, при первых признаках воздействия глобального финансового кризиса дало возможность оперативно расставить акценты в бюджетных расходах, исходя из консервативного прогноза поступления доходов.
Консервативный прогноз развития экономики потребовал сконцентрировать усилия не только на сдерживании роста государственных и муниципальных расходов, но что более важно - на пересмотре качественной составляющей самих расходных обязательств.
По итогам 2009 года показатели собственных доходов Новосибирской области свидетельствуют об относительно устойчивом состоянии экономики по сравнению с большинством регионов России и Сибирского федерального округа. За 2009 год в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов более 67 млрд. рублей. Снижение к уровню 2008 года составило 8%. В целом по России снижение данного показателя составило 14%, по Сибирскому федеральному округу 10%. Если рассматривать регионы Сибирского федерального округа, то снижение в других промышленно развитых областях значительно больше.
Итоги января-апреля 2010 года как в целом по России, так и в Новосибирской области демонстрируют относительную стабилизацию в экономике. Согласованные антикризисные меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области, внесли существенный вклад в достижение социальной и экономической стабильности. Гарантированное выполнение социальных обязательств перед гражданами с акцентом на повышение адресности и обоснованности, чёткая политика в вопросах мобилизации доходов бюджета и противодействия образованию просроченной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, реализация мер, направленных на стабилизацию рынков труда, взвешенная и аргументированная система государственной поддержки отдельных отраслей экономики, субъектов малого и среднего предпринимательства, инновационного сектора экономики, развитие инфраструктур наукограда и технопарковых зон, эффективная политика управления государственным долгом и взаимодействия с банковским сектором экономики, ориентированная на контингент концепция оптимизации сети бюджетных учреждений и совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в направлении повышения сбалансированности консолидированных бюджетов районов и городских округов - вот задачи, реализация которых на протяжении одов способствовала восстановлению социального и экономического равновесия в Новосибирской области.
Динамика собственных доходов консолидированного бюджета по итогам четырёх месяцев имеет ярко выраженную позитивную динамику 121% к аналогичному периоду 2009 года. Однако не следует забывать, что первая половина 2009 года характеризовалась фазой стагнации экономики, и имела наоборот выраженную отрицательную динамику собственных доходов. Сейчас происходит лишь восстановление ритмичности платежей, возврат к потерянному уровню поступления собственных доходов, в том числе и за счёт результатов изменения налогового законодательства по акцизам.
С учетом сложившихся положительных тенденций в экономике основной задачей на ближайшие три года будет являться поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения, сохранение и укрепление наметившихся показателей экономического роста, стимулирование инновационной деятельности и инвестиционного развития и на основе этого увеличение налогового потенциала, создание устойчивой бюджетной системы, стабильной доходной базы для выполнения государственных и социальных функций.
 
II. Налоговая политика
 
В связи с тем, что глубокий кризис показал, какова устойчивость бюджетной системы, насколько комплекс и система налогов обеспечивают стабильность доходной базы для выполнения основных государственных и социальных функций, сегодня, в посткризисный период, ключевыми вопросами государственного управления становятся вопросы формирования налоговой политики.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране потребовала пересмотра приоритетов налоговой политики, проводимой на федеральном уровне, и принятие пакета налоговых мер, направленного на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Правительством Российской Федерации одобрены основные направленияналоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, касающиеся стимулирования инновационной деятельности, применения специальных налоговых режимов, введения налога на недвижимость, изменения порядка исчисления и уплаты акцизов и уточнение размеров индексации по ним, изменений при налогообложении налогом на прибыль организаций, совершенствования налогового администрирования.
Основной целью налоговой политики Новосибирской области на оды, разработанной в тесной взаимосвязи с налоговым пакетом Правительства Российской Федерации, является расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы бюджета области при повышении результативности и эффективности использования бюджетных средств. В этой связи, необходимо отметить следующие основные задачи налоговой политики на 2011-2013 годы:
1. В целях стимулирования инновационной деятельности предусматривается:
1) введение специального периода постепенного перехода по уплате страховых взносов с 14% до 34% для высокотехнологичного бизнеса и организаций средств массовой информации;
2) уточнение порядка учета расходов и создание резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
3) освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию;
4) создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний путем создания специальных налоговых инспекций и снижения периодичности и сроков проведения проверок;
5) передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации и увеличение его размера.
2. По налогу на прибыль организаций предусматривается:
1) принятие убытков реорганизуемых организаций при слиянии, путем ограничения по сроку и размеру прибыли, направляемой на погашение убытков реорганизуемой организации;
2) решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
3) установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п.;
4) совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;
5) уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств;
6) повышение с 3 до 10 млн. рублей объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные (а не месячные) авансовые платежи;
7) освобождение от уплаты налога организаций, занимающихся образованием и здравоохранением.
3. По акцизам предусматривается:
1) изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
2) уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 годы, индексация ставок акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.
4. По налогообложению имущества предусматривается:
1) введение налога на недвижимость. Предусматривается подготовка к внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода;
2) установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельскохозяйственного назначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям;
3) сокращение установленных на федеральном уровне льгот.
5. По специальным налоговым режимам предусматривается:
1) зачисление 10% налогов, ранее поступавших во внебюджетные фонды, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации;
2) установление норматива отчислений по упрощенной системе налогообложения в местные бюджеты в размере 30%;
3) совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента;
4) сокращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежание конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.
6. По формированию бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог предусматривается:
1) формирование минимального объема фонда средствами бюджета;
2) увеличение размера фонда за счет дополнительных источников, которыми могут являться новые налоговые поступления, такие как повышенные акцизы на бензин и сборы с крупнотоннажных автомобилей, расходовать которые можно будет по мере их поступления.
7. По налоговому администрированию предусматривается:
1) совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
2) введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп;
3) совершенствование порядка учета налогоплательщиков;
4) расширение электронного документооборота в налоговой сфере, включая уплату налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, внедрение системы электронных счетов-фактур, передачу документов в электронном виде банкам, органам исполнительной власти, местным администрациям и другим организациям;
5) ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения;
6) упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
В одах налоговая политика Новосибирской области направлена на модернизацию экономики, стимулирование инновационной деятельности, создание стимулов для развития спроса и предложения научных разработок, что впоследствии приведет к переоснащению промышленности Новосибирской области и снижению издержек производства, повышению конкурентоспособности производимой продукции и росту налогооблагаемой базы. Все проводимые мероприятия должны в конечном итоге создать условия для экономического роста и притока инвестиций в экономику региона и обеспечить достижение необходимого уровня бюджетных доходов, позволяющих исполнить расходные обязательства в полном объеме.
Также будет продолжена начатая в предыдущие годы работа по:
легализации "теневой" заработной платы, что с одной стороны будет способствовать выявлению резервов роста налога на доходы физических лиц, а с другой стороны является основой роста реальных доходов налогоплательщиков и социальной защищенности населения;
проведению анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот для достижения мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;
созданию благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, расширению базы экономического роста за счет появления новых предприятий малого бизнеса и в первую очередь производственного и инновационного сектора деятельности;
поддержке предприятий-производителей подакцизных товаров с целью сохранения объемов производства и реализации продукции местных товаропроизводителей на внутрирегиональном рынке и за его пределами;
использованию требования о погашении задолженности по налогам и сборам как обязательного условия при оказании мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета;
взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области совместно с налоговыми органами, в части мониторинга за соблюдением действующего налогового законодательства, укрепления платежной дисциплины и сокращения задолженности по платежам в бюджет.
 
III. Бюджетная политика
 
Бюджетная политика в одах в сложившейся экономической ситуации должна быть нацелена с одной стороны на противодействие негативным последствиям кризиса и на адаптацию к изменившимся экономическим условиям, а с другой стороны - на принятие антикризисных мер и создание условий для восстановления положительных темпов роста экономики.
Приоритеты бюджетной политики Новосибирской области на оды формируются с учетом изменений федерального законодательства исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике области, совершенствования межбюджетных отношений, обеспечивающих развитие доходной базы бюджетов муниципальных образований Новосибирской области (далее - муниципальные образования).
1. В связи с ограниченностью возможности расширения налогооблагаемой базы на территории муниципальных образований необходимо реализовать принцип закрепления за каждым уровнем власти тех доходных источников, полномочия по администрированию которых могут быть наиболее эффективно реализованы на данном уровне.
2. Усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Проведение мониторинга финансового состояния местных бюджетов, исполнения прогнозных назначений по доходам, своевременное выявление причин сокращения доходной части местных бюджетов.
4. Повышение ответственности каждого администратора доходов за эффективное прогнозирование, своевременность и полноту уплаты администрируемых им платежей. Достижение главными администраторами доходов бюджета высокого уровня мобильности в осуществлении ими бюджетных полномочий, в том числе предоставления оперативной информации, необходимой для полного и своевременного поступления доходов в бюджет области. Взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области как основным администратором доходов бюджета в части оперативного представления информации по изменению налогооблагаемой базы налогоплательщиков, по принимаемым мерам для обеспечения безусловного исполнения обязательств по платежам в бюджетную систему, сокращению задолженности по платежам в бюджет.
5. Достижение основной цели в области регулирования имущественных и земельных отношений - стабильное повышение капитализации (рыночной стоимости) имущественного комплекса всех субъектов, ведущих деятельность на территории Новосибирской области, принятие мер, направленных на эффективное управление и распоряжение в сфере имущественных и земельных отношений на территории Новосибирской области и роста инвестиционной привлекательности региона:
1) оптимизация состава и структуры государственной собственности Новосибирской области за счет последовательного сокращения использования института хозяйственного ведения, посредством формирования и выполнения прогнозных планов приватизации и оптимизации сети бюджетных учреждений Новосибирской области;
2) повышение эффективности использования земельных ресурсов Новосибирской области и создание полноценной базы для налогообложения земель и имущества на основе объективной оценки за счет:
а) проведения работ по вовлечению земельных участков в экономический и гражданский (хозяйственный) оборот для привлечении эффективного собственника и реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
б) организации работ по проведению государственно-кадастровой оценки земель на территории Новосибирской области, что позволит повысить использование потенциала земельного налога;
3) увеличение поступлений в доходную часть бюджета за счет выполнения комплекса мер по росту уровня доходов от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, в том числе:
а) проведения главными распорядителями бюджетных средств инвентаризации имущества, находящегося в оперативном управлении у подведомственных государственных бюджетных учреждений с целью определения эффективности его использования, выявления неиспользуемых объектов недвижимости;
б) принятия мер, направленных на реализацию выявленного неиспользуемого имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или передачи его в аренду;
в) организации работ по формированию земельных участков сельскохозяйственного назначения, подлежащих отнесению в государственную собственность Новосибирской области, сформированных в счет невостребованных земельных долей;
г) реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Новосибирской области и муниципальной собственности, на период стабилизации финансовой ситуации за счет снижения размера арендной платы;
д) принятия мер к ограничению дефицита областного бюджета посредством поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Новосибирской области.
По отдельным направлениям государственной политики целесообразно использование следующих подходов:
 
Бюджетная политика в сфере функционирования органов государственной власти области
 
Решение органами государственной власти поставленной задачи по оптимизации расходов на их содержание позволило в 2009 году достичь экономии в расходовании бюджетных средств на обеспечение их деятельности.
В рамках проведения административной реформы в целях формирования единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области завершено создание государственного автономного учреждения Новосибирской области "Многофункциональный центр по организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области" и продолжается работа по созданию аналогичных учреждений в районах области и городе Новосибирске.
Основная цель проводимого в текущем году структурного обновления органов государственной власти области направлена на изменение их деятельности в рамках необходимости формирования политики на территории Новосибирской области. Реорганизация направлена на укрупнение структуры управления, сокращение доли вспомогательных функций органов государственной власти области. Создание Правительства Новосибирской области как коллегиального органа позволит преодолеть ведомственность и узконаправленность в системе управления.
В одах будет продолжена бюджетная политика по совершенствованию бюджетных расходов государственного аппарата.
Становится актуальной задача оптимизации структуры органов государственной власти области с целью централизации исполнения, специально созданными для этих целей организациями таких технических функций (непосредственно не связанных с государственным управлением), как закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, обеспечение органов государственной власти области соответствующими кадрами, строительство объектов государственной собственности и т.п. в органах государственной власти области.
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти области будет являться переход на программно-целевой принцип организации их деятельности.
В рамках проведения административной реформы основными направлениями повышения эффективности деятельности непосредственно органов исполнительной власти области должно стать противодействие коррупции и снижение административных барьеров.
Работа, начатая в 2010 году по оптимизации состава и полномочий органов государственной власти области, будет продолжена и результатом её должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности государственных служащих. Дальнейшее развитие должна получить работа по разработке регламентов оказания государственных услуг и исполнения функций органами государственной власти области.
Будет продолжена работа по повышению эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций, повышению качества и доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг на территории Новосибирской области на основе создания системы многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг, снижению затрат на содержание этих объектов и снижению стоимости государственных и муниципальных услуг, развитию новых современных форм оказания этих услуг.
В связи с изменением структуры участников бюджетного процесса планируется пересмотр нормативно-правовой базы, регулирующей расходные обязательства. Принятие новых расходных обязательств должно производиться при наличии четкой оценки в стоимостном выражении и нормативной правовой базы.
 
Бюджетная политика в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности
 
В целях снижения уровня преступности, укрепления безопасности на территории области в одах предусматривается продолжить координацию действий правоохранительных органов и органов государственной власти области по защите населения и критически важных объектов от террористических действий, активизации работы по выявлению тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономической деятельности. Одним из инструментов по проведению указанной работы на территории области является принятая Концепция профилактики правонарушений на 2011-2013 годы.
В 2011 году планируется дальнейшее укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, приобретение нового автомобильного транспорта для нужд подразделений милиции общественной безопасности Новосибирской области с участием субсидий из федерального бюджета.
Созданная Единая информационная территориальная компьютерная сеть данных правоохранительных органов позволит оперативно обмениваться информацией и организовать работу по выявлению и пресечению преступлений.
Начиная с 2012 года планируется передача полномочий по содержанию подразделений милиции общественной безопасности Новосибирской области, финансируемых за счёт средств областного и местных бюджетов, на федеральный уровень.
В области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций будет продолжена работа по совершенствованию системы реагирования на чрезвычайные ситуации, улучшению технического оснащения, созданию необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения на территории области, в том числе повышению защиты критически важных объектов, населения и территории от угроз природного и техногенного характера, позволяющее в дальнейшем последовательно снижать риски чрезвычайных ситуаций и смягчать их последствия.
В рамках предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приоритетным направлением будет являться обеспечение пожарной безопасности. Указанные вопросы остаются полномочиями совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В результате в 2011 и последующих годах будет продолжено финансирование подразделений противопожарной службы Новосибирской области с целью обеспечения пожарной безопасности на приобретение специальной техники и снаряжения для проведения спасательных работ и тушения пожаров, на замену основной пожарной техники взамен выработавшей нормативные сроки эксплуатации, в том числе для созданных в 2009 году подразделений пожарной охраны на территории области в связи с уменьшением норматива времени прибытия пожарных расчетов на место возгорания, разрабатываются две ведомственные целевые программы по укреплению материально - технической базы органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и подразделений противопожарной службы Новосибирской области на 2011 - 2013 год.
 
Бюджетная политика в социально-культурной сфере
 
В отраслях социального блока большинство задач, которые ставились на оды, сохраняют свою актуальность и в плановом периоде. К числу этих задач относятся:
обеспечение абсолютного и неукоснительного исполнения всех обязательств перед гражданами;
инвентаризация бюджетных обязательств на предмет целесообразности продолжения их исполнения в очередном финансовом году с учетом эффективности и достигнутых результатов (особенно это касается областных целевых и долгосрочных целевых программ);
при формировании бюджетных смет и нормативов финансовых затрат в первую очередь должны планироваться расходы на обеспечение непосредственного оказания государственных услуг, а затем зарплатная составляющая;
продолжение работы по разработке показателей и критериев качества государственных услуг;
повышение точности планирования и учёта численности соответствующих категорий граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки или потребителями государственных услуг.
Вместе с тем на повестке дня в отраслях социальной сферы стоят новые задачи, связанные с проведением структурных реформ.
Одной из ключевых задач на 2011 год является осуществление всех необходимых мероприятий, связанных с подготовкой к реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений должны быть направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по оптимизации подведомственной сети.
Необходимо уже в текущем году разработать и утвердить план вышеуказанных мероприятий, который будет включать в себя как организационные мероприятия, так и разработку новых нормативных правовых актов, а также изменение действующих.
Таким образом, перевод государственных учреждений Новосибирской области (далее - учреждения) в новые организационно-правовые формы: казенные, бюджетные и автономные - предлагается осуществить с 1 января 2012 года.
Также одной из основных задач, решение которой будет непосредственно влиять на судьбу учреждений, является проведение уже в текущем году инвентаризации их загруженности в сравнении с проектной мощностью. В случае объективного снижения количества потребителей соответствующих услуг, оказываемых данными учреждениями, необходимо решать вопросы об их реорганизации, преобразовании в филиалы более крупных учреждений либо ликвидации. Такая работа должна быть проведена во всех отраслях, где есть подведомственные учреждения.
Необходимо проводить работу по инвентаризации и оптимизации государственного и муниципального заказа, направленную на эффективное использование бюджетных средств, жесткую регламентацию государственных заданий, повышение качества формирования государственных заданий за счет перехода на нормативный метод.
Не допускать рост расходов на оплату коммунальных услуг за счет оптимизации их потребления и повышения энергоэффективности.
Кроме того, нужно минимизировать срок прохождения бюджетных средств (в большей степени это касается, безусловно, межбюджетных трансфертов, связанных с выплатой заработной платы и иных публичных обязательств перед гражданами) непосредственно с момента их перечисления из областного бюджета в местные бюджеты до выплаты конкретному человеку. В настоящее время в некоторых случаях этот срок составляет до двух недель и это недопустимо.
В рамках подготовки проекта областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов необходимо проанализировать наличие учреждений, находящихся в собственности Новосибирской области и муниципальных образований, на предмет соответствия их расходным обязательствам каждого уровня власти. Результатом этого должно быть принятие решений о передаче соответствующих учреждений из государственной собственности в муниципальную собственность по согласованию с органами местного самоуправления. Также возможен вариант, при котором ряд учреждений, в настоящее время являющихся муниципальными, будут приняты в областную собственность.
Главным распорядителям бюджетных средств надлежит уже в 2010 году разработать и представить в Правительство Новосибирской области предложения по привлечению организаций негосударственного сектора экономики к оказанию государственных услуг начиная с 2011 го