(21.09.2012 17:53) Автор рейтинга информационной открытости губернаторов рассказал о трендах в работе региональных начальников на информационном поле
Мы живем в информационном обществе, что, само собой, ни для кого не секрет. Как не секрет и то, что частью этого общества являются и руководители страны, регионов и городов нашей большой страны. Однако далеко не все из них понимают, как себя вести на публичном посту в довольно быстро меняющемся мире: что говорить СМИ и как часто, как реагировать на социальные сети. Многие из управителей в этих условиях теряются, другие, напротив, находят новые для себя инструменты обратной связи с населением вверенной им территории. О том, какие тренды здесь существуют, как выглядят на фоне других сибирские губернаторы, а также почему некоторые менеджеры от власти неадекватно реагируют на "фейк-аккаунты" "Сибинфо" поговорил с политологом автором рейтинга информационной открытости губернаторов Александром Улитиным.
- Откуда и почему у вас родилась идея создания рейтинга информоткрытости глав регионов?
— Сама идея родилась года два назад. Она была вызвана тем, что стало меняться отношение к чиновникам на всех уровнях. Если раньше, в 90-е и начале 2000-х годов, они были своего рода кастой со своими нормами поведения, и эта каста была отделена от населения некой стеной, сейчас ситуация кардинально не изменилась, но наметился такой тренд, когда сами чиновники стали более открытыми, а главное, что в обществе сформировался запрос на подотчетность и открытость власти.
Мы поняли, что такой тренд есть, посмотрели, какие рейтинги губернаторов существуют на медийном рынке и решили измерить открытость глав регионов. Нас могут критиковать за слишком простой подход, однако, как показывает практика, мы способствовали росту запроса на информационную открытость власти. Результаты данного рейтинга стали обсуждаться экспертами, СМИ, а также командами губернаторов.
— За время существования рейтинга что изменилось, какие тренды наметились в открытости губернаторов?
— Первый тренд – это широкое вовлечение губернаторов в социальные сети. Когда мы начинали это исследование, в "Твиттере" было не более трети глав регионов, сейчас – почти половина. Главный импульс при этом – требование населения, а также сложившиеся обстоятельства, когда в 2012 году мы переходим к выборам губернаторов. И чем более транспарантный образ будет создан, тем выше шансы у того или иного претендента на пост руководителя субъекта.
Но в то же время эта активность в соцсетях пока не носит системный характер. Есть лишь порядка десяти губернаторов, которых сложно заподозрить в том, что не они отвечают на сообщения блогеров. Такие блоги популярны, их интересно читать, и в конечном итоге имидж этих губернаторов только выигрывает. Создается механизм обратной связи, минуя помощников.
Губернаторы стали чаще говорить, и это также тренд, доказанный количеством сообщений. Впрочем, эффект недосказанности при этом остается. Губернатор вроде говорит, но обходит острые вопросы. На основе этого наблюдения мы запустили второй наш рейтинг, построенный на основе опроса региональных редакций.
Интересно наблюдать, как показатели наших двух рейтингов между собой соотносятся. Оценки часто совпадают, но есть и отличия. К примеру, мы называем губернатора информационно закрытым, согласно нашему рейтингу, а местные журналисты считают его достаточно открытым. Здесь может играть роль и контроль СМИ местными администрациями и вопросы финансирования, и тем не менее многие журналисты, особенно в национальных республиках, довольствуются существующим уровнем работы губернатора. Таким образом, критерии информационной открытости по регионам отличаются кардинальным образом.
— Что в данном случае характерно для сибирских губернаторов?
— Первое, что бросается в глаза, – это игнорирование социальных сетей. В "Твиттере" есть недавно назначенный губернатор Сергей Ерощенко (глава Иркутской области. - Прим. ред.), а вот с другими здесь все проблематично. Второй момент – закрытость ряда губернаторов. Это касается, в частности, Амана Тулеева (Кузбасс) и руководителей Республики Алтай и Алтайского края. Хотя у двух последних сейчас ситуация выравнивается. В 2011 году оба были закрытыми.
А вот новые губернаторы Жвачкин (Сергей Жвачкин – глава Томской области. - Прим. ред.) и Назаров (Виктор Назаров – коллега Жвачкина из Омского региона. - Прим. ред.) надежд пока не оправдывают и "скачков" открытости не совершают.
— Губернаторы часто страдают формализмом. К примеру, оскорбленный своим низким местом в рейтинге информоткрытости Александр Карлин (губернатор Алтайского края. - Прим. ред.) созвал так называемый медиалог – поначалу открытую площадку для общения со СМИ. Но его "роман" с журналистами был недолгим, и вскоре все это превратилось в клуб по интересам…
— Медиалог выстрелил, но выстрелил он также, как и "Твиттер" Рамзана Кадырова. Один раз. Попытка выстроить работу есть, но она несистемна. Здесь могут быть различные причины. Кто-то, к примеру, посоветовал Карлину устроить новый формат общения с прессой, но это вызвало какое-то недовольство, и дальше губернатор сказал: "Все, баста". Возможно, было так. Это несистемная работа, характерная для сибирских губернаторов.
— Быть может, губернаторы "карлинского" типажа и хотят стать более открытыми, но ментально не готовы к этому и попросту боятся неожиданных вопросов?
— Тут мы приходим к проблеме всего губернаторского корпуса, которому необходимо обновление, поскольку большая их часть советской закалки и настороженно воспринимает журналистов. Им чужда сама ценность информационной открытости. Вместе с тем доля информационно открытых губернаторов росла в последнее время, а с возвращением выборов, думаю, она также будет увеличиваться. Существует запрос со стороны общества.
— От регионов к городам. Недавно в "Твиттере" появился аккаунт барнаульского сити-менеджера Игоря Савинцева. Вскоре выяснилось, что это "фейк" (автор даже подписал: Role-playing account. - Прим. ред.). Казалось бы, обычное дело. Но удивила реакция горадминистрации, которая гневно открестилась от факта появления микроблога у господина Савинцева.
— Большая часть местных элит, условно, люди советской ментальности. Они воспринимают активность в "Твиттере" как некое баловство, московскую моду на протестность. Особое раздражение у них вызывают факты твиттер-активности коллег, которые, с их точки зрения, нарушают негласную корпоративную этику. Здесь мы возвращаемся к тому, что необходимо обновление местных элит, в чем заинтересовано общество и наиболее прогрессивные представители самих местных элит.
— Каким должен быть руководитель города и региона в обозримом будущем для того, чтобы население его адекватно воспринимало, и он мог отработать свои два-три срока?
— Думаю, к концу этого десятилетия мы будем видеть немного других чиновников и на местах и на федеральном уровне. Что касается того, каким должен быть руководитель, в первую очередь ему нужно выстроить отношения с населением, а как он это сделает: с помощью "Твиттера" или традиционных СМИ, это уже вопрос инструментария. Он второстепенный.
Если есть региональная система общения с журналистами со свободой вопросов и адекватными ответами, если его администрация отвечает на запросы журналистов, а не игнорирует их, то по итогу формируется интересный контент, в котором население может узнать о деятельности человека, который ими руководит. Ведет ли он при этом "Твиттер", им может быть и не интересно. Губернатору важно понимать необходимость общения с населением и делать это на регулярной основе, а не так, как с медиалогом, - запустили в одном формате, затем сузили его рамки до непонятной населению формы.
Павел Быковских
Близкие материалы по тегам: