Интервью

Александр Молотов: "Было принято несколько судьбоносных решений для дальнейшей жизни Алтайского края и его политического ландшафта"
Александр Молотов Было принято несколько судьбоносных решений для дальнейшей жизни Алтайского края и его политического ландшафта

19 июня 2012 10:34

Этой осенью пройдут выборы в Барнаульскую городскую думу. Под это дело в Алтайском крае парламентским большинством изменили методику распределения депутатских мандатов. Вместо старого доброго метода, который используется на выборах в Госдуму, на этот раз депутатов будут "созывать" по методу "Империале". Его суть заключается в том, что партия большинства набирает большее количество мандатов, нежели это позволяет количество полученных голосов. Что приводит к "краже" двух-трех мандатов. Об этом корреспонденту "СибИнфо" рассказал заместитель председателя комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Молотов.


– Александр Владимирович, какое отражение на муниципальном уровне Алтайского края находят нынешние политические реформы?
– У политической реформы, которая в настоящее время заявлена и, по сути, происходит в стране, в том числе и в области законодательства, есть определенный бэкграунд. Говорить о том, что реформа началась только потому, что после декабрьских выборов начались волнения, это не совсем правильно.

Вспомним хотя бы тот факт, если мы говорим о муниципальных выборах, что уже в марте 2011 года был принят федеральный закон, в соответствии с которым в кодекс Алтайского края были внесены две принципиальные нормы, которые как раз касаются муниципальных выборов. Первое – это введение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы во всех тех представительных органах муниципальных районах и городских округов, где число депутатов составляет двадцать и более. Второе – снижение проходного барьера на муниципальных выборах с семи до пяти процентов. Соответствующие изменения были внесены еще весной 2011 года.

Направлены изменения, с одной стороны, на стимулирование участия политических партий в муниципальных выборах, у них появляется интерес. А с другой стороны, позволяет сформировать депутатский корпус представительных органов, максимально учитывая голоса избирателей, которые были отданы за различные политические силы.

– То есть отражение положительное?
– Конечно, и здесь есть свои минусы. В частности, это разрыв прямой связи между депутатами и непосредственно избирательным корпусом. То, что есть очень четко при мажоритарной системе. Ну и нельзя не заметить сразу неприятную тенденцию, которая в Алтайском крае появилась. Многие муниципалитеты, в частности Угловский, Топчихинский, Косихинский, Кытмановский, Зональный, Алтайский районы, не дожидаясь внесения изменений, либо во время их внесения, стали изменять свои уставы.

Они уменьшили количество депутатов представительных органов до 19 и менее, тем самым выведя их из-под действия нормы. Объяснения были даны этому самые незатейливые. Дескать, отделения партий толком не развиты, где-то вообще не сформированы, ведение пропорциональной системы на местах приведет к тому, что депутатский корпус будет представлен варягами, имеющими отношения исключительно к выигравшей партии, а не соответствующей территории.

Истинной причиной всех этих изменений стала боязнь потерять доминирующее положение на муниципальном уровне, необходимость в этом случае учиться договариваться, искать компромиссы с представителями различных политических сил.

– В самом Алтайском крае, на уровне нашего законодательства, как проходят все политические реформы?
– Если говорить о сегодняшней ситуации, то на последней сессии АКЗС было принято несколько важных, в каком-то смысле даже судьбоносных, решений для дальнейшей жизни края и его политического ландшафта. Прежде всего, это возврат выборов губернаторов. Правда, выборы в куцем виде нам вернутся, самовыдвижения не будет. Несмотря на то что "Справедливая Россия" и коммунисты вышли с соответствующими поправками, парламентское большинство решило, что самовыдвиженцев не надо, поскольку, дескать, их на практике уже и не бывает. Такая вот иезуитская логика.

Если говорить о муниципальных выборах, то тут тоже несколько принципиальных изменений произошло. Ну, во-первых, изменилась методика распределения депутатских мандатов. Пропорциональное распределение остается, но методика при этом меняется. Вместо старого доброго метода Томаса Хэра, который используется на выборах в Госдуму, стал метод "Империале".

Разница принципиальная. То есть метод "Империале" навряд ли можно назвать методом пропорционального распределения мандатов. Поскольку математически доказано, что пропорции на самом деле не получается, и партия большинства обычно набирает большее количество мандатов, нежели это позволяет количество полученных голосов. Обычно это, скажем так, приводит к "краже" двух-трех мандатов.

Если орган представительной власти не большой, это особой роли не играет. Но здесь мы говорим о местном муниципальном уровне. Если депутатов всего 20-30, то тут эти мандаты могут играть решающую роль.

Я спросил у Красилова, председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению, а чем руководствовались-то? Чем метод Томаса Хэра плох, а "Империале" хорош? Он посмотрел на меня такими глазами и сказал, мол, мы считаем, что это все правильно, и мы распределяем мандаты до шестой цифры после запятой. После этого я понял, что дальше, наверное, комментарии излишни. Надо, значит надо.

– Определенным образом это должно сыграть на выборах в гордуму Барнаула. А что насчет введения на уровне региона так называемых горизонтальных списков?
– Это второй очень важный момент, который также определенным образом сыграет на выборы в гордуму. Смысл в том, что теперь, как на выборах в АКЗС, на выборах представительных органов муниципалитетов, количество избирателей которых превышает 100 тысяч человек, а это Барнаул, Бийск и Рубцовск, списки будут состоять из двух частей. Причем изначально речь шла о 300 тысячах человек, но фракция КПРФ предложила эту цифру снизить, и эта поправка была принята. Но ушла она, правда, как поправка от комитета. Так вот, есть одна принципиально новая деталь – теперь списки будут не вертикальные, а горизонтальные. Будет центральная часть, куда будут входить три фамилии. И будут территориальные группы, которые соотносятся с территорией избирательных округов. Поскольку в нашем случае 20 мест распределяется по мажоритарной системе, то и 20 территориальных групп. В каждой группе от двух до четырех кандидатов.

Политические силы, за исключением ЛДПР, поддержали эту позицию. Поскольку введение территориальных групп действительно делает более тесной связь депутатов и избирателей. То есть тут уже "паровозы" не пройдут, поскольку избиратель будет видеть не только центральную часть, но еще и будет видеть свою территориальную группу, тех людей, которые баллотируются от этой территории.

Ну и по поводу политических партий. На самом деле на муниципальных выборах это скажется меньше, чем на федеральном или региональном уровне. Первый момент заключается в том, что и раньше и сейчас в муниципальных выборах могут участвовать не только политические партии, но и иные общественные объединения, уставы которых предусматривают возможность участия в местных выборах. Тут не надо создавать партию. Единственный маленький нюанс, но очень насущный – надо собирать подписи.

Ну и второй момент. Здесь система по большей степени смешанная – мажоритарно-пропорциональная, даже в Барнауле. Поэтому в любом случае мажоритарная часть остается, остаются самовыдвиженцы и вот эта партийная политическая реформа  в меньшей степени скажется на местном муниципальном уровне.
 

Поделиться информацией: